«Автопортрет».
Фото автора
Любви восторженных страданий,
И мощь гранитных изваяний,
И отвагу на войне
Судьба пожаловала мне.
Эти вдохновенные поэтические строки принадлежат перу скульптора Владимира Цигаля, народного художника СССР, члена Российской академии художеств, лауреата Ленинской премии. К 95-летию со дня его рождения Третьяковская галерея приурочила выставку в здании галереи на Крымском Валу. Экспозиция включает 22 произведения, в том числе три круглые скульптуры, большинство из которых были созданы скульптором в последние годы и подарены Третьяковке.
Владимир Ефимович Цигаль родился в 1917 году в Одессе в семье инженера Ефима Цигаля. В возрасте 13 лет он переехал в Москву, а в 1937 году поступил на скульптурное отделение Суриковского института. Разразившаяся Великая Отечественная война заставила прервать учебу. В 1942 году Цигаль ушел добровольцем на фронт и был назначен военным художником в Военно-морском флоте. Цигаль принимал участие в важных военных операциях: высадке десанта в Керчи и Новороссийске, в других сражениях на Черном и Балтийском морях. Он был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу» и «За оборону Кавказа». После окончания войны Цигаль продолжил учебу в Суриковском институте и завершил ее в 1948 году, защитив диплом и получив специальность скульптора.
В историю отечественного искусства Цигаль вошел прежде всего как скульптор-монументалист, автор свыше 60 памятников, в том числе монумента генералу Дмитрию Карбышеву в Маутхаузене (Австрия), Рихарду Зорге и Георгию Победоносцу в Москве, Мемориала советско-польскому боевому содружеству в Белоруссии и других. Они отмечены глубиной проникновения в тему, метким психологизмом и мощной динамикой и пластической экспрессией, заставляющей видеть в Цигале наследника традиций Микеланджело и Родена.
Выставка в Третьяковке посвящена менее известной стороне творчества скульптора – камерной станковой пластике. Экспозиция открывается бронзовой скульптурой «Д.М. Карбышев», созданной в 1978 году. Примечательно, что это произведение не дублирует известный памятник, а является новым творческим развитием темы. Памятник изображает Карбышева с мощным обнаженным торсом, с гордо и непреклонно поднятой головой, в то время как нижняя часть туловища уже превращается в бесформенную ледяную глыбу. Скульптура показывает Карбышева в шинели, наброшенной на слегка опущенные плечи. Глаза полны невыразимой боли, и в то же время в них чувствуюется несгибаемая воля и решительность. Выставка представляет Владимира Цигаля как выдающегося портретиста. Голова его мраморного «Автопортрета» как бы рассечена на две части. Правая часть – черты лица еще молодого человека, левая – уже мужчины в возрасте, каким Цигаль был во время создания этой скульптуры, в 1989 году. Рядом с «Автопортретом» – мраморный портрет жены Елизаветы Васильевны (1977), которая до сих пор является верным спутником жизни скульптора и его вдохновляющей музой.
Свои бронзовые рельефы скульптор помещает в деревянные рамы и ставит на металлическую конструкцию, по своей форме напоминающую мольберт живописца. Одна из их основных тем – военная. В серии «Победители» отразились жизненные и философские раздумья художника о том, какой дорогой ценой дается военная победа. На рельефе «Победа» (2000) изображен скелет в шинели и каске, размахивающий знаменем, которое приобретает форму горящего факела. Он стоит на краю пропасти, в которую уже слетают камни. В рельефе «Победитель» (1990) изображен ссутуливший плечи одноногий инвалид, с усилием опирающийся на два костыля. В рельефе «Броня» (1998) показано лицо танкиста в шлеме на фоне разорванной брони танка как апофеоз человека, который крепче металла. Трагической поэзией исполнен рельеф «Анна Франк» (1997), который посвящен судьбе еврейской девочки, замученной в нацистском концлагере. Из рук тоненькой, хрупкой девочки с могендовидом у сердца вылетают листки ее знаменитого дневника. Поднимаясь ввысь, они превращаются в птиц небесных, которые устремляются в своем полете к Божьему оку, изображенному в верхнем правом углу рельефа.
Тема жизни и смерти, обозначенная в военной серии, находит свое развитие в цикле «Поколения». В рельефах «Течение жизни» (1989) и «Течение жизни-2» (1989) изображены женщины разных возрастов: маленькая девочка, молодая женщина, женщина в возрасте и старуха, которые неумолимо движутся по кругу жизни. На рельефе «Утро» (1990) – обнаженная молодая женщина, полная сил и здоровья. Это утро жизни. А в рельефе «Отражение» (2007) молодая женщина смотрится в зеркало и видит в нем не себя, но смерть с косой. Это раздумья автора о многих юных жизнях, загубленных безжалостной войной.
В серии «Фрагменты истории» выделяется рельеф «Чечня» ((1993), изображающий бесформенную груду сцепившихся голов, рук и ног. А в рельефе «Две Германии» (1996) показана обнаженная женщина, через все тело которой проходит незаживающая рана. Рельеф Цигаля «Сергей Есенин» (1998) заставляет вспомнить его же памятник поэту, воздвигнутый в Москве на Есенинском бульваре. Там поэт стоит на едва заметном пьедестале. Он как бы прогуливается в окружении столь милого его сердцу ландшафта – березовой рощи. В рельефе есенинская тема приобретает трагическое звучание. Это своеобразный коллаж, созданный по мотивам одного из последних стихотворений Есенина «Черный человек». Он состоит из разбитого, тонированного черным зеркала, трости и портрета поэта в дивном блеске его молодости.
Среди рельефов есть и несколько автопортретов скульптора. Один из них – «Годы жизни» (1992) показывает два устремленных навстречу профиля – молодого человека и пожилого мужчины, которые протягивают друг другу руки, как символ того, что все в человеческой жизни связано и ничто не бывает случайным.
В свои 95 лет Владимир Цигаль полон сил и творческой энергии. Он по-прежнему преподает – ведет творческую мастерскую скульптуры в Российской академии художеств. В последние годы он выпустил девять сборников своих стихов. А выставка бронзовых рельефов, развернутая в Третьяковской галерее, явилась их первой столь подробной презентацией.