0
4477
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

18.01.2013 00:00:00

Владимир Цигаль известный и неизвестный

Владимир Соколовский

Об авторе: Владимир Дмитриевич Соколовский - художественный критик и историк искусства, член Ассоциации искусствоведов.

Тэги: книга, литература, обзор, искусство, цигаль


книга, литература, обзор, искусство, цигаль «Автопортрет».
Фото автора

Любви восторженных страданий,

И мощь гранитных изваяний,

И отвагу на войне

Судьба пожаловала мне.

Эти вдохновенные поэтические строки принадлежат перу скульптора Владимира Цигаля, народного художника СССР, члена Российской академии художеств, лауреата Ленинской премии. К 95-летию со дня его рождения Третьяковская галерея приурочила выставку в здании галереи на Крымском Валу. Экспозиция включает 22 произведения, в том числе три круглые скульптуры, большинство из которых были созданы скульптором в последние годы и подарены Третьяковке.

Владимир Ефимович Цигаль родился в 1917 году в Одессе в семье инженера Ефима Цигаля. В возрасте 13 лет он переехал в Москву, а в 1937 году поступил на скульптурное отделение Суриковского института. Разразившаяся Великая Отечественная война заставила прервать учебу. В 1942 году Цигаль ушел добровольцем на фронт и был назначен военным художником в Военно-морском флоте. Цигаль принимал участие в важных военных операциях: высадке десанта в Керчи и Новороссийске, в других сражениях на Черном и Балтийском морях. Он был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу» и «За оборону Кавказа». После окончания войны Цигаль продолжил учебу в Суриковском институте и завершил ее в 1948 году, защитив диплом и получив специальность скульптора.

В историю отечественного искусства Цигаль вошел прежде всего как скульптор-монументалист, автор свыше 60 памятников, в том числе монумента генералу Дмитрию Карбышеву в Маутхаузене (Австрия), Рихарду Зорге и Георгию Победоносцу в Москве, Мемориала советско-польскому боевому содружеству в Белоруссии и других. Они отмечены глубиной проникновения в тему, метким психологизмом и мощной динамикой и пластической экспрессией, заставляющей видеть в Цигале наследника традиций Микеланджело и Родена.

Выставка в Третьяковке посвящена менее известной стороне творчества скульптора – камерной станковой пластике. Экспозиция открывается бронзовой скульптурой «Д.М. Карбышев», созданной в 1978 году. Примечательно, что это произведение не дублирует известный памятник, а является новым творческим развитием темы. Памятник изображает Карбышева с мощным обнаженным торсом, с гордо и непреклонно поднятой головой, в то время как нижняя часть туловища уже превращается в бесформенную ледяную глыбу. Скульптура показывает Карбышева в шинели, наброшенной на слегка опущенные плечи. Глаза полны невыразимой боли, и в то же время в них чувствуюется несгибаемая воля и решительность. Выставка представляет Владимира Цигаля как выдающегося портретиста. Голова его мраморного «Автопортрета» как бы рассечена на две части. Правая часть – черты лица еще молодого человека, левая – уже мужчины в возрасте, каким Цигаль был во время создания этой скульптуры, в 1989 году. Рядом с «Автопортретом» – мраморный портрет жены Елизаветы Васильевны (1977), которая до сих пор является верным спутником жизни скульптора и его вдохновляющей музой.

Свои бронзовые рельефы скульптор помещает в деревянные рамы и ставит на металлическую конструкцию, по своей форме напоминающую мольберт живописца. Одна из их основных тем – военная. В серии «Победители» отразились жизненные и философские раздумья художника о том, какой дорогой ценой дается военная победа. На рельефе «Победа» (2000) изображен скелет в шинели и каске, размахивающий знаменем, которое приобретает форму горящего факела. Он стоит на краю пропасти, в которую уже слетают камни. В рельефе «Победитель» (1990) изображен ссутуливший плечи одноногий инвалид, с усилием опирающийся на два костыля. В рельефе «Броня» (1998) показано лицо танкиста в шлеме на фоне разорванной брони танка как апофеоз человека, который крепче металла. Трагической поэзией исполнен рельеф «Анна Франк» (1997), который посвящен судьбе еврейской девочки, замученной в нацистском концлагере. Из рук тоненькой, хрупкой девочки с могендовидом у сердца вылетают листки ее знаменитого дневника. Поднимаясь ввысь, они превращаются в птиц небесных, которые устремляются в своем полете к Божьему оку, изображенному в верхнем правом углу рельефа.

Тема жизни и смерти, обозначенная в военной серии, находит свое развитие в цикле «Поколения». В рельефах «Течение жизни» (1989) и «Течение жизни-2» (1989) изображены женщины разных возрастов: маленькая девочка, молодая женщина, женщина в возрасте и старуха, которые неумолимо движутся по кругу жизни. На рельефе «Утро» (1990) – обнаженная молодая женщина, полная сил и здоровья. Это утро жизни. А в рельефе «Отражение» (2007) молодая женщина смотрится в зеркало и видит в нем не себя, но смерть с косой. Это раздумья автора о многих юных жизнях, загубленных безжалостной войной.

В серии «Фрагменты истории» выделяется рельеф «Чечня» ((1993), изображающий бесформенную груду сцепившихся голов, рук и ног. А в рельефе «Две Германии» (1996) показана обнаженная женщина, через все тело которой проходит незаживающая рана. Рельеф Цигаля «Сергей Есенин» (1998) заставляет вспомнить его же памятник поэту, воздвигнутый в Москве на Есенинском бульваре. Там поэт стоит на едва заметном пьедестале. Он как бы прогуливается в окружении столь милого его сердцу ландшафта – березовой рощи. В рельефе есенинская тема приобретает трагическое звучание. Это своеобразный коллаж, созданный по мотивам одного из последних стихотворений Есенина «Черный человек». Он состоит из разбитого, тонированного черным зеркала, трости и портрета поэта в дивном блеске его молодости.

Среди рельефов есть и несколько автопортретов скульптора. Один из них – «Годы жизни» (1992) показывает два устремленных навстречу профиля – молодого человека и пожилого мужчины, которые протягивают друг другу руки, как символ того, что все в человеческой жизни связано и ничто не бывает случайным.

В свои 95 лет Владимир Цигаль полон сил и творческой энергии. Он по-прежнему преподает – ведет творческую мастерскую скульптуры в Российской академии художеств. В последние годы он выпустил девять сборников своих стихов. А выставка бронзовых рельефов, развернутая в Третьяковской галерее, явилась их первой столь подробной презентацией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
251
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
415
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
466
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
346

Другие новости