0
3662
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

08.08.2008 00:00:00

Авария батискафа "Мир-2"

Сергей Ясенев

Об авторе: Сергей Ясенев - кандидат технических наук, полковник в отставке, выпускник Высшего военно-морского училища инженеров оружия.

Тэги: байкал, батискаф, авария


байкал, батискаф, авария Батискаф "Мир" готовится к погружению.
Фото Reuters

Вторая половина летнего сезона в России чуть ли не традиционно отмечается всплеском аварийных ситуаций в морской и воздушной стихии. В частности, август 2000-го памятен гибелью АПРК К-141 «Курск». Пять лет спустя происходит авария самоходного глубоководного аппарата (СГА) АС-28. Не стал исключением и нынешний год, когда из-за повреждений батискафа «Мир-2» было приостановлено проведение широко разрекламированной экспедиции на озере Байкал. Как стало известно, при спуске на воду в штормовых условиях батискаф столкнулся с базовой плавучей платформой.

Пилот «Мира-2» Герой России Евгений Черняев сообщил о непривычных, сопряженных с риском условиях погружения, а также о том, что «взаимодействие между исследователями и экипажем судна специального назначения – платформы «Метрополия» – только налаживается». Добавим, конструкция батискафов рассчитана на штатный носитель – исследовательское судно «Академик Келдыш».

Характерны итоги разбора эпопеи «заплывов и ныряний» (выражение экс-министра обороны Сергея Иванова) трехлетней давности, когда комиссия по анализу действий сил флота возбудила уголовное дело по статье «Халатность» в связи с чрезвычайным происшествием на АС-28. Произошло то, что и должно было произойти при управлении СГА не штатным командиром в звании капитан-лейтенант и оператором-мичманом, а капитаном 1 ранга, командиром дивизиона аварийно-спасательной службы ТОФ и гражданским специалистом. Не запутаться в тросах гидроакустической системы наблюдения за подводной обстановкой, выполняя несвойственные данному аппарату задачи, было весьма проблематично.

Тем не менее, нецелевое использование различной военной и гражданской техники стало у нас обычным явлением. Руководители страны и парламентарии устремились в глубины океана и взялись за штурвалы стратегических бомбардировщиков, не считаясь с тем, что, занимая место штатного специалиста, они уменьшают численность экипажа и надежность управления в критической ситуации. Кстати, как установил МАК, главной причиной августовского, 2006 года, «самолетопада» была слабая подготовка вторых пилотов к распознанию пространственного положения авиалайнера, отклонений по скорости и другим параметрам полета. При этом, вторым пилотом Ту-154М, потерпевшего катастрофу под Донецком, являлся молодой стажер, имевший в отличие от политических деятелей соответствующее высшее образование.

В электротехнике есть понятие «короткое замыкание» – не предусмотренное нормативными условиями работы соединение точек электрической цепи, имеющих различные потенциалы друг с другом или с другими цепями через пренебрежимо малое сопротивление. Короткое информационное замыкание происходит из-за потенциала некомпетентности руководящего органа. Что проявляется во вмешательстве в технические процессы и работу специалистов с игнорированием при этом возможности использовать промежуточных звенья управления.

Нечто подобное можно увидеть в экспедиции на Байкале: в состав экипажа батискафа включены женщина – председатель комитета Госдумы по природным ресурсам Наталья Комарова, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, другие депутаты нижней палаты и партнеры Фонда содействия озера Байкал. Все они очень хотели участвовать в рекордном глубоководном погружении, но не в кропотливых научных наблюдениях.

Батискафы прошли 3,5 мили, не обнаружив глубин свыше 1580 м, что закономерно: точные координаты впадин определяют предварительно эхолотом. Не нашел думский экипаж на дне Байкала и артефакты. Причем вряд ли глубоководные прогулки повлияют на прогресс законотворчества и борьбу с коррупцией.

Ажиотажный спрос при дефиците посадочных мест не мог не вызвать роста интенсивности и продолжительности погружений. Что, невзирая на погоду, было санкционировано научным руководством, профессионально незнакомым с устройством и особенностями эксплуатации глубоководных аппаратов.

Сходство аварий СГА АС-28 и «Мира» очевидно: потеря при спасательных работах подводного аппарата «Веном» стоимостью 10 млн. руб. и разрушение движителя батискафа. Однако дезорганизующее влияние «человеческого фактора» здесь существенно различается.

Мотив «заплывов и ныряний» – прибавка к выслуге лет уходящего на пенсию командира дивизиона АСС. Вмешательство же политиков в регламент работ экспедиции на Байкале заставляет вспомнить о катастрофе ракеты Р-16 в октябре 1960 года. В ту пору во имя доклада Никите Хрущеву о пуске новой МБР к празднику 7 ноября при доработках заправленного изделия на стартовой позиции были допущены грубейшие нарушения.

В летопись громких отечественных ЧП авария батискафа «Мир-2» войдет как пример некомпетентного вмешательства руководства в функции рядовых исполнителей, подавления инициативы и реакции на опасность промежуточных звеньев управления.

Профессионалы называют это «генеральский эффект» – причина эпидемии гибели губернаторов из-за неправомерных указаний летчику или водителю автомобиля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1150
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1123
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
906
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
584

Другие новости