0
3932
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

24.06.2011 00:00:00

Косово – боль моя и память

Тэги: косово


косово

С.И.Ищенко Косово горе. Записки российского офицера из американского штаба. – М.: Москва, 2011.

30 июля 2003 года из Косово домой возвратился последний российский солдат-миротворец. Сегодня, спустя без малого 20 лет, наполненных многими драматическими событиями, те времена уже кажутся давней историей.

А ведь какой прилив энтузиазма и национальной гордости испытала без преувеличения вся Россия, когда в ночь с 11 на 12 июня 1999 года батальон российских десантников за несколько часов совершил марш-бросок из Боснии в Косово, опередив силы НАТО.

Как почти непрерывно мелькала на телеэкранах хроника того, как в Приштине плачущие сербские старухи целуют пыльную броню наших десантных бронемашин!

Именно будням российского миротворческого контингента в Косово, 13-батальонной тактической группы (13ТГ), входившей в состав бригады «Восток» сил ООН по поддержанию мира (КФОР), и посвящена небольшая книжка Сергея Ивановича Ищенко, полковника запаса.

В июне 1999 года, в самом начале миротворческой операции в Косово, он одним из первых был направлен туда. Как вначале предполагалось – всего лишь на месяц. Но командировка растянулась на целый год. Своими воспоминаниями об этом периоде и делится автор.

В условиях развала экономики края Косово и Метохии, разгула преступности, на пике этнического противоборства, при неопределенных и неоформленных границах, да еще после натовских бомбардировок нашему контингенту приходилось решать не свойственные армии задачи. Тут и обеспечение мирной жизнедеятельности населения, правоохранительная деятельность, и участие в разрешении межэтнических споров, и сопровождение колонн беженцев, и даже помощь мирным жителям в попытках наладить нормальную жизнь и какое-никакое хозяйство – вот далеко не полный перечень задач, которые приходилось выполнять миротворцам.

Всему нашлось место на страницах книги – и горечи от того, что некогда процветающая часть Сербии стала суверенным и независимым пепелищем, и нехитрому армейскому юмору, и зарисовкам из жизни этого удивительного и несчастного края.

У какого читателя не сожмется сердце при рассказе о гибели практически на глазах Сергея Ищенко сербской семьи, попавшей в засаду боевиков? Или при описании того, как изгоняемые с родных мест сербы, бросая все нажитое добро, выкапывали из могил останки родных и увозили с собой, чтобы не оставлять прах предков на поругание?

Ведь не надо забывать – при попустительстве Запада в Косово были разрушены сотни храмов и памятников истории и культуры, и это нисколько не взволновало «просвещенную Европу». 350 тыс. человек неалбанского населения покинули свою родину. Миссия ООН по временной администрации в крае не смогла обеспечить личную и имущественную безопасность и равноправие всех граждан, не контролировались международные границы с Албанией и Македонией.

Весьма интересны будут читателю страницы, посвященные порядкам в армии США, которые автор наблюдал, что называется, вплотную, – и он отдает должное и американским генералам, и американским сержантам: кое-чему не вредно бы поучится и нам. При этом пишет он и о недостатках и слабых местах американской военной машины, так что после прочтения книги становятся понятны многие проблемы, испытываемые ей в Афганистане и на Ближнем Востоке.

Автор не скрывает иронии, описывая американских девушек-солдат, изо всех сил пытающихся быть большими мужчинами, чем их коллеги сильного пола. И одновременно – с каким неподдельным уважением пишет Ищенко об американских военных врачах, иногда под пулями спасавших раненных мирных жителей!

Сергей Ищенко находит добрые слова и чувства буквально для всех, с кем хоть ненадолго сводила его судьба. Будь то его товарищи – российские солдаты и офицеры, или американские солдаты и офицеры, многие из которых открыто говорили автору, что не понимают, зачем их сюда прислали. Будь то сербские дети, подорвавшиеся на минах, или простые албанцы, ставшие заложниками большой политики.

Да, пожалуй, главное в книге – это люди, с которыми пересеклись пути автора на опасных дорогах бывшей Югославии. А судьба его сводила с самыми разными людьми. От будущего командующего силами НАТО в Европе Уэсли Кларка до художника из российской глубинки, приехавшего в охваченный войной край, чтобы освятить написанную им икону в одном из последних косовских храмов. От добродушного прапорщика из украинского миротворческого батальона до вызывающих отвращение головорезов из албанской УЧК («Армии освобождения Косова»).

┘За годы, прошедшие с момента вывода нашего контингента, миротворческая миссия в Косово и Метохии, казалось, уже исследована и разложена, что называется, по полочкам. И можно прочесть во вполне солидных источниках, что это была, в сущности, авантюра, что русские миротворцы вообще в Косово оказались почти случайно. Что, по сути, они ничего не изменили, и после бомбежек Югославии, а затем и свержения Милошевича. США и Запад в целом успешно завоевали себе право самостоятельно решать судьбу края и определять пути развития ситуации на Балканах. Чему, мол, лучшим доказательством является окончательная ликвидация Югославии как «геополитической реальности», прозападное правительство в Белграде, выдающее, что называется, по свистку, Гаагскому трибуналу героев войны за целостность страны, и независимая республика Косово на карте мира, признанная уже 75 государствами в разных частях света.

Но что-то все же мешает согласиться с этой логичной по-своему картиной. И прежде всего потому, что марш-бросок наших десантников на Приштину стал яркой вспышкой на фоне всей политики России на Балканах в 90-е годы – политики последовательной «сдачи» позиций, геополитических, исторических и нравственных.

Можно лишь сожалеть, что России не удалось ничего, по большому счету, изменить ни в судьбе Косово, ни в ситуации на Балканах. С уходом наших десантников и прекращением участия российского контингента в КФОР миротворческие силы ООН, как писали многие публицисты, превратились «в глушитель на стволе натовского автомата».

Сергей Ищенко, однако, не спорит о целесообразности тех или иных политических решений и не берется судить об их адекватности. Он лишь рассказывает о том, чему был свидетелем лично, что видел своими глазами, – это и делает книгу особенно интересной.

Ибо эти честные солдатские воспоминания скажут понимающему человеку намного больше, чем обстоятельные отчеты аналитиков и наукообразные построения политологов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1270
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
901
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1054
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1064

Другие новости