Бриг «Меркурий». 1848 год
«Каждая победа наших войск на суше или на море, радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне». Эти слова принадлежат Ивану Константиновичу Айвазовскому, одному из самых великих маринистов в истории мировой живописи. К 200-летию со дня его рождения Третьяковская галерея приурочила выставку, на которой экспонируются 120 произведений живописи и 55 графических работ знаменитого мастера из собрания Третьяковки, Русского музея, Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского, Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге, Национальной галереи Армении, ряда российских провинциальных музеев и частных коллекций. Наряду с произведениями искусства на выставке представлены документы, связанные с жизнью и творчеством художника, а также макеты кораблей и навигационные предметы морского обихода. Выставка позволяет представить творчество Айвазовского во всем его многообразии. Великий маринист запечатлевал море в различное время суток – утром, днем и ночью, в состоянии штиля и в бурю, оставил виды его горячо любимого Крыма и едва ли не всех крупнейших портов Европы. При этом Айвазовский почти никогда не писал с натуры, а сделав лишь беглый карандашный набросок очаровавшего его вида, уже в мастерской создавал картину по памяти во время вдохновенной импровизации. За свою долгую жизнь Айвазовский написал около 6000 картин.
Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год |
Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Его художественное дарование проявилось очень рано. С детства художник любил изображать море, моряков, рыбаков. Окончив Симферопольскую гимназию, Айвазовский по протекции феодосийского градоначальника А.И. Казначеева и городского архитектора Я.Х. Коха в 16 лет был принят в Петербургскую академию художеств. За свою картину «Штиль» художник получил Первую золотую академическую медаль. Ввиду его выдающихся успехов академическое начальство сократило ему академический курс на два года с условием, что он напишет виды городов Крыма.
В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морской операции – десанте генерала Н.Н. Раевского к берегам Кавказа. На борту военного корабля Айвазовский познакомился с молодыми морскими офицерами – в будущем выдающимися флотоводцами В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым, с которыми его затем на многие годы связали дружеские отношения. В результате в 1839 году была создана представленная на выставке картина «Десант Раевского». К 1839 году относится и включенный в экспозицию портрет знаменитого флотоводца, вице-адмирала М.П. Лазарева из собрания Центрального военно-морского музея. Айвазовский никогда не писал портреты на заказ, а запечатлевал только образы родных и близких друзей.
В 1844 году Айвазовскому было присвоено звание художника Главного морского штаба с правом ношения мундира Морского министерства – в качестве признания его особых заслуг в изображении событий военно-морской истории. А через два года, когда Айвазовский отмечал десятилетие своей творческой деятельности, в гавань Феодосии вошла эскадра военных кораблей, ведомая капитаном 1 ранга В.А. Корниловым, чтобы поздравить художника с этим знаменательным событием.
Синопский бой. 1853 год |
Айвазовский изобразил все победы русского флота, начиная от времен Петра Великого и кончая событиями, современником и даже порой участником которых был он сам. Его произведения отмечены исторической правдой, точностью в изображении кораблей, глубокими знаниями тактики морского боя. На выставке представлена картина «Петр 1 при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» (1846), запечатлевшая один из ключевых эпизодов морской кампании 1710 года во время Северной войны, полотно «Синопский бой» (1853) повествующее о последнем крупном сражении парусных судов, происшедшем между русским и турецким флотами…
Картина «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» (1848) показывает, как «израненный», но не сдавшийся российский корабль, победитель в неравном бою, гордо бороздит морской простор. Еще один портрет корабля – «Корабль «Двенадцать апостолов» (1897), который считался «лучшим, великолепнейшим кораблем мира». К сожалению, во время обороны Севастополя в Крымской войне этот корабль был наряду с другими затоплен, чтобы преградить путь вражескому флоту. Айвазовский сам долгое время находился в осажденном Севастополе, устроил там выставку своих картин и с большой неохотой покинул героически сражавшийся город – лишь после официального приказа Корнилова и длительных уговоров. Через много лет после этих событий Айвазовский написал представленную на выставке картину «Малахов курган» (1893), изображающую выложенный ядрами крест, водруженный на месте гибели адмирала Корнилова и пришедших ему поклониться двух пожилых ветеранов Севастопольской эпопеи.
Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам. 1846 год |
До конца жизни Айвазовский был тесно связан с Военно-морским флотом. Последняя картина, над которой художник работал в день своей кончины (2 мая 1900 года), называется «Взрыв турецкого корабля». Айвазовский был похоронен в Феодосии с воинскими почестями. На его могиле установлено надгробие, на котором начертано: «Рожденный смертным оставил о себе бессмертную славу».
Феноменальная популярность выставки в Третьяковской галерее еще раз подтвердила справедливость этих слов.