Будущее российской военно-транспортной авиации связано с Ил-76МД-90А. Фото с сайта www.aviastar-sp.ru
В конце октября нынешнего 2015 года отметил свой 90-летний юбилей наш выдающийся авиаконструктор, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Генрих Васильевич Новожилов. В 1970 году он был назначен генеральным конструктором КБ «Ильюшин» по рекомендации самого Сергея Владимировича Ильюшина и возглавлял эту знаменитую авиастроительную фирму на протяжении 35 лет…
Достаточно упомянуть, что под руководством Генриха Васильевича были созданы такие прекрасные самолеты, как Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114.
О двух эпизодах из своей службы на «первенце» Г.В. Новожилова в качестве генерального конструктора фирмы «Ильюшин», тяжелом военно-транспортном самолете (ВТС) Ил-76, я и хочу здесь поведать.
В самом начале 1978 года я получил назначение в 610-й Центр боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации, что в «городе невест» – Иванове. Для прохождения службы в качестве бортового переводчика с целью обеспечения летной практики экипажей Военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС ряда иностранных государств, проходивших тогда переучивание на новый ВТС Ил-76.
Еще до начала полетов с иностранным контингентом я, знакомясь с новым «местом службы», обнаружил длинный лаз, ведущий прямо на самый верх Т-образного хвостового оперения высотой почти 15 метров. Как я выяснил позднее, существование такого лаза было определено требованием заказчика в лице Министерства обороны обеспечить возможность автономного эксплуатирования Ил-76 в течение месяца. То есть в условиях отсутствия стремянок и обычного аэродромного оборудования.
Тогда же на мой вопрос о том, что это такое, получил ответ: «Это – «проспект Новожилова». Мне пояснили, что этот лаз назван так в шутку: «проспектом» – потому что человек более или менее крупной комплекции в него просто не залезет, а именем Новожилова – по фамилии «отца-создателя», генерального конструктора этой машины.
И вот однажды, когда мы переучивали группу летных экипажей ВТА ВВС Ливии, одному из их офицеров, как говорится, вынь да положь, покажи, что этот лаз из себя представляет. Канючил, канючил до тех пор, пока я не согласился: «Ладно, пошли». Любопытный, но самое главное, худощавый представитель ливийских ВВС полез первым, а я, кое-как втиснувшись в этот самый «прошпект», последовал за ним. Добрались мы где-то до середины, как вдруг у впереди ползущего ливийца срывается с лестницы правая нога и одетым на нее берцом бьет мне прямо под глаз! Полученный по этому случаю «фонарь» вышел прямо-таки знатным. Вот показал, так уж показал! В высшей степени наглядно! Наш экипаж, в котором я летал, потом подтрунивал: «Миша, с таким «фонарем» можно передвигаться в любой темноте и по любому проспекту, а не только по «проспекту Новожилова»!
И о кое-чем еще. Тогда же я обратил внимание и на отсутствие туалета. Вопрошаю старшего борттехника:
– Стас, а ежели это…
– Что это?!
– Ну, ежели приспичит, куда бежать-то?
– А никуда!
– Как никуда? Что, на борту нет вообще никакого приспособления для удовлетворения этой жизненно важной естественной потребности?!
– Вон, есть. Ведро. Но я его никому не дам!
– Почему?
– А кто его будет потом мыть, я?! Хрен вам, терпите…
К счастью, до «терпежу» дело так и не дошло. Но вопрос-то остался… И ответ на него я получил только 37 лет спустя. То бишь в этом году. В интервью СМИ по случаю своего 90-летнего юбилея Генрих Васильевич Новожилов раскрыл секрет этого «феномена». Оказывается, от туалета отказались… представители все того же заказчика – Министерства обороны. Цитирую глубокоуважаемого юбиляра: «Мы его (туалет. – М.Р.) сделали, когда стали эксплуатировать гражданский вариант Ил-76Т. Но многие военные «Илы» в 90-е оказались на гражданке, отсюда и этот часто возникающий вопрос. А военные сами отказались от туалета – у них не было ассенизационной машины М-5А, обеспечивающей откачку нечистот: «Ты нам, Генрих Васильевич, сделай ведро, закрепи его. Мы прилетели, солдата свистнули, он это ведро в ближайший кювет выплеснул! Вопрос закрыт».
Ну что тут скажешь?! Прямо-таки «железная логика»! Особенно когда ты сам сидишь на земле, в помещении, где в обязательном порядке есть удобный туалет. Ну а тем, кто летает, можно и в ведро! Ежели еще дадут…
Куда уж там какой-то науке-эргономике с ее научно обоснованной логикой! Не говоря уже о «логике» самих естественных потребностей человеческих, порой весьма специфической…
Вспоминаются и другие эпизоды. Но это уже на будущее. К написанному же хочу только добавить, что первая модель Ил-76, на которой летал, по своей конфигурации напоминала большого майского жука. И я уже тогда, в 1978 году, говорил, что если хотя бы немного удлинить фюзеляж, то «Илюша» смотрелся бы намного приятнее. А когда увидел Ил-76МФ, то просто восхитился и захотел опять на борт. Воистину КРАСАВЕЦ!!!
Более того, эволюция этой машины еще продолжается. По сообщению телеканала «Звезда», на днях летчики ставшего родным Ивановского ЦБПиПЛС получили Ил-76 новейшей модификации. В добрый путь, «Илюша»!