Ветераны редакции Игорь Чефонов и участник Великой Отечественной войны Василий Алдакушкин за работой над очередным номером журнала. Фото из архива «Морского сборника»
27 марта исполняется 165 лет со дня выхода в свет первого номера одного из старейших в мире военно-научных журналов «Морской сборник». Инициаторами его издания была группа морских офицеров во главе с известным мореплавателем, исследователем Арктики Фёдором Литке. В то время вице-адмирал Литке возглавлял Морской ученый комитет, а также был попечителем при великом князе Константине Николаевиче, которому отцом, императором Николаем I, была назначена служба во флоте. Пользуясь близостью ко двору, Литке убедил императора в необходимости издания специализированного журнала для «распространения полезных сведений между служащими флота и вообще в морской службе необходимых знаний по морской части». Издание «Морского сборника» началось в Санкт-Петербурге в 1848 году по высочайшему указу Николая I.Сначала тираж составлял 400 экземпляров, но вскоре вырос до 1400, что в сравнении с тиражами других ведомственных журналов, начавших выходить в первой половине XIX века, нельзя назвать маленьким. Например, тиражи «Военно-медицинского журнала» (год выпуска 1823-й) и «Журнала Министерства внутренних дел» (1829) составляли 1500 экземпляров, «Журнала Министерства путей сообщения» (1826) – 1225 экземпляров, «Журнала Министерства народного просвещения» (1834) – 1200, «Военного журнала» (1811) – 800, «Горного журнала» (1825) – 500, а «Инженерных записок» (1826) – 225 экземпляров.
Только два из них «дожили» до наших дней – «Военно-медицинский журнал» и «Морской сборник». Причем издание последнего не прерывалось ни на один месяц на всем протяжении истории, несмотря на войны, революции и смены государственного строя. И если причины столь длинной жизни первого лежат на поверхности – вопросы здоровья и полевая хирургия всегда были актуальны в армии, то феномен долгожительства «Морского сборника» достоин отдельного исследования.
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ИЗДАНИЯ
Редактором нового журнала был назначен участник кругосветной экспедиции адмирала Фёдора Литке в 1826–1829 годах, ставший известным собирателем материалов по истории флота XVIII–XIX веков Богдан фон Глазенап, в то время – капитан 1 ранга. С первых номеров «Морской сборник» взял высокий старт, он сразу стал востребован в офицерской среде и быстро набирал популярность не только у офицеров, но и у широкого круга просвещенных читателей.
В пятом номере, вышедшем в мае 1848 года, была опубликована высочайше утвержденная программа журнала:
«1. Краткое обозрение замечательнейших изобретений и опытов по всем отраслям морского искусства.
2. Известия по части военного морского дела; о современном состоянии флотов и портов иностранных; о плавании судов и эскадр.
3. Известия о морских экспедициях, замечательных в военном, ученом или торговом отношении.
4. События прежних времен во всех флотах, краткие исторические статьи, биографии, некрологи.
5. Известия о необыкновенных происшествиях на море, кораблекрушениях и т.п.
6. Литературные статьи, имеющие своим предметом морское дело, рассказы, анекдоты и проч.
7. Библиография. Краткий разбор замечательнейших сочинений по морской части.
В случае надобности будут прилагаться карты к сборнику карты, чертежи и рисунки».
На протяжении 165 лет основная тематика журнала практически не менялась, что также является большой редкостью среди периодических изданий.
Вместе с тем происходившие важные государственные и военные события вносили коррективы в общий вектор информационной политики сборника. В зависимости от обстановки в стране журнал неоднократно то становился прогрессивным изданием, освещавшим острые социально-политические вопросы, то превращался в узковедомственное военно-техническое издание. Расцвет «Морского сборника» как научно-технического и общественно-публицистического издания приходился, как правило, на период войн, социальных потрясений или же на период наивысшего подъема Военно-морского флота. И только когда силы флота оказывались невостребованными, когда корабли ржавели у причала – вместе с флотом происходил и спад в деятельности журнала.
Крымская (Восточная) война 1853–1856 годов стала одним из крупнейших исторических событий XIX века, она оказала исключительно большое влияние не только на политику, но и на военное искусство, выявив острую необходимость военных реформ. Журнал подробно освещал самые острые вопросы реформирования флота. Такая возможность у него появилась не только по объективным условиям, но и благодаря субъективным факторам.
В то время редактором «Морского сборника» был Платон Лисянский, адмирал, адъютант великого князя Константина Николаевича, который 21 января 1853 года вступил в управление Морским министерством. Таким образом, журнал получил высокое покровительство, или, как сказали бы сегодня, хороший административный ресурс. Пользуясь протекцией великого князя, а через него – и самого императора, Лисянский добился ослабления цензурных ограничений. В «Морском сборнике» начали предавать гласности деятельность различных учреждений Морского министерства с целью «распространить между чинами морского ведомства правильные понятия о деятельности морского управления и руководить ими в отправлении служебных обязанностей». По мнению современников, издание сделалось главным органом, верно представляющим морское дело в России. Давая характеристику отделу «Официальные статьи и известия», Николай Чернышевский в 1856 году написал: «Это один из тех отделов, которые отличаются особенно превосходным характером и наиболее содействовали возбуждению сочувствия к «Морскому сборнику» во всех его читателях».
Морским министерством были привлечены к сотрудничеству с журналом не принадлежавшие флоту видные ученые, литераторы, художники, такие как Иван Гончаров, Александр Островский, Алексей Писемский, Владимир Даль, видные мореплаватели и администраторы. В числе сотрудничавших с журналом были секретарь при великом князе Константине Николаевиче Александр Головнин, ставший затем редактором «Морского сборника», а позже – министром народного просвещения; русский писатель и государственный деятель, будущий министр внутренних дел Петр Валуев; адмирал, государственный деятель и дипломат Евфимий Путятин; выдающийся деятель русского флота, будущий министр путей сообщения, адмирал, член Государственного Совета Константин Посьет и многие другие. Публикуя мнения авторитетнейших авторов по самым животрепещущим проблемам, «Морской сборник» быстро преодолел свою узковедомственную направленность.
На волне читательского интереса увеличивался объем журнала. Вместо ранее установленных 5–6 печатных листов в 1856 году стало 60. С 1857 года объем томов стабилизировался и составлял 32 печатных листа. Улучшилось качество статей, повысился уровень литературного редактирования. Не последнюю роль сыграло и то, что авторский гонорар возрос вдвое против первоначально установленного. Было введено материальное поощрение работников редакции. Оригинальные статьи оплачивались по 50 рублей, переводные – по 25 рублей за печатный лист. Кроме основного денежного содержания редактор получал 100, а его помощники по 50 рублей в месяц. По тому времени это были немалые деньги.
Увеличению объема и улучшению качества «Морского сборника» способствовала расширившаяся материальная база. Если раньше на его издание выделялось всего 2 тыс. руб. в год, то в 1856 году Морское министерство ассигновало 30 тыс. руб. От продажи тиража поступало 46 тыс., а всего на издание затрачивалось 60 тыс. руб. в год. Остававшиеся в распоряжении редакции 16 тыс. руб. шли на улучшение и совершенствование журнала.
Подписка на него для офицеров флота стала обязательной, что, с одной стороны, способствовало росту тиража, а с другой – распространению среди командного состава полезных знаний. Но большие тиражи обеспечивались не только за счет обязательной подписки. Они росли по мере возрастания популярности журнала. В 1857 году, например, тираж «Морского сборника» достиг рекордных для того времени 6 тыс. экземпляров и обогнал даже тираж лучшего и самого читаемого в XIX веке журнала «Современник».
Отдельные статьи по просьбам общественности печатали в виде брошюр, переписывали от руки. Если человек не следил за публикациями в «Морском сборнике» и не мог поддержать разговора на эту тему, в обществе считали его невеждой. Очень высоко ценил «Морской сборник» Николай Чернышевский, который даже будучи в ссылке всегда выписывал этот журнал и называл «одним из самых замечательных явлений нашей литературы».
«Морской сборник» знали и ценили не только на флоте. Доподлинно известно, что каждый свежий номер неизменно появлялся на рабочих столах российских императоров – от Николая I до Николая II.
Однако с окончанием Крымской войны смелые идеи журнала перестали устраивать правительственные круги. В 1858 году вышло распоряжение по петербургскому цензурному комитету, чтобы все статьи передавались общей гражданской цензуре, кроме официальных и тех, которые печатаются с утверждения великого князя Константина Николаевича или Морского министерства. И только в апреле 1862 года было принято решение цензуру «Морского сборника», как и других правительственных изданий, возложить на редакторов, которые оказались самыми строгими цензорами. Популярность «Морского сборника» стала падать даже среди моряков, его тираж сократился до 600 экземпляров. С 1867 года журналу стали выделять вместо 30 тыс. рублей в год всего 16 тыс. руб. В связи с этим сократилось число сотрудников, объем номера уменьшился с 32 до 15 печатных листов. Морское министерство предложило превратить журнал в ежеквартальное издание. И только благодаря твердой позиции редакции удалось сохранить ежемесячный выход «Морского сборника».
В 1873 году под предлогом нерентабельности и отсутствия «живого интереса» у читателей Морское министерство предложило передать издание «Морского сборника» частному лицу. Это означало бы ликвидацию журнала. Но флотская общественность (особенно инженерно-технический состав) вступилась за «Морской сборник», и он до 1891 года оставался в подчинении Морского научно-технического комитета, после чего был передан под наблюдение Главного Морского штаба.
ДУГА БОЛЬШОГО КРУГА
Я не случайно много внимания уделил дореволюционному периоду в истории журнала. «Человечество движется не прямою линией и не зигзагами, а спиральным кругом, – утверждал русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист и философ Виссарион Белинский, – так что высшая точка пережитой им истины в то же время есть уже и точка поворота его от этой истины, правда, поворота не вверх, а вниз: но для того вниз, чтобы очертить новый, более обширный круг и стать в новой точке, выше прежней и потом опять идти, понижаясь кверху». В XX веке «Морской сборник», выражаясь языком философа, сделал поворот вниз, очертил большой круг, чтобы стать в новой точке, выше прежней.
Как ни покажется на первый взгляд парадоксальным, но установившаяся в России Советская власть не закрыла ведомственный журнал господ морских офицеров. Наоборот, документально известно, что когда в разоренном войной и революцией Петрограде не оставалось средств на издание журнала, Ленин собственноручно написал распоряжение о выделении «Морскому сборнику» 18 тыс. рублей золотом. В то время это была огромная сумма.
«Морской сборник» оказался остро нужен не только создаваемому Рабоче-Крестьянскому Красному Флоту. Когда после окончания Гражданской войны большая часть морских офицеров оказалась в эмиграции, то там, где собирались хотя бы несколько моряков, сразу же начинался выпуск своего «Морского сборника». С 1921 по 1924 год в Бизерте (Тунис) выходил русский «Морской сборник». Его печатали прямо на стоящей в Бизертинской бухте подводной лодке «Утка». В 1928–1931 годах издавался «Зарубежный морской сборник» в Чехословакии. В 1943–1965 годах в Нью-Йорке издавался журнал «Морские записки», сходный с «Морским сборником». Всего вышло 59 номеров. Журналы выпускались также в Сан-Франциско и Шанхае. Недаром в то время в эмиграции ходила шутка, что если где-нибудь собрались вместе хотя бы три моряка, то один из них тут же начинает составлять «Морской сборник».
Как и в предыдущем веке, в советский период к сотрудничеству с журналом были привлечены известные ученые, военачальники, литераторы. На страницах «Морского сборника» велась полемика о путях строительства нового флота. Читатели и авторы спорили по отдельным положениям проекта Боевого устава флота и проблемам военно-морского искусства. Во второй половине 1920-х годов со страниц журнала не сходила тема «малой войны» или, точнее, «войны малым флотом». Инициаторами дискуссии выступили сравнительно молодые слушатели Военно-морской академии, которые решили с позиции марксизма-ленинизма подвергнуть ревизии положения «старой военно-морской науки». В числе этих молодых командиров-коммунистов были будущий командующий Северным флотом Константин Душенов, будущий начальник Военно-морской академии Иван Лудри, будущий начальник разведки РККФ Александр Якимычев, руководитель цикла оперативно-тактических дисциплин Военно-морской академии Александр Александров и другие. Убежденные в правильности «классовой позиции», они обвинили представителей «старой школы» в «буржуазности» и в пренебрежении новыми «советскими идеями». Эти обвинения сыграли свою роль в ходе кампании, направленной против руководства РККФ, и последовавших затем репрессиях. Но и сами «практики фронтов Гражданской войны» в 1937–1938 годах оказались в одних лагерях с теми, против кого они выступали. Многим так и не удалось вырваться из ГУЛАГа.
В годы Великой Отечественной войны редакция «Морского сборника» находилась в осажденном Ленинграде. Но там не было возможности печатать тираж, поэтому каждый месяц один из сотрудников вез гранки по Дороге жизни на Большую землю. Летом – переправляли с оказией по воде. Умирая от голода в блокадном Ленинграде, сотрудники ни разу не допустили, чтобы их журнал не вышел вовремя. Да иначе и быть не могло, ведь «Морской сборник» тоже сражался, с его помощью наши моряки учились громить врага.
После войны в «Морском сборнике» рассматривались проблемы строительства океанского флота. Со статьями выступали нарком ВМФ Николай Кузнецов, заместитель наркома тяжелой промышленности Андрей Редькин, ученые, известные военачальники, другие авторитетные авторы. Постоянными читателями журнала были руководители государства. Известно, что каждый новый номер «Морского сборника» в обязательном порядке просматривали Иосиф Сталин, а позже – Леонид Брежнев.
Революция в военном деле создала новое оружие, а оно требовало глубокого проникновения в вопросы теории, создания новой тактики. Эти вопросы широко обсуждались на страницах «Морского сборника», а Военный совет ВМФ заслушивал отчеты главного редактора и ставил перед журналом новые задачи. Подбором актуальной тематики и авторитетных авторов удалось повысить интерес флотских читателей, что выразилось в росте числа подписчиков на «Морской сборник», особенно заметном в 1970 году. Расширению актуальной проблематики журнала мешал его ограниченный объем – шесть печатных листов в месяц. По просьбе редакции Секретариат ЦК КПСС с 1969 года разрешил увеличить годовой объем «Морского сборника» с 72 до 86 печатных листов.
Журнал достиг точки наивысшего подъема, как и весь Военно-морской флот, в 60–80-е годы ХХ века. Редакция одновременно выпускала два варианта журнала – обычный и секретный по закрытым вопросам тактики и вооружения ВМФ. И это тоже характеризует «Морской сборник» как журнал, который не только читают, но и по которому учатся воевать и побеждать.
«Морской сборник» – это также особая страница отечественной маринистики. Не было в России сколько-нибудь известного писателя-мариниста, чье творчество обошел бы вниманием журнал. Борис Лавренев и Леонид Соболев, Алексей Новиков-Прибой и Виктор Конецкий, Сергей Колбасьев и Валентин Пикуль – вот лишь некоторые из имен, впервые зазвучавшие в стране благодаря публикациям в «Морском сборнике».
По вопросам библиографии и другой проблематике «Морского сборника» уже защищены несколько кандидатских диссертаций и готовятся еще несколько. И это тоже своеобразный рекорд. В 1966 году в кандидатской диссертации на тему «Морской сборник» в общественном движении периода первой революционной ситуации в России» будущий профессор и первый министр образования России Эдуард Днепров написал: «Тема о «Морском сборнике» в русской общественной жизни не является «узкой» и «специальной». Она входит неотъемлемой частью в широкий поток общественного движения эпохи, принадлежит ему. Без анализа той идейной работы, которую совершил журнал, была бы не полна история общественной мысли этого времени».
НА ВОДОРАЗДЕЛЕ ВЕКОВ
После подъема всегда начинается спад. В нелегкие 90-е годы прошлого века «Морской сборник», как и вся страна, переживал далеко не лучшие времена, разделяя со своими читателями и с флотом все невзгоды, обрушившиеся на державу. Неоднократно предпринимались попытки переподчинить, сократить и даже ликвидировать «Морской сборник» как «ненужный в настоящих условиях демократизации армии и флота». Предполагалось, что журнал будет финансироваться и издаваться некими частными лицами. И только благодаря твердой позиции Главного командования ВМФ и помощи флотской общественности старейший в России журнал удалось сохранить.
Уже в период последнего реформирования ВМФ «Морскому сборнику» также удалось устоять. Но после перевода Главного штаба ВМФ в Санкт-Петербург судьба издания опять была некоторое время под вопросом. Недавно принято решение, что старейшее периодическое издание России остается в Москве, однако окончательное место его размещения все еще не определено.
Из полосы реформирования «Морской сборник» вышел с потерями. Были сокращены отделы оперативного искусства и военно-морской теории, тактики и боевой подготовки, морской авиации. Но были и приобретения – образован отдел литературы, искусства, критики и библиографии, учрежден институт собственных корреспондентов журнала на всех флотах, Каспийской флотилии и в Ленинградской ВМБ.
Сегодня в журнале работают те, кто вместе с ним выстоял в трудные 90-е, пережил реформы «нулевых» годов, кто остался верен «Морскому сборнику». Среди них – главный редактор капитан 1 ранга Виктор Остапенко (с 1999 г.), заместитель главного редактора капитан 1 ранга Сергей Лукашов, писатель-маринист капитан 1 ранга Владимир Шигин, сотрудники журнала Сергей Балакин, Сергей Комаров, Ромас Люткус, Игорь Марченко, Игорь Чефонов. Более 30 лет в редакции трудятся опытнейшие специалисты Василий Алдакушкин, Елена Кошкина, Юрий Пахомов.
В XXI веке Военно-морскому флоту уделяется большое внимание на самом высоком уровне. Разработана кораблестроительная программа. Флот получает новые корабли, современное вооружение, рассматриваются вопросы создания авианесущих соединений. На реализацию этих планов выделены значительные финансовые средства. Постепенно предстоит восстанавливать материальную базу флота, а вместе с ней – и духовную составляющую, без которой корабли и оружие остаются мертвым железом. Хочется надеяться, что вместе с флотом новый мощный импульс развития получит и официальное издание Военно-морского флота – «Морской сборник». Ведь это не просто журнал, каких немало. «Морской сборник» – это срез отечественной истории, вместившей в себя ее перипетии. Это летопись нашего ВМФ, охватывающая все стороны его жизни, без журнала невозможно познать ни вчерашний, ни сегодняшний день флота.
Моряки шутят, что у Военно-морского флота есть два исторических символа: крейсер «Аврора» и журнал «Морской сборник». Первый мы едва не потеряли в прошлом году, второй – пережил все штормы перемен и сохранил боевую устойчивость. Руководство и весь коллектив редакции проявили настоящий патриотизм, верность флоту и делу, которому служит журнал вот уже 165 лет, за что я благодарен редакционному совету, редколлегии и всему редакционному коллективу и по флотской традиции желаю «Морскому сборнику» семь футов под килем!