0
2233
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

20.05.2011 00:00:00

От первого дня до последнего

Андрей Шишканов

Об авторе: Андрей Иванович Шишканов - полковник, кандидат социологических наук.

Тэги: война, письма, фронт


война, письма, фронт

Анатолий Цветков. Два брата: окопная повесть. – М.: Спутник, 2011.

Накануне 66-й годовщины победы в Великой Отечественной войне вышла в свет повесть ее участника писателя Анатолия Цветкова «Два брата». Эта повесть – не отрывки из биографии братьев Поляковых, уроженцев средней полосы России, а рассказ о самых трудных днях их жизни, которые пришлись на годы Великой Отечественной войны.

Основу повести составляют письма братьев. Младшего Петра, с фронта в тыл страны, и старшего Николая, из небольшого городка, затерявшегося в глубинке, на фронт.

Эта повесть как бы своеобразная перекличка двух свидетелей тяжелейшей из войн, которая обрушилась на нас в XX столетии. В письмах братьев – святая правда о тех суровых днях и ночах, которые пережили советские люди в борьбе с самым ненавистным врагом человечества – немецким фашизмом.

По мнению поэта Гете, письма принадлежат к наиболее значительным памятникам, оставленным после себя человеком. А вот мнение Герцена на этот счет: «Письма – больше, чем воспоминания, на них запеклась кровь событий, это само прошедшее, как оно было».

Чувствуется, что автор повести – фронтовик, досконально знающий все тонкости боевой обстановки, психологию простого солдата, его быт и ратные дела. Это позволило ему в простых бесхитростных строчках своих героев поведать нам, читателям, о тех трудностях и переживаниях, которые легли на плечи защитников Отечества в годы войны.

Не понаслышке, а со знанием дела, действительной обстановки в городах и весях нашего государства автор устами старшего брата Николая повествует о героических делах нашего народа в тылу страны, который стал надежной опорой фронта: производил самолеты и танки, боеприпасы, варил сталь, добывал нефть и уголь, растил хлеб. Преимущественно это ложилось на плечи женщин, стариков и подростков. И они выдержали это неимоверное напряжение, стали в один ряд с фронтовиками.

Характерная особенность писем братьев – их неиссякаемый оптимизм, непреклонная вера в победу над фашизмом, любовь к ближним, готовность прийти на выручку людям, попавшим в беду.

Пусть не всегда удавалось братьям в своих письмах выразить всю глубину своих человеческих переживаний. Не до этого было, особенно на фронте. Но в них – неподкупная правда и искренность, что так ценится в людях, которые глубоко переживают за судьбы своей Родины.

Не раз приходилось мне, военному человеку, читать солдатские письма, видеть добрые, временами грустные глаза моих соотечественников, но с искоркой той доброй надежды, которая нам помогла побеждать на фронте и в тылу.

Глубокая человечность и искренность писем Петра и Николая помогают читателю не только окунуться в полные опасностей фронтовые будни младшего брата, но воочию представить 12-часовую трудовую вахту старшего, который каждый день шел на завод как на штурм укреплений противника.

Следует отметить удачное построение автором своего повествования. Он предпослал каждому периоду из жизни братьев краткое описание тех важнейших событий в жизни страны, на фоне которых происходила переписка братьев. Это помогает читателю более полно представить ту реальную обстановку, которая окружила братьев. Причем сделано это довольно оригинально. Не отступая от исторической правды, автор излагает свое видение происходящих событий, становится непосредственным их свидетелем, что позволяет читателю верить ему, как очевидцу.

Понятны, например, читателю размышления младшего брата Петра с пограничной заставы за день до начала войны. «Дорогие мои! – обращается Петр к отцу, матери и старшему брату Николаю. – За кордоном подозрительно тихо. Даже Буг кажется неподвижным. А вот хорошо замаскированного немецкого наблюдателя на том берегу я видел уже несколько раз. Докладывал начальнику заставы. Но тот, положив мне руку на плечо, успокаивал: «Товарищ Поляков, все образуется, но бдительность не теряйте!» Но на душе по-прежнему тревожно. Да и мои товарищи по заставе в последнее время как бы замкнулись в себе и чего-то ждут┘» Потом надолго прервется переписка Петра со своими родными, хотя он будет все это время носить в вещмешке несколько неотправленных писем.

В одном из них он будет писать, что никогда не предполагал стать партизаном, а в другом – попасть в часть, где встретит нескольких своих товарищей – пограничников (это было уже юго-восточнее Смоленска, под Ельней).

Интересны мысли солдата, которые он высказал в своем письме после разгрома фашистов под Ельней. Вот те скупые строки: «Дорогие мои! Как я уже писал, когда мы пробились к своим и нас по всем правилам проверили чекисты, я попал в полк, которым командует бывший пограничник подполковник Наумов. Здесь встретил своих товарищей по соседней комендатуре – Самойлова и Бондаря. Вскоре мы пошли в наступление. Не думал, что нам удастся не только остановить фашистов, но и погнать их на Запад. Радость какая! Командует здесь войсками пограничник, генерал Ракутин. Я его мельком видел, высокого, статного, когда мы завершали освобождение города. Настроение бодрое, боевое, хотя со вчерашнего дня во рту не было маковой росинки. Тыл чего-то отстает, а трофейный харч пробовать не решаемся, мало ли чего. Пишите. Ваш Петр».

В семействе Поляковых, да и у всех советских людей, известие о разгроме группировки фашистских войск под Ельней вызвало небывалый восторг и воодушевление. Значит, побеждать фашистов можно и не только в этом сражении. Вся страна как бы встрепенулась, приободрилась: ее воины достойно сражаются с оккупантами и полны решимости довести дело до полной победы.

Но, несмотря на этот первый успех Красной армии в борьбе с фашистскими захватчиками, обстановка на советско-германском фронте оставалась сложной. Советское руководство, усиливая сопротивление противнику, одновременно принимало меры к эвакуации на Восток оборонных предприятий, населения, ценностей. Не обошло стороной это мероприятие и родной городок Поляковых, где уже много лет успешно работал машиностроительный завод, производивший военную продукцию. Вот что писали Петру на фронт его родные: «Дорогой Петя! Мы не можем скрыть радости, что наш сыночек и брат наконец нашелся. Все наши письма на пограничную часть возвращались с отметкой «Адресат выбыл». А тут такое долгожданное известие – сразу несколько весточек. У нас все нормально. Взрослые мужчины ушли на фронт. На заводе остались одни бронированные, в том числе я, инвалиды, старики, как наш отец, женщины и подростки. Получили распоряжение на эвакуацию завода и уже вторую неделю демонтируем предприятие. Новый пункт назначения пока не назван, поговаривают, что где-то за Уралом. Все здоровы. Снабжаемся по карточкам, но держимся. Целуем и молимся за тебя. Твои мама, папа, моя жена Валя, твой племянник Володя и я, Николай».

Как кровь в теле человека, так циркулировали письма Поляковых – от фронта в тыл и обратно. В них была сермяжная правда о войне, ее кровавом, но благородном лице, где была поставлена на карту судьба народов Советского Союза – великой мировой державы и пока единственного государства, сражающегося с фашизмом.

Обращает на себя внимание и еще одна сторона повести. Это утверждение непреклонной веры народа в торжество победы над фашизмом.

Откроем, к примеру, страницу, где Петр пишет, как фронтовики сражаются за Москву. «┘Мы пока не получили зимнего обмундирования, – говорится в письме от 16 октября 1941 года, – но стойко удерживаем свои позиции. Наши соседи из дивизии генерала Панфилова сожгли вчера у разъезда Дубосенково более 20 фашистских танков, да и мы сумели подбить около 10 машин. Правда, у нас во взводе осталось всего 9 человек, но мы, родные, устояли, ведь за нами была Москва┘»

А Поляковы, уже с далекого уральского городка, отвечали ему своими успехами на трудовом фронте: «Дорогой Петя!.. У нас тоже наступили морозы. Каркас очередного цеха уже подведен под крышу, станки установлены, надеемся скоро дать первую продукцию. Живем на окраине городка, но у добрых людей. Хлеб выдают, а с остальным перебиваемся. Приболел Володя (простыл, школа почти не отапливается), но, кажется, дело идет на поправку┘»

Действительно, оптимизм русского человека неиссякаем. Он вел советских людей на ратные и боевые подвиги во время войны и сейчас помогает нам преодолевать жизненные трудности.

Автор повести был бы неправ, если бы не заметил в письмах своих героев их любви к жизни, к своим родным, к любимым. Не случайно так тепло и сердечно Петр писал с фронта, что он встретил там девушку, которую все звали ласково «наша Шурочка», полюбил ее с первого взгляда и строил планы на будущее. В одном из писем домой он с радостью написал об этом: «Если бы вы знали, что это за девушка! Стройная, голубоглазая, с льняной косичкой и незабываемой улыбкой. Когда мы познакомились, а это было во время перерыва и сбора солдатского актива, то сразу незаметно прониклись взаимной привязанностью и доверием друг к другу.

Видимо, я не был похож на тех фронтовых щеголей, которые увивались вокруг нее. Расставаясь, мы крепко расцеловались. Я до сих пор чувствую ее частое дыхание, вижу румянец во всю щеку и чуть-чуть грустные глаза┘»

Да, дорогой читатель, вокруг бушевала война, рвались бомбы и снаряды, свистели пули, полыхали пожары, а любовь пробивалась через эту черную пелену и утверждала свое право на жизнь, на будущее счастье.

И еще одно качество русского человека отчетливо просматривается в письмах Поляковых. Это его способность преодолевать трудности, не роптать на судьбу, а делать все возможное, чтобы смягчить ее удары, упорно искать выход из создавшегося положения, терпеть. Судите сами. Петр после тяжелого ранения при штурме рейхсканцелярии писал родным: «Дорогие мои! С Победой вас! Скоро предстоит дорога в тыловой госпиталь. Я много натерпелся за последние дни, но выжил. Пока только сообщу, что 30 апреля, когда мы штурмовали рейхсканцелярию и я с ребятами перебегал улицу, неподалеку разорвался снаряд. Я по инерции сделал еще несколько шагов, потом упал и потерял сознание, очнулся только в медсанбате перед отправкой в полевой госпиталь. Я тогда твердо решил, что должен жить, несмотря на нестерпимые боли и сильную слабость. Мы, Поляковы, все можем стерпеть┘»

А вот отрывок из письма старшего брата Николая Петру на фронт: «┘Получили твой треугольничек из медсанбата, большое спасибо. Мы все очень переживаем, что с тобой случилось такое несчастье. Хотя приходится нелегко. Зима выдалась суровой. В избе холодно, замерзает вода. Кутаемся во что только можно. По карточкам выдают в основном только хлеб да немного пшена, изредка подсолнечное масло. У папы часто кружится на работе голова, да и я еле стою у станка, но две нормы выдаю. Скорее бы пришла весна┘»

Так жили и сражались с фашизмом фронт и тыл, солдат и рабочий, матрос и колхозник, все 1418 дней самой суровой и жестокой войны, пережитой человечеством.

Надеюсь, что публикуемые письма братьев Поляковых, названные автором «окопной повестью», еще раз напомнят современникам о том, как была достигнута победа советского народа в Великой Отечественной войне, через какие трудности прошли наши люди, не теряя надежды на лучшее будущее и как надо беречь народное счастье, добытое кровью и потом наших героических предков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1511
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1715
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1819
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4156

Другие новости