0
3690
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

15.04.2016 00:01:00

Учиться надо на своем опыте и чужих ошибках

Свет Турунов

Об авторе: Свет Саввич Турунов – профессор РАЕН, адмирал в отставке, лауреат Ленинской премии, в 1968–1990 годах – помощник секретаря ЦК КПСС, помощник министра обороны СССР.

Тэги: флот, вмф, хрущев, судостроение, минсудпром


Сегодня часто высказывается мнение, что в советское время, дескать, ЦК КПСС в спорах между флотом и промышленностью обычно вставал на сторону Министерства судостроительной промышленности (МСП). Как человек, которому довелось работать в Минсудпроме в самое «золотое время» для развития флота, могу с полной уверенностью сказать, что это не соответствует истине.

Напомню, что на середину 50-х годов пришелся перелом в развитии отечественного судостроения. К этому времени в стране был восстановлен разрушенный в годы войны промышленный потенциал государства и создана прочная производственная база для дальнейшего развития военного и гражданского флотов. Тесное практическое взаимодействие научных и конструкторских организаций с заводами способствовало резкому увеличению выпуска кораблей, что позволило выйти нашей стране на второе место в мире по общей численности корабельного состава ВМФ, а по числу подводных лодок – на первое.

Однако принятое в 1957 году под давлением Никиты Сергеевича Хрущева решение ЦК КПСС о переходе к территориальному принципу управления промышленностью и строительством и образованию совнархозов привело к отрыву конструкторских бюро от промышленности, разрастанию явлений местничества при решении конкретных производственных вопросов. Это сказалось и на возникших трудностях для основного заказчика военной техники – Минобороны, которому пришлось согласовывать многочисленные вопросы, неизбежно возникавшие в ходе создания и эксплуатации в войсках и на флотах новых образцов вооружения не только с центральными органами управления народным хозяйством (в частности, Военно-морскому флоту – с Госкомитетом по судостроению), но и с десятками совнархозов, в ведении которых находились  предприятия.

В итоге проведенных преобразований наметилось явное отставание от геополитических соперников в выпуске новых видов оружия, снижение темпов производства, а также выявилась неудовлетворительная работа по созданию, внедрению и освоению новой техники в вооруженных силах. Особенно обеспокоило военное руководство то обстоятельство, что ситуация с экономикой в условиях начавшейся после Карибского кризиса гонки вооружений грозила потерей мобилизационной готовности страны, а также отставанием нашего ВМФ от флотов потенциальных противников.

Положение было исправлено только в сентябре 1965 года, когда Пленум ЦК КПСС принял решение о восстановлении отраслевого принципа управления народным хозяйством. В соответствии с этим решением руководство деятельностью конструкторских и научных организаций кораблестроительного профиля и судостроительных предприятий было сосредоточено в одном ведомстве – Минсудпроме. Это способствовало, с одной стороны, быстрому и квалифицированному решению вопросов, возникавших в ходе строительства кораблей, а с другой – обеспечило контроль за качеством и выполнением необходимых мероприятий с целью постройки кораблей и последующей их сдачи в соответствии с заданными требованиями и характеристиками заказчику.

Для решения этих задач на заводах-строителях организовывались постоянные группы представителей конструкторских организаций, что способствовало созданию эффективного творческого контакта производственников и конструкторов – авторов проектов кораблей.

Безусловно, в ходе создания новых кораблей большую роль играла и военная приемка, которая на всех этапах строительства кораблей – с момента выдачи заказа до сдачи их флоту – самым активным и непрерывным участием способствовала успешному оснащению ВМФ. Поэтому можно уверенно сказать, что существовавший триумвират – конструкторы, производственники и представители приемки – был истинным создателем нашего флота.

Свидетельством плодотворной деятельности упомянутого триумвирата явилось успешное выполнение планов военного судостроения, принятых в период 1965–1985 годов, и появление в составе ВМФ новейших подводных лодок и надводных кораблей, а также кораблей и судов обеспечения.

В сегодняшних условиях, когда практически отсутствует государственный орган управления отраслью, когда вопросы организации и строительства новых кораблей фактически предоставлены для самостоятельного решения многочисленным организациям, участвующим в их создании, трудно надеяться на своевременное выполнение планируемой по срокам работы и качественную постройку кораблей.

Следует также отметить, что в советский послевоенный период строительство Военно-морского флота приобрело комплексный программный характер. Исследования и поиски типов кораблей и подводных лодок, наиболее соответствующих текущему политическому моменту, систематически проводились как в ходе военных игр в Военно-морской академии, так и в научно-исследовательских организациях ВМФ и промышленности (в частности, в НИИ-1 ВМФ и ЦНИИ-45 МСП). К участию в них нередко привлекались и представители организаций – создателей кораблей, военно-морского вооружения, энергоустановок и других видов корабельного оборудования. Итогом проводившихся исследований являлась разработка плана-программы военного судостроения на предстоящий период. Это требовало напряженной работы, вызванной проведением согласований с большим числом участников реализации намечаемой программы, а также учетом экономических возможностей государства. Поэтому не всегда желания и требования ВМФ совпадали с возможностями их осуществления.

В складывающихся условиях предлагаемый ВМФ проект плана-программы кораблестроения проходил большую и разностороннюю стадию рассмотрения, обсуждения и согласования, начиная с Минсудпрома и организаций-соисполнителей, затем – в Госплане СССР и Министерстве финансов, с привлечением представителей Академии наук СССР, руководства Министерства обороны, и завершаясь в итоге предварительным одобрением в Военно-промышленной комиссии Совета министров СССР.

Окончательную экспертизу, досогласование нерешенных вопросов и необходимую доработку проект плана-программы разработки новых проектов и строительства кораблей проходил в Отделе оборонной промышленности ЦК КПСС, после чего вносился на утверждение высших государственных (СМ СССР) и партийных (ЦК КПСС) органов.

В результате выполнения намеченных планов к концу 70-х – середине 80-х годов наш ВМФ впервые в истории страны превратился в наступательный вид вооруженных сил, способный действовать на просторах Мирового океана, вести борьбу с сильным морским противником и поражать объекты на его территории.

Отсюда следует вывод – неправильно считать, что в спорах между флотом и промышленностью ЦК КПСС обычно вставал на сторону МСП. Руководство страны, принимая то или иное решение, связанное со строительством флота, всегда исходило из интересов обеспечения обороны и безопасности государства. Это и позволило СССР создать могучий ракетно-ядерный флот, второй по мощи в мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
451
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
505
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
483
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
403

Другие новости