Сегодня часто высказывается мнение, что в советское время, дескать, ЦК КПСС в спорах между флотом и промышленностью обычно вставал на сторону Министерства судостроительной промышленности (МСП). Как человек, которому довелось работать в Минсудпроме в самое «золотое время» для развития флота, могу с полной уверенностью сказать, что это не соответствует истине.
Напомню, что на середину 50-х годов пришелся перелом в развитии отечественного судостроения. К этому времени в стране был восстановлен разрушенный в годы войны промышленный потенциал государства и создана прочная производственная база для дальнейшего развития военного и гражданского флотов. Тесное практическое взаимодействие научных и конструкторских организаций с заводами способствовало резкому увеличению выпуска кораблей, что позволило выйти нашей стране на второе место в мире по общей численности корабельного состава ВМФ, а по числу подводных лодок – на первое.
Однако принятое в 1957 году под давлением Никиты Сергеевича Хрущева решение ЦК КПСС о переходе к территориальному принципу управления промышленностью и строительством и образованию совнархозов привело к отрыву конструкторских бюро от промышленности, разрастанию явлений местничества при решении конкретных производственных вопросов. Это сказалось и на возникших трудностях для основного заказчика военной техники – Минобороны, которому пришлось согласовывать многочисленные вопросы, неизбежно возникавшие в ходе создания и эксплуатации в войсках и на флотах новых образцов вооружения не только с центральными органами управления народным хозяйством (в частности, Военно-морскому флоту – с Госкомитетом по судостроению), но и с десятками совнархозов, в ведении которых находились предприятия.
В итоге проведенных преобразований наметилось явное отставание от геополитических соперников в выпуске новых видов оружия, снижение темпов производства, а также выявилась неудовлетворительная работа по созданию, внедрению и освоению новой техники в вооруженных силах. Особенно обеспокоило военное руководство то обстоятельство, что ситуация с экономикой в условиях начавшейся после Карибского кризиса гонки вооружений грозила потерей мобилизационной готовности страны, а также отставанием нашего ВМФ от флотов потенциальных противников.
Положение было исправлено только в сентябре 1965 года, когда Пленум ЦК КПСС принял решение о восстановлении отраслевого принципа управления народным хозяйством. В соответствии с этим решением руководство деятельностью конструкторских и научных организаций кораблестроительного профиля и судостроительных предприятий было сосредоточено в одном ведомстве – Минсудпроме. Это способствовало, с одной стороны, быстрому и квалифицированному решению вопросов, возникавших в ходе строительства кораблей, а с другой – обеспечило контроль за качеством и выполнением необходимых мероприятий с целью постройки кораблей и последующей их сдачи в соответствии с заданными требованиями и характеристиками заказчику.
Для решения этих задач на заводах-строителях организовывались постоянные группы представителей конструкторских организаций, что способствовало созданию эффективного творческого контакта производственников и конструкторов – авторов проектов кораблей.
Безусловно, в ходе создания новых кораблей большую роль играла и военная приемка, которая на всех этапах строительства кораблей – с момента выдачи заказа до сдачи их флоту – самым активным и непрерывным участием способствовала успешному оснащению ВМФ. Поэтому можно уверенно сказать, что существовавший триумвират – конструкторы, производственники и представители приемки – был истинным создателем нашего флота.
Свидетельством плодотворной деятельности упомянутого триумвирата явилось успешное выполнение планов военного судостроения, принятых в период 1965–1985 годов, и появление в составе ВМФ новейших подводных лодок и надводных кораблей, а также кораблей и судов обеспечения.
В сегодняшних условиях, когда практически отсутствует государственный орган управления отраслью, когда вопросы организации и строительства новых кораблей фактически предоставлены для самостоятельного решения многочисленным организациям, участвующим в их создании, трудно надеяться на своевременное выполнение планируемой по срокам работы и качественную постройку кораблей.
Следует также отметить, что в советский послевоенный период строительство Военно-морского флота приобрело комплексный программный характер. Исследования и поиски типов кораблей и подводных лодок, наиболее соответствующих текущему политическому моменту, систематически проводились как в ходе военных игр в Военно-морской академии, так и в научно-исследовательских организациях ВМФ и промышленности (в частности, в НИИ-1 ВМФ и ЦНИИ-45 МСП). К участию в них нередко привлекались и представители организаций – создателей кораблей, военно-морского вооружения, энергоустановок и других видов корабельного оборудования. Итогом проводившихся исследований являлась разработка плана-программы военного судостроения на предстоящий период. Это требовало напряженной работы, вызванной проведением согласований с большим числом участников реализации намечаемой программы, а также учетом экономических возможностей государства. Поэтому не всегда желания и требования ВМФ совпадали с возможностями их осуществления.
В складывающихся условиях предлагаемый ВМФ проект плана-программы кораблестроения проходил большую и разностороннюю стадию рассмотрения, обсуждения и согласования, начиная с Минсудпрома и организаций-соисполнителей, затем – в Госплане СССР и Министерстве финансов, с привлечением представителей Академии наук СССР, руководства Министерства обороны, и завершаясь в итоге предварительным одобрением в Военно-промышленной комиссии Совета министров СССР.
Окончательную экспертизу, досогласование нерешенных вопросов и необходимую доработку проект плана-программы разработки новых проектов и строительства кораблей проходил в Отделе оборонной промышленности ЦК КПСС, после чего вносился на утверждение высших государственных (СМ СССР) и партийных (ЦК КПСС) органов.
В результате выполнения намеченных планов к концу 70-х – середине 80-х годов наш ВМФ впервые в истории страны превратился в наступательный вид вооруженных сил, способный действовать на просторах Мирового океана, вести борьбу с сильным морским противником и поражать объекты на его территории.
Отсюда следует вывод – неправильно считать, что в спорах между флотом и промышленностью ЦК КПСС обычно вставал на сторону МСП. Руководство страны, принимая то или иное решение, связанное со строительством флота, всегда исходило из интересов обеспечения обороны и безопасности государства. Это и позволило СССР создать могучий ракетно-ядерный флот, второй по мощи в мире.