0
8331
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

22.05.2015 00:01:00

Военная элита России

Михаил Вожакин

Об авторе: Михаил Георгиевич Вожакин – генерал-полковник, начальник Главного управления кадров (2005–2009), лауреат Государственной премии имени Г.К. Жукова в области литературы и искусства.

Тэги: книги, обзор, рецензия, образование, военное училище


книги, обзор, рецензия, образование, военное училище Кремлевские курсанты получают одно из лучших образований в стране. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Газетов В.И., Ветров М.Н. Кремлевцы. – М.: Наука 21 век, 2014. – 300 с.

Офицерская профессия – особая. В условиях российской действительности она требует особого идейного закала, отождествляется с рыцарским служением, подвижничеством, определяется многовековым кодексом традиционных установок и идей. Профессия офицера более, чем любая другая, требует призвания. Она трудна физически и морально, опасна даже в мирное время, требует высокой самоотверженности, доходящей до самозабвения. Офицерская служба сопряжена со многими лишениями, неудобствами, о которых представители других профессий даже не догадываются. Высочайшая степень ответственности требует от офицера глубокой сознательности и самоограничения. Офицерский корпус – становой хребет Вооруженных сил.

Высшая военная школа России – один из важнейших социокультурных институтов государственного механизма и общественной жизни страны, главный источник пополнения армии высшим командным составом. Высшая военная школа бережно пестует воинские традиции и поэтому эффективно решает вопросы подготовки профессиональных командиров – специалистов по основным профилям видов вооруженных сил. Подлинной колыбелью военной элиты России стало старейшее Московское высшее общевойсковое командное училище (МВОКУ), за выпускниками и курсантами которого в сознании народа прочно закрепились названия кремлевцев, кремлевских курсантов. Славной истории этого училища посвящена недавно вышедшая книга постоянных авторов «НВО» Владимира Газетова и Максима Ветрова «Кремлевцы», выпущенная при поддержке правительства Москвы.

18-5-1.jpg

Авторы проделали поистине титанический труд, обобщив и проанализировав почти 100-летний жизненный путь прославленного училища, основанного 8 декабря 1917 года приказом № 90 командующего Московским военным округом, то есть еще до появления известного декрета о создании Красной Армии. За время своего существования в училище получили первоначальное военное образование пять маршалов и около 600 генералов, 92 его выпускника стали Героями Советского Союза, четыре выпускника – дважды Героями Советского Союза, два – Героями Социалистического Труда, восемь – Героями Российской Федерации. Курсанты с 1919 года проживали и несли службу на территории Московского Кремля. За особые заслуги в деле защиты государства и образцовую охрану Кремля личный состав училища снискал многочисленные благодарности и награды, а курсанты по праву стали именоваться кремлевскими.

Выпускники МВОКУ всегда были надежным стержнем вооруженных сил государства, их основой и вдохновенным образцом. Учеба в этом военном учебном заведении всегда считалась престижной и желанной, хотя и не давала в службе никаких преимуществ. МВОКУ, его питомцы и выпускники постоянно оказывали системообразующее воздействие не только на развитие армии, но и всей российской государственности. Кремлевцы всегда были надежной опорой государства. Прошедшие великолепную подготовку, они были верными помощниками и в государственных преобразованиях. Привычным стало достижение ими служебных высот и в гражданских структурах. Бывшие курсанты занимали и занимают видные должности в различных государственных учреждениях, обеспечивая поступательный ход развития страны. Поэтому кремлевцы воспринимались в российском обществе не только как элитная часть войск, но и как часть самого общества, кузница кадров всего российского государства.

Исследование позитивного опыта реализации всего многообразия учебных, воспитательных, социально-культурных задач, накопленного командованием и педагогическим коллективом МВОКУ на всех этапах деятельности училища в различные периоды существования государства, позволило авторам документированно, с привлечением широкого круга оригинальных материалов воссоздать панорамную картину подготовки офицерских кадров в старейшем военном вузе страны практически за 100 последних лет, проследить боевой воинский путь многих питомцев училища, оставивших яркий след в военной и гражданской истории страны.

Возрождение славных боевых традиций обусловливает возникновение и удержание стойкого интереса к культуре кремлевских курсантов как к источнику нравственных, служебных и эстетических идеалов. Воспитанники МВОКУ на протяжении длительного времени последовательно транслировали поведенческую культуру, вырабатываемую ими на основе национальных традиций, нравов и обычаев русской жизни. Гуманистические идеалы, осознание значимости человеческой личности, патриотизм и подвижничество, постоянное оттачивание понятий чести, совести и воинского долга были отличительными чертами воспитанников МВОКУ.

Осмысление опыта подготовки и воспитания командирских кадров в РФ не только военными специалистами, но и социологами, культурологами, политологами, психологами, представителями других гуманитарных наук представляет несомненный интерес в условиях реформирования Вооруженных сил Российской Федерации. Авторы стремились представить читателю широкий спектр различных концепций и теоретических разработок, на основе которых в МВОКУ осуществлялась не только военная подготовка, но и системное политическое воспитание курсантов. Поэтому в работе впервые в отечественной практике анализируются и обобщаются структурные особенности, принципы формирования, методы работы различных подразделений знаменитого училища.

В книге последовательно проводится мысль о том, что именно восприятие курсантами высших военных учебных заведений боевых традиций российского офицерства обусловливает нравственную завершенность сложного и неоднородного процесса формирования воина-гражданина, воина-патриота, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием, нацеленного на достижение победы в современном бою, достойного ратной славы предков, не раз спасавших в сражениях Отчизну. Неписаным правилом российского воина, его великим нравственным законом всегда была защита своего дома, своей земли, своего народа. Никогда российский солдат не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля к победе над врагами-поработителями.

Особое внимание в книге уделяется деятельности офицеров училища, обозначается их роль и место не только в учебной и боевой подготовке личного состава, но и в реализации задач культурно-досуговой деятельности, формирующей поликультурную личность, способную адекватно реагировать на вызовы современного мира, успешно преодолевать барьеры недопонимания и культурные стереотипы. Авторы раскрывают механизм их взаимодействия с социально-культурными учреждениями гражданского общества. В книге содержится анализ достижений коллектива училища в развитии творческой активности курсантов. Клубная работа, самодеятельные творческие объединения создают благоприятные условия для общеобразовательного и духовного развития всех категорий личного состава и членов их семей. Авторы убедительно показывают, что удовлетворение духовных запросов военнослужащих в часы досуга служит единой цели – формированию морально-боевых качеств, необходимых для качественного исполнения служебных обязанностей, своего воинского долга.

Книга написана с привлечением большого количества оригинальных источников, архивных материалов, фотодокументов, многие из которых вводятся в оборот и публикуются впервые. При написании были использованы как специальные монографические исследования, так и директивные документы – приказы, уставы, инструкции и наставления Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗа), Реввоенсовета Республики (РВСР), Московского военного округа, Управления коменданта Московского Кремля. В книгу также вошли воспоминания ветеранов училища, участников Великой Отечественной войны. Книга богато иллюстрирована лучшими произведениями батальной живописи мастеров Студии военных художников имени М.Б. Грекова, уникальными фотографиями прошлых лет, а также портретами галереи погибших выпускников-кремлевцев «Долг и память: Мы сыновья твои, Россия». Книга Владимира Газетова и Максима Ветрова «Кремлевцы» призвана служить существенным вкладом в изучение теории и практики организации первичного военного образования в нашей стране – совершенствования всей системы, обеспечивающей качественную подготовку и воспитание полноценных офицерских кадров для Вооруженных сил Российского государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1505
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1712
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1817
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4155

Другие новости