Батискаф "Мир" готовится к погружению.
Фото Reuters
Вторая половина летнего сезона в России чуть ли не традиционно отмечается всплеском аварийных ситуаций в морской и воздушной стихии. В частности, август 2000-го памятен гибелью АПРК К-141 «Курск». Пять лет спустя происходит авария самоходного глубоководного аппарата (СГА) АС-28. Не стал исключением и нынешний год, когда из-за повреждений батискафа «Мир-2» было приостановлено проведение широко разрекламированной экспедиции на озере Байкал. Как стало известно, при спуске на воду в штормовых условиях батискаф столкнулся с базовой плавучей платформой.
Пилот «Мира-2» Герой России Евгений Черняев сообщил о непривычных, сопряженных с риском условиях погружения, а также о том, что «взаимодействие между исследователями и экипажем судна специального назначения – платформы «Метрополия» – только налаживается». Добавим, конструкция батискафов рассчитана на штатный носитель – исследовательское судно «Академик Келдыш».
Характерны итоги разбора эпопеи «заплывов и ныряний» (выражение экс-министра обороны Сергея Иванова) трехлетней давности, когда комиссия по анализу действий сил флота возбудила уголовное дело по статье «Халатность» в связи с чрезвычайным происшествием на АС-28. Произошло то, что и должно было произойти при управлении СГА не штатным командиром в звании капитан-лейтенант и оператором-мичманом, а капитаном 1 ранга, командиром дивизиона аварийно-спасательной службы ТОФ и гражданским специалистом. Не запутаться в тросах гидроакустической системы наблюдения за подводной обстановкой, выполняя несвойственные данному аппарату задачи, было весьма проблематично.
Тем не менее, нецелевое использование различной военной и гражданской техники стало у нас обычным явлением. Руководители страны и парламентарии устремились в глубины океана и взялись за штурвалы стратегических бомбардировщиков, не считаясь с тем, что, занимая место штатного специалиста, они уменьшают численность экипажа и надежность управления в критической ситуации. Кстати, как установил МАК, главной причиной августовского, 2006 года, «самолетопада» была слабая подготовка вторых пилотов к распознанию пространственного положения авиалайнера, отклонений по скорости и другим параметрам полета. При этом, вторым пилотом Ту-154М, потерпевшего катастрофу под Донецком, являлся молодой стажер, имевший в отличие от политических деятелей соответствующее высшее образование.
В электротехнике есть понятие «короткое замыкание» – не предусмотренное нормативными условиями работы соединение точек электрической цепи, имеющих различные потенциалы друг с другом или с другими цепями через пренебрежимо малое сопротивление. Короткое информационное замыкание происходит из-за потенциала некомпетентности руководящего органа. Что проявляется во вмешательстве в технические процессы и работу специалистов с игнорированием при этом возможности использовать промежуточных звенья управления.
Нечто подобное можно увидеть в экспедиции на Байкале: в состав экипажа батискафа включены женщина – председатель комитета Госдумы по природным ресурсам Наталья Комарова, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, другие депутаты нижней палаты и партнеры Фонда содействия озера Байкал. Все они очень хотели участвовать в рекордном глубоководном погружении, но не в кропотливых научных наблюдениях.
Батискафы прошли 3,5 мили, не обнаружив глубин свыше 1580 м, что закономерно: точные координаты впадин определяют предварительно эхолотом. Не нашел думский экипаж на дне Байкала и артефакты. Причем вряд ли глубоководные прогулки повлияют на прогресс законотворчества и борьбу с коррупцией.
Ажиотажный спрос при дефиците посадочных мест не мог не вызвать роста интенсивности и продолжительности погружений. Что, невзирая на погоду, было санкционировано научным руководством, профессионально незнакомым с устройством и особенностями эксплуатации глубоководных аппаратов.
Сходство аварий СГА АС-28 и «Мира» очевидно: потеря при спасательных работах подводного аппарата «Веном» стоимостью 10 млн. руб. и разрушение движителя батискафа. Однако дезорганизующее влияние «человеческого фактора» здесь существенно различается.
Мотив «заплывов и ныряний» – прибавка к выслуге лет уходящего на пенсию командира дивизиона АСС. Вмешательство же политиков в регламент работ экспедиции на Байкале заставляет вспомнить о катастрофе ракеты Р-16 в октябре 1960 года. В ту пору во имя доклада Никите Хрущеву о пуске новой МБР к празднику 7 ноября при доработках заправленного изделия на стартовой позиции были допущены грубейшие нарушения.
В летопись громких отечественных ЧП авария батискафа «Мир-2» войдет как пример некомпетентного вмешательства руководства в функции рядовых исполнителей, подавления инициативы и реакции на опасность промежуточных звеньев управления.
Профессионалы называют это «генеральский эффект» – причина эпидемии гибели губернаторов из-за неправомерных указаний летчику или водителю автомобиля.