Генерал-майор в отставке Юрий Киршин представил читателям свою книгу «Космополитизм – будущее человечества?». Юрий Яковлевич – известный военный историк, доктор философских наук, профессор, автор полутора десятков монографических исследований и книг. Но на этот раз историк обращается в будущее и в полемическом ключе рассматривает тенденции глобализации человечества. В книге немало спорных положений – недаром название книги заканчивается вопросительным знаком. Автор фактически создает новое теоретическое поле, на котором сталкиваются идеологические и теоретические конструкции национализма и интернационализма, глобализма и изоляционизма.
Сущность и содержание космополитизма в конце XIX – начале ХХ века глубоко и полно определили энциклопедисты и книгоиздатели Фридрих Брокгауз и Илья Ефрон: космополитизм – расширение идеи отечества на весь мир, в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран как частей одного целого человечества.
Каковы главные ценности космополитизма? Прежде всего человек – главная ценность на Земле, мера всех явлений, процессов, событий. Добродетели космополитизма – это ненасилие, человеколюбие, взаимопомощь, милосердие, благородство, братство людей, трудолюбие, достойная жизнь, ответственность, забота о потомках, память о предках. Ценностями космополитизма выступают гармония человека и природы; уважение в своем государстве ко всем социальным группам, представителям других культур, национальностей, религий; миролюбивые отношения между народами, государствами, мировыми религиями, религиозными конфессиями; гармония между миролюбивой политикой и обеспечением безопасности; разумное устройство государств; мирное освоение космоса; оказание помощи народам других государств в защите населения от природных и техногенных катастроф; человекосберегающая система военной безопасности.
Юрий Киршин называет антикосмополитами тех, кто отрицает ценности космополитизма. Это те политические силы, которые нарушают права человека, разжигают национальную и религиозную рознь, ненависть, поддерживают авторитарные и диктаторские режимы, проводят гегемонистскую политику. Антиглобалисты активно участвуют в гонке вооружений, ведут агрессивные войны, выступают против ликвидации оружия массового уничтожения, разрушают гармонию человека и природы, пытаются монополизировать космос.
Объектом осмысления в книге являются войны и революции. Космополитическая оценка войн позволяет автору обнаружить некоторые тенденции.
Космополитизм исходит из того, что одно из главных противоречий человечества – борьба космополитизма и антикосмополитизма – охватывает все формы жизнедеятельности. Поэтому он утверждает, что содержанием всех видов войн является борьба космополитизма и антикосмополитизма с использованием вооруженного насилия.
Происходит расширение в толковании содержания войн. Противоборство космополитизма и антикосмополитизма, во-первых, охватывает одновременно обе воюющие стороны; во-вторых, борьба ведется внутри каждой из воюющих сторон; в-третьих, это борьба добра и зла, света и тьмы, героизма и трусости, мужества и страха среди всех участников войн. Война трактуется автором как историческое общечеловеческое явление, которое возникло по вине человечества и сойдет со сцены всемирной истории благодаря усилиям человечества.
Борьба космополитизма и антикосмополитизма в его политических проявлениях может привести к мировой ядерной войне, которая будет на деле, по мнению автора, войной только между проявлениями антикосмополитизма, но не войной космополитизма и антикосмополитизма. В мировом сообществе при морально-политической и правовой оценке войн принято использовать категории «справедливые – несправедливые», «законные – незаконные». В условиях глобализации, чтобы оценить войны, такого подхода недостаточно.
Войны имеют исторический смысл, ведутся за сохранение бытия человечества. Поэтому для поднятия морального духа войск надо обращаться к ценностям не только одного государства, но и к ценностям всего человечества. Космополиты оценивают войны с позиции решения исторических задач. Участие в войнах справедливо, если они вносят вклад в становление единого человечества при его культурном, этническом и религиозном разнообразии.
Война парадоксальным образом может способствовать интеграционным процессам. Несмотря на то, что любая война – это зло и варварство, в войнах происходит определенное взаимопознание воюющих друг с другом сторон, взаимопроникновение культур. Через военную культуру народы тоже в каком-то смысле приобщаются к мировому сообществу. Итогами войн могут быть интеграция народов, образование новых государств.
Космополитизм требует оценивать в войне не только то, кто победил, но и какой ценой достигнута победа. Ответ на этот вопрос выходит далеко за пределы сферы политики.
Космополитическое измерение войн, безопасности мирового сообщества позволяет утвердить приоритет военной безопасности этого сообщества над военной безопасностью государств. В обеспечении военной безопасности гуманитарная составляющая имеет приоритет над силовой составляющей.
Мировые войны впервые привели к созданию органов координации интересов государств и глобального управления – Лиги Наций и Организации Объединенных Наций. Мировые войны выдвинули на повестку дня общечеловеческие темы: возможность гибели человечества, необходимость его единства, необходимость всемирного законодательства, контроль над всемирной рождаемостью, вина человечества за развязывание мировых войн.
Мировые войны имеют вселенский нравственный смысл, который предполагает признание человечеством необходимости взять на себя ответственность за их развязывание в прошлом и за их предотвращение в будущем.