Обручальное кольцо – не простое украшение, а несбыточная мечта девушек в послевоенные годы.
Кадр из фильма «Пять невест»
Сюжет новой российской комедии «Пять невест» прост: в Германии в мае 1945 года победители мечтают вернуться героями домой. Но не всех из них отпускают, так как у Верховного главнокомандующего другие планы.
Этим обстоятельством расстроены летчики-истребители и друзья на всю жизнь Вадик, Леша, Гарик, Ваня и Миша. Они искренне верят и переживают, что в их отсутствие всех красивых девчонок в Союзе могут разобрать.
Леше Каверину (роль Данилы Козловского) повезло больше других, так как его отправляют в командировку на родину. У друзей рождается авантюрный план: Леша должен найти друзьям невест и жениться на них, используя удостоверения ребят. А также привезти с собой в Германию четырех жен, потому что у самого Алексея планов жениться пока нет. И на все у него одни сутки┘
Конечно, 60 с лишним лет назад реально такого быть не могло. Но что тем самым хотели нам сказать авторы фильма?
Во-первых, очевидно, желание показать стремление любого человека любить и создать семью. Это вечная общечеловеческая ценность, и не вина героев фильма, что у них фактически нет вариантов легально эту мечту реализовать в условиях послевоенного обустройства своей жизни. Они ищут и находят другие варианты. Даже сам Алексей неожиданно влюбляется в водителя Зою (Елизавета Боярская).
Во-вторых, в фильме реалистично показано желание советской власти на местах (события происходят в Смоленской области) помогать людям в создании семьи. Безо всяких промедлений и дополнительных разговоров представители местной власти несколько раз в течение дня регистрируют брак главного героя с разными девушками (правда, по разным документам).
В-третьих, фильм – комедия, но порой проблемы в кинокартине затрагиваются далеко не шуточные, например беспробудное пьянство значительной части населения Страны Советов. Веселые события в одной из советских деревень начинают разворачиваться с того, что мужчина средних лет зашел в невзрачный туалет с огромной бутылью самогона и выходит оттуда, но уже с пустой бутылью, по завершении фильма.
А чего стоят обильные возлияния самогона на первой свадьбе со стороны родственников первой невесты Насти (роль Светланы Ходченковой)? Изрядно выпив спиртного, свадебная кампания собирается доехать на колхозном тракторе не только до Смоленска, но и до Берлина. Такое пьяное веселье, конечно, придает комедии драйва, но оно и реально отражает не совсем здоровые российские традиции. Эти пороки высмеиваются в фильме.
В-четвертых, в фильме сделана попытка в комедийной форме раскрыть тогдашний серьезный запрос советского общества, возникший как следствие преодоления последствий войны, а именно: речь идет об ответной реакции народа на страшные результаты войны – почти полное отсутствие мужского населения в деревнях.
Советский социум стремился сформировать, как пишут политологи, свои общественные институты, например институт рождения ребенка. Это когда женщины (без прямых указаний власти) готовы стать матерями в тяжелейших условиях послевоенной разрухи.
Такая готовность хорошо показана в объяснениях четвертой невесты (роль Ирины Пеговой), торопящейся даже под страхом наказания самостоятельно зарегистрировать свой брак с незнакомым мужчиной: «Я тоже хочу ребенка». И в обществе стремление дать жизнь и воспитать маленького человека в неполной семье не осуждается.
В-пятых, параллельно с позитивной сюжетной линией чистых отношений молодых людей, стремящихся вступить в брак, затрагивается вечная проблема мужей и любовников. Такая комбинация жизненных коллизий придает больше реальности и комедийности событиям.
Грозный командир летчиков (играет Андрей Федорцов) очень активно «любит» свою жену, но готов и к новым любовным приключениям вне родного гарнизона, хотя сильно негодует по поводу неверности своей жены во время возвращения из командировки.
Достаточно подробно обыграна сцена рождения мальчика в деревне, вылившаяся в почти трагическое выяснение отношений по поводу того, кто же является отцом младенца. Оказывается, это рыжий дед (роль Валерия Золотухина). Деревенский Казанова объясняет свои любовные похождения вполне незатейливо: «При обоюдном согласии┘ делал детей для родины».
Очень похоже на иронию по поводу современной президентской программы решения демографической проблемы: чем больше выделять денег – тем больше будут рожать.
На наш взгляд, этот фильм очень эффективно пиарит армию и военную службу. Обратим внимание на то, как хорошо выглядят главные герои-орденоносцы, как ладно на них сидит военная форма, как мечтают девчата выйти замуж за военных.
Показан высокий авторитет, каким пользовались советские воины у гражданского населения после войны, и, наверное, своеобразный пример уважительного отношения к девушкам, которое необходимо формировать нашим военнослужащим сегодня в армии и на флоте.
После окончания сеанса еще в темном кинозале многие зрители аплодировали создателям этого фильма. Прекрасный сюжет для молодых людей, стремящихся создать семью и найти свое место в будущей быстро меняющейся российской жизни.
Для девчат, наверно, будет перспективно выйти замуж за офицера – мы хотим в это верить. А для молодых людей вероятнее всего скоро будет выгодно и престижно быть профессиональными военнослужащими.
На будущий авторитет вооруженных сил, как показывает опыт Голливуда, в первую очередь влияет искусство. А одним из основных искусств, как учил классик, является кино.
Подобные фильмы, полагаем, призваны пропагандировать здоровые ценности семьи военнослужащего: любовь, верность, деторождение, преодоление всех бытовых невзгод вместе. Надеемся, что подобные фильмы найдут своих почитателей не только в военной среде, но и среди тех, кто еще только собирается посвятить себя ратному труду.