Игорь Волк, Владимир Томский. Сделано в России. М., 2009. – 239 с.
Эта книга – не рапорт и не подарочное издание к Дню космонавтики (на который, кстати, приходится и день рождения одного из авторов – летчика-испытателя, космонавта № 58). Наряду с оценкой исторических, мировоззренческих и гуманитарных сторон освоения межпланетного пространства авторы ставили перед собой емкую задачу: определить факторы его земных успехов и тупиковых путей, изучить уникальный феномен широкомасштабного проекта и спрогнозировать вектор выживания.
12 апреля 1961 года миллионы людей осознали: произошло нечто, к чему человечество готовилось и шло тысячи лет. Попутно Сергеем Королевым и возглавляемой им командой единомышленников была решена проблема силового противостояния между США и СССР. Но для нынешней России актуально иное, утверждают авторы: «Королеву, его ученикам и соратникам удалось создать реальные, эффективно работающие механизмы мобилизационной экономики без насилия над человеком». По убеждению обоих исследователей, разработанные в середине ХХ века структуры и схемы управления в условиях жестких ограничений могут позволить и теперь поднять с колен, возродить страну.
Один человек «впервые за многовековую историю России бережно собрал профессиональные элиты, мобилизовал их на решение пионерных созидательных работ общечеловеческого масштаба», а задуманный им Совет Главных за 20 лет «справился с самой страшной бедой страны – структурной разобщенностью отраслей экономики и системы власти в целом┘» По сути выполняя функции национального лидера, Королев сделал для Отечества больше, чем любой из известных нам верховных правителей. А урок Совета? Правильные стратегические и оперативные решения могут быть гарантированы только демократическим способом выработки решений и персональной ответственностью за выполнение.
Книга получилась многослойная: рассказ о прямой народной демократии в Великом Новгороде, анализ результатов царствования Екатерины II, художественный этюд «Тихонравов на Байконуре»... Учение о Космосе и смысле жизни – традиционная прерогатива российской мысли, общественной и частной, вновь выходят на обобщения авторы. И нередко поднимаются до незаурядных и неоднозначных выводов. Так, о развитии спутниковой связи говорится в широком плане, критика нерыночных отношений у операторов связи сменяется замечанием о том, что гражданские наработки часто служили для военных приложений (а не наоборот). По проекту Королева впервые в мире была создана глобальная многофункциональная космическая инфраструктура. Благодаря этому люди убедились в бесперспективности силового решения конфликтов, осознали апокалипсическую угрозу глобального ядерного столкновения.
«Системность по Королеву» проявлялась в хозяйском, масштабном и долгосрочном понимании задач, в чем он убеждал Кремль. И тогда был сделан мощный задел для развития отечественной электроники, лазерного приборостроения, оптики. Под высокоорбитальную спутниковую связь создано более 100 наземных станций «Орбита», заложена основа наземной инфраструктуры, используемой для управления и слежения за космическими аппаратами вообще. А оборонный формат идеи привел к росту доверия, снижению уровней противостояния и шансу оперативно решить вопросы в конфликтных ситуациях.
Но вот ракета Н-1 и комплекс «Буран-Энергия», отмечает Игорь Волк, пали жертвами отнюдь не научно-технических неудач. И не последнюю роль сыграла невнятная позиция военных. Кстати, опасность для космонавтики (а в общем, и экономики) сам Королев видел в ожесточенной чиновничьей конкуренции за близость к плодам тематики, в бесконтрольности и безответственности, предупреждал об отсутствии единой технической политики, нездоровом соперничестве. В результате опаздывала и забалтывалась конверсия, по словам авторов, «в магазинах даже утюгов порядочных не появилось, не говоря о телевизорах и автомобилях». После ухода из жизни Курчатова, Королева и Келдыша возобладали узковедомственные подходы, ускоряя крах СССР.
Горек, но справедлив упрек: «Судьба Гагарина, как и судьба Королева, Пушкина и многих других выдающихся сынов России, печальна в своем финале. Не сберегли! Это демонстративное небрежение к людям стало проблемой национальной безопасности, позорным национальным стандартом в отношениях людей и власти в нашей стране и роковой традицией одновременно». По этой причине 36 тыс. человек погибает у нас ежегодно только в дорожных происшествиях. Абсолютный мировой рекорд!
Между тем нарастают и глобальные угрозы, у человечества может просто не хватить времени для своевременного и эффективного их парирования. К числу таких проблем, считают авторы, следует отнести ряд трендов геофизического, техногенного, экологического и космологического характера, эпидемии, проблемы информатизации, телекоммуникации┘ Космонавтика – хороший инструмент совместной профилактики и лечения.