Калнберз В.К. Мое время. Рига, Medicinas apdads, 2013. – 540 с. ил.
В Риге на русском языке, что само по себе значимо, вышел труд по истории. Именно труд – более полутысячи страниц, богато иллюстрирован и документирован. Бывали и более емкие работы, но эта книга особенная. В ней – история Жизни, история Страны и Мира, история Профессии с ее препятствиями, успехами, трудностями. Автор – Виктор Константинович Калнберз – не историк, а медик. Причем состоящий в двух академиях – Российской медицинской и в Латвийской академии наук.
Виктор Калнберз долгие годы возглавлял Латвийский НИИ ортопедии и травматологии. Первым в мире он провел в начале 1970-х годов завершенную операцию по смене пола. «Ремонтировал», оперировал видных политиков и выдающихся спортсменов, космонавтов и деятелей культуры, солдат афганской армии и телохранителя, закрывшего собой кубинского лидера Фиделя Кастро.
Его клинические усилия были связаны с противостоянием одной из жизненных бед многих мужчин – импотенции. Невозможность интимной жизни была нередко обусловлена травмами, ранениями, и травматолог решил создать своего рода протезы. Так и называлась эта сфера реконструктивной (восстановительной) хирургии – фаллоэндопротезирование. Без ложного стыда и ханжества рассказано о первых успехах, о письмах настоящего счастья, пришедших и от мужчин, и от их любимых. Однако руководители республики сочли такие усилия второстепенными для хирургии, выражали непонимание гуманной значимости врачевания, сохранявшего семьи и радость жизни. (Тогда еще не прозвучало: «В СССР секса нет»). Ситуацию спас, по словам Калнберза, прямой звонок из Москвы. Председатель КГБ Юрий Андропов просил помочь своему чехословацкому другу и коллеге. Вслед за ним побывал в Риге и отечественный генерал спецслужб. Так и получилось, что некая «булла от госбезопасности» победила тех, кто стремился показать себя «святее папы».
Более двух десятков патентов США, Швеции, Германии, Франции, Швейцарии были выданы Виктору Калнберзу и коллективам, которые он возглавлял, на приборы, конструкции, методики. Особое место отведено истории создания аппаратов внешней фиксации. Если «илизаровские» стали известны благодаря лечению великого спортсмена Валерия Брумеля, то внешне схожие, но отличные от названных аппараты Калнберза в количестве тысячи единиц были приобретены для госпиталей Народно-революционной армии Афганистана. Главный травматолог НРА обучался их применению в Риге, а затем и сам Калнберз (в присвоенном ему на месте звании афганского генерала) показывал врачам в кабульском госпитале, как ставить титановые стержни и композитные кольца пациентам с огнестрельными костными ранениями, переломами от взрывов. Спустя 20 лет его ученик и коллега М. Мусса написал: «Благодаря Вашим аппаратам успешно лечились несколько тысяч человек, эти аппараты продолжают служить до сих пор». Кстати, конструкции были горячо рекомендованы в системе гражданской обороны, в чрезвычайных ситуациях, оказались эффективны и при лечении наших военнослужащих, пострадавших в Чечне.
«Мое время» включает удивительные рассказы о встречах с удивительными людьми, воспоминания об учителях в медицине, о маршалах, летчиках, президентах – и изложение методик беспрецедентных в 70–80-е годы операций, истории о хирургической ликвидации 40–50 килограммов чрезмерного веса, о гранате в груди, об огнестрельных разрывах кости и залечивании таких ранений. Важно, что книга снабжена огромным числом фотографий, особенно полезных медикам, отсылает к конкретным историям болезни, где были зафиксированы результаты операций – на позвоночнике, пальцах кисти и стопы, при слоновости и некрозах кости.
Не только радость успехов, но и горечь утрат, боль несправедливости отражены на страницах. Калнберзу присуща и хирургическая зоркость в политике (недаром избирался депутатом еще в советский парламент). О социальных травмах и экономических «переломах» в независимой Латвии сказано на основе фактов и статистики. Но, конечно, особую боль испытал и продолжает ощущать академик от ликвидации того института, которым успешно руководил три десятка лет.
Больные и немощные обретали уверенность и силу под руками хирурга, а сам он набирался опыта, мудрости. Герой Соцтруда, лауреат Госпремии СССР, кавалер высшей награды Латвии – ордена Трех Звезд, Виктор Константинович сделал себе лучший подарок к 85-летию. И позволил читателям прикоснуться к Истории – малоизвестной и забываемой, напомнил о ценности субъективного восприятия прошлого. Страницы воспоминаний полны тепла и благодарности в адрес отцов-основателей современной медицины, таких как Бурденко, Мачабели, Страдынь, коллег и товарищей по «оружию спасения». Абсолютно доступны такие персоны, как Вайкуле, Паулс, часто встречается имя танцовщика Лиепы. А по соседству – легендарные Буденный, Симонов, «брудершафт» с Ростроповичем. Отдельные разделы посвящены встречам с маршалами Якубовским и Чуйковым, генералами армии Лушевым и Говоровым. Бесспорно, интересны великие летчики Громов, Кожедуб, академик-онколог Блохин, космонавты Соловьев и Береговой (подарил автору книги свой китель).
Такими деталями, наряду с аналитическими замечаниями и шутливыми отступлениями, наполнена вся книга. Президент России в поздравлении, направленном юбиляру, назвал его выдающимся хирургом и уникальным специалистом в области травматологии и ортопедии. Книга же «Мое время» может рассматриваться как бесценная операция во Времени, проделанная бережно и тактично. Педагогом, ученым, гражданином.