С 13 по 16 сентября в Москве на Красной площади состоится Международный фестиваль «Кремлевская зоря», на котором продемонстрируют свое исполнительское мастерство лучшие военные оркестры Великобритании, Германии, Италии, Дании, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Канады, Южно-Африканской Республики и, конечно, России. Наверняка среди прочих произведений прозвучит в сердце нашей столицы широко известный и необычайно популярный марш «Прощание славянки». Однако, к сожалению, немногие соотечественники смогут сегодня назвать имя его создателя Василия Ивановича Агапкина.
В ЦАРСКОЙ И КРАСНОЙ АРМИЯХ
Будущий автор 12 строевых и 9 встречных маршей, а также вальсов, романсов родился в 1884 году в бедной крестьянской семье. Ему едва исполнился год, когда скончалась мать. Семь лет спустя Василий и три его младшие сестры остаются на попечении мачехи – надорвав силы на разгрузке барж в астраханском порту, умирает отец.
Окончив три класса приходской школы, Агапкин был вынужден поступить воспитанником в 308-й Царевский резервный батальон, размещавшийся в Астрахани. Проучившись пять лет, Василий стал солистом в оркестре. Почувствовав, что сможет самостоятельно работать, юный музыкант в 1899 году уезжает на Кавказ, в город Петровск (ныне Махачкала), где поступает в Аварский резервный пехотный батальон. 15-летнему трубачу установили очень низкое жалование – всего 10 рублей, часть которого он регулярно высылал сестрам.
В 1900 году Агапкин перебирается в Грозный, где ему предложили оклад вдвое больший, чем ранее. Теперь он солист оркестра 82-го пехотного Дагестанского полка. Еще через год Агапкин получает приглашение отправиться в Александрополь (затем Ленинакан, сейчас Гюмри), в 45-й драгунский Северский полк, там он получает уже 30 рублей в месяц. Потом он играет в оркестрах 43-го и 16-го драгунских полков.
После завершения в 1910 году действительной службы Василий мечтает уехать в Москву и поступить в консерваторию. Но недостаток денежных средств (по-прежнему надо помогать младшим сестрам) вынуждает его остановиться в Тамбове. Он – сверхсрочник в 7-м запасном кавалерийском полку, штаб-трубач. Одновременно занимается в городском музыкальном училище и тогда же увлекается композицией. В 1915 году, окончив обучение, был удостоен звания военного капельмейстера (дирижера оркестра), однако смог получить соответствующую должность лишь в 1917 году, когда в России победила Февральская революция.
Капельмейстером в 7-м запасном кавалерийском полку Агапкин оставался до 20 марта 1918 года, пока волна реорганизации старой армии не дошла до Тамбова. Около четырех месяцев Василий Иванович руководил оркестром при Тамбовском союзе оркестровых музыкантов. В июле 1918 года он добровольно вступает в Красный гусарский Варшавский полк в качестве капельмейстера и осенью вместе с ним отправляется на Южный фронт, где находится более года – до того, как его валит с ног сыпной тиф.
САМЫЙ ЯРКИЙ ЭПИЗОД ЖИЗНИ
Выздоровев, Агапкин в марте 1920-го на два месяца уезжает к семье в Тамбов, чтобы окрепнуть после тяжелой болезни. С мая он создает оркестр 115-го (впоследствии 74-го) батальона войск ВЧК, а потом – такой же коллектив в 27-м отдельном батальоне войск ГПУ. Так Василий Иванович впервые проявил себя и как хороший организатор. В короткие сроки возглавляемые талантливым дирижером оркестры освоили разнообразный и интересный репертуар, после чего с большим успехом выступали в Тамбове.
Летом 1922 года наконец-то осуществилась давняя мечта Агапкина: его переводят в Москву, на должность капельмейстера 17-го особого полка войск ОГПУ. Однако через год часть расформировывается, и Агапкину приходится искать себе новое место работы. Он устраивается капельмейстером 1-й Московской школы Транспортного отдела ОГПУ.
Правда, в аттестации от 31 декабря 1925 года было отмечено, что Агапкин политически развит слабо, не любит замечаний, самолюбив. В то же время его ценят как профессионала: «Дело свое любит и знает. Авторитетом среди подчиненных пользуется. Исполнительный. Занимаемой должности соответствует». В последующих аттестациях политическое развитие капельмейстера оценивалось как удовлетворительное, зато подчеркивалось, что он хороший руководитель оркестра, дело свое знает и любит...
В 1930 году Агапкина приглашают на должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (с июля 1934 года Центральная школа НКВД СССР, с марта 1939-го Высшая школа НКВД СССР). Василий Иванович быстро сколачивает высококлассный коллектив военных музыкантов, проявляя при этом неутомимую энергию. Оркестр Центральной школы регулярно выступает в саду «Эрмитаж», неизменно привлекая всеобщее внимание слушателей.
Когда началась Великая Отечественная война, Агапкину было уже 57 лет, он являлся одним из ветеранов военно-музыкального дела в Советском Союзе. Именно ему, в ту пору руководителю оркестра Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения, доверили дирижировать сводным оркестром на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. Не имея достаточного времени для репетиций, в условиях строгой секретности организации самого парада Василий Иванович сумел так подготовить музыкантов к выступлению, что ему была объявлена благодарность наркома обороны СССР Сталина.
НОВОСИБИРСК И СНОВА МОСКВА
В марте 1942-го Агапкина направляют в эвакуацию в Новосибирск, капельмейстером в Московское военно-техническое училище НКВД. За полтора года музыканты оркестра этого учебного заведения под руководством Василия Ивановича существенно повысили исполнительское мастерство: их репертуар стал разнообразие и включал не только строевые марши. В коллективе сложился хороший состав исполнителей, он приобрел заслуженный авторитет в городе на берегах Оби, выступая на фабриках и заводах, в госпиталях.
Оркестру под руководством Агапкина поручалось весной и осенью 1943 года обеспечение музыкального сопровождения встреч в аэропорту Новосибирска возвращавшихся из Москвы в США личных представителей американского президента Джозефа Девиса и Дональда Нельсона. Они высоко оценили исполнительское мастерство коллектива и поблагодарили его дирижера.
В ноябре 1943 года поступило распоряжение об откомандировании полковника административной службы Агапкина в Москву. Он назначается капельмейстером оркестра Высшей школы НКГБ СССР. В 1944 году ее начальник в представлении Василия Ивановича к государственной награде указывал, что оркестры, которыми тот руководил, отличались высокой культурой исполнения, сложностью и разнообразием репертуара, отличной слаженностью и образцовой строевой подготовкой. За время своей музыкальной деятельности Агапкин воспитал немалое количество музыкантов, многие из которых солируют в государственных оркестрах или служат капельмейстерами.
15 марта 1946 года в ходе послевоенной реформы исполнительных органов власти НКГБ преобразовали в Министерство государственной безопасности СССР. В число подразделений этого ведомства вошел и Образцовый оркестр МГБ, дирижером которого в 1947 году стал Агапкин. Он подобрал очень способных исполнителей, в результате чего коллектив быстро завоевал уважение московской общественности и ценителей музыки, участвовал в праздничных мероприятиях на Красной площади 1 мая и 7 ноября.
Вопреки преклонному возрасту Василий Иванович неутомимо трудился, проводил репетиции оркестра и дирижировал его выступлениями. Он передавал свои знания музыкантам, организовал и проводил лекции для специалистов по истории русской классической и советской музыки.
Лишь в 71 год Василий Иванович ушел в отставку. Скончался он 29 октября 1964 года. Автора бессмертного «Прощания славянки» похоронили на Ваганьковском кладбище. А его марш 30 лет спустя, утверждают некоторые СМИ, поэт Иосиф Бродский предлагал сделать гимном России...