0
15736
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

30.09.2016 00:01:00

Главное – заставь противника выполнить твою волю

Тэги: книга, обзор, война, сирия, украина, сунь цзы, генеральный штаб


книга, обзор, война, сирия, украина, сунь цзы, генеральный штаб Масштаб действий и содержание системно-сетевой войны. Схема авторов издания

Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. – М.: Кучково поле, 2016. – 832 с.

На проходившей в начале сентября Московской международной книжной выставке-ярмарке внимание специалистов военного дела привлек серьезный труд «Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли». Авторами этого исследования являются два авторитетных военных эксперта Игорь Попов и Муса Хамзатов, давно и продуктивно сотрудничающие с редакцией «Независимого военного обозрения». За последние три года они организовали и провели на базе нашего издания несколько экспертных круглых столов по самым актуальным военно-политическим проблемам современности.

В рамках данных мероприятий обсуждались ситуации в Сирии и на Украине, сущность войны управляемого хаоса, угрозы и военные операции в киберпространстве, перспективы развития военной робототехники. Эти круглые столы получили высокие оценки наших читателей, нашли активные отклики в экспертном сообществе как у нас в стране, так и за рубежом. Кстати, материалы двух таких круглых столов вошли в качестве приложения в книгу, о которой идет речь.

КОМУ АДРЕСОВАНО ИССЛЕДОВАНИЕ

Книга «Война будущего: концептуальные основы и практические выводы», как это подчеркивают сами авторы, не является академическим учебником или традиционным военно-теоретическим трудом. 

Попов и Хамзатов охарактеризовали свое исследование как очерки стратегической мысли. Жанр очерков позволяет авторам уйти от строгой системности изложения материала, сосредоточиться на конкретных наиболее сложных, противоречивых, неоднозначных или неисследованных аспектах и ракурсах проблемы войн будущего. 20 очерков представляют собой самостоятельные аспекты военной теории или практики, объединенные фактически только общей логикой исследования.

Каждый очерк сопровождается разнообразными графическими иллюстрациями – диаграммами, графиками, таблицами, логическими схемами, которые несут глубокую смысловую нагрузку. Они позволяют не только легче воспринять мысли авторов, но и создают дополнительный визуальный пласт уникальной информации. Такой подход можно назвать революционным для отечественной профессиональной литературы в сфере военной политики и национальной безопасности.

Книга «Война будущего: концептуальные основы и практические выводы» – во всех отношениях уникальный интеллектуальный продукт, не похожий на все другие издания по заявленной теме. Написать просто о сложном всегда трудно. Выбранный авторами стиль изложения сложных концептуальных выкладок, уважительное отношение к потенциальному читателю позволяют работать с книгой всем интересующимся проблематикой войн будущего, а не только узким военным специалистам.

Даже при беглом ознакомлении с трудом И. Попова и М. Хамзатова невольно бросается в глаза нестандартность авторских подходов даже к тому, что уже давно считается общепризнанным. Не многие, например, посмеют оспорить идеи Сунь Цзы, великого китайского стратега, жившего 2,5 тысячелетия назад. Авторы, конечно же, не «роют» под его авторитет, а ставят под сомнение адекватность перевода текста Сунь Цзы и аргументированно обосновывают свою позицию.

37-7-5.jpg

Книга изобилует цитатами авторитетных военных деятелей прошлого, как отечественных, так и зарубежных. Их мысли приводятся авторами в качестве обоснования собственных выкладок или, наоборот, используются для опровержения устоявшихся стереотипов.

Но ценность исследования Попова и Хамзатова, как представляется, заключается не столько в том, что они критически подошли к оценке военно-теоретического наследия прошлого, сколько в том, что на основе этого наследия им удалось выработать оригинальные концептуальные подходы и сформулировать практические выводы и рекомендации в сфере национальной безопасности на стратегическом уровне.

Именно поэтому книга будет интересна прежде всего военно-политическому руководству и офицерскому составу всех силовых структур, военным экспертам, политологам, преподавателям, слушателям, курсантам и студентам военных и гражданских вузов по профилю внешней политики и национальной безопасности. Так как затрагиваемые в книге проблемы выходят далеко за пределы военной сферы общества, авторы адресуют свой труд также сотрудникам государственных органов власти и управления, занимающихся проблемами стратегического планирования, развития военной организации государства в целом и оборонно-промышленного комплекса страны в частности.

Диапазон поднятых авторами проблем чрезвычайно широк. Начав с проблем военной социологии и политологии, они переходят к критическому анализу современного состояния отечественного военно-научного комплекса. При этом авторы не встают в позу стороннего наблюдателя или критика, а, наоборот, предлагают свои подходы и модели взаимоотношений официальной военной науки и отечественного независимого экспертного сообщества. Эти соображения представляют особый интерес для нашего издания, ведь «Независимое военное обозрение» уже давно и заслуженно занимает одно из ключевых мест в военном экспертном сообществе России.

ТИПОЛОГИЯ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Центральное место в книге «Война будущего: концептуальные основы и практические выводы» занимает проблема сущности, содержания и типологии военных конфликтов. И это не случайно. В экспертном сообществе, и у нас в стране, и за рубежом, уже давно ведутся дискуссии о том, что учение прусского военного теоретика Карла фон Клаузевица устарело. В век атомных подводных лодок, межконтинентальных баллистических ракет, космических кораблей и ядерного оружия действительно возникает ощущение, что знаменитая формула о войне как «продолжении политики иными, насильственными средствами» уже неадекватна современности. Авторы в заочном споре с критиками великого военного гения подводят читателя к тому, что нельзя подходить к учению Клаузевица начетнически. В трактате «О войне» при внимательном чтении можно вычленить почти три десятка определений того, что понимать под термином «война». Кстати, одним из первых таких определений сам Клаузевиц поставил формулу: «Война – это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю». Такой ракурс отечественная военная наука даже сегодня часто игнорирует, делая акцент на материальных факторах войны. И очень редко у нас вспоминают, что сам Клаузевиц образно сравнивал войну с хамелеоном, имеющим много «обличий».

Оригинальными представляются подходы Игоря Попова и Мусы Хамзатова к типологии военных конфликтов. И хотя оснований для научной типологии может быть много, а самой этой теме посвящены десятки, если не сотни научных работ и исследований, авторы пошли своим путем. В основу предлагаемой ими типологии положены практические потребности командиров и штабов, тех, кто планирует операции, руководит военными (боевыми) действиями. Анализируя типы военных конфликтов под этим углом, Попов и Хамзатов предлагают матрицу военных конфликтов, которая наглядно графическим языком описывает возможные варианты столкновений между двумя сторонами при условии, что и та, и другая сторона могут вести военные действия регулярными вооруженными силами и иррегулярными вооруженными формированиями. В результате этого формируются четыре типа военных конфликтов, названные авторами «традиционной», «усмирительной», «повстанческой» и «бандитской» войнами. Каждый из них имеет различные содержание, специфику и характерные особенности, которые могут переплетаться в различных соотношениях, формируя еще более сложные типы военных конфликтов, с которыми мы сегодня уже сталкиваемся в реальном мире.

Выйдя на категории симметричности и асимметричности в типологии военных конфликтов, авторы пошли еще глубже и посвятили один из очерков анализу сущности асимметричного конфликта через призму гендерной психологии. В свое время на возможность применения гендерной аналогии при анализе феномена асимметричной войны указывал выдающийся русский военный мыслитель Генерального штаба полковник Евгений Месснер, автор идеи о мятежевойне. «Психику регулярного войска, – писал он, – можно уподобить мужской психике; психику иррегулярного ополчения – женской психике». Развивать эту мысль отечественный военный теоретик не стал, сделали это уже в наши дни авторы книги «Война будущего: концептуальные основы и практические выводы». Выводы получились достаточно интересными.

Анализируя сущность и содержание войн новой эпохи, авторы исследования выходят на модель военного конфликта современности. Как свидетельствует опыт последних лет, помимо традиционных двух противоборствующих сторон-субъектов военного конфликта в нем могут принимать участие и другие легитимные и нелегитимные акторы, а также внешние силы – «Заказчик», «Спонсор» и «Медиатор». В результате модель военного конфликта сегодня представляется сложной и противоречивой комбинацией «действующих лиц» и их интересов.

ВРЕМЯ ГЛУБОКИХ ПЕРЕМЕН

Системный подход к исследованию феномена войн в исторической ретроспективе позволил авторам представленного труда сформулировать понятие «технологии войны». Нынешняя, по терминологии авторов «системно-сетевая война» отнесена ими к технологии ведения войны 4-го уровня. «Главное в новой технологии то, что воюет не только армия, а все общество, все государство, – пишут Попов и Хамзатов. – Если раньше об этом говорилось иносказательно, то теперь в этом есть прямой смысл. Все государство и все общество противника понимается как система со своими ключевыми критическими «узлами», разрушение которых значительно снизит их оборонный потенциал и малой кровью приведет к победе. Нет необходимости бороться со всеми вооруженными силами или населением противника, достаточно поразить только их «центры тяжести».

С понятием «системно-сетевой войны» авторы увязывают целый комплекс концептуальных и практических задач, связанных с обеспечением территориальной обороны в современных условиях. Опыт времен Великой Отечественной войны, конечно, имеет определенную ценность, но в войне будущего должны быть реализованы принципиально новые подходы, соответствующие новой технологии ведения войны.

Естественно, отдельной проблемой в книге «Война будущего: концептуальные основы и практические выводы» выделено авторское видение облика и структуры вооруженных сил будущего. Вряд ли кто будет спорить с тем, что структурные изменения неизбежны. Можно только спорить по поводу сроков, масштабов и интенсивности изменений в обозримой перспективе. Уже сегодня, как подчеркивают авторы, становится очевидным, что в основу структурных изменений должны быть положены принципы гибкости, модульности, универсальности. Вооруженные силы государства могут включать в себя потенциал традиционного сдерживания и потенциал ведения войн нового типа.

Грядущие изменения неизбежно затронут и комплекс вооружения и военной техники, тактику их боевого применения. Так, современные наземные войска при существующих скоростях передвижения уже не в состоянии эффективно и адекватно реагировать на возникающие угрозы на поле боя. Выход авторам видится в незаслуженно «забытой» концепции аэромобильности. На смену боевой машине пехоты мотострелковых войск должен прийти роботизированный боевой вертолет пехоты аэромобильных подразделений Сухопутных войск. На смену мотострелковым отделениям постепенно придут «боевые стаи», которые будут действовать в органической связи с разнообразными робототехническими комплексами военного назначения.

В целом книга Игоря Попова и Мусы Хамзатова «Война будущего: концептуальные основы и практические выводы» безусловно достойна внимания военных специалистов. Наверняка у нее найдутся ярые критики и горячие защитники. Хочется надеяться, что труд авторов станет отправной точкой для конструктивной дискуссии в экспертном сообществе и на страницах «НВО», найдет творческое продолжение в трудах других исследователей, активно работающих в сфере национальной безопасности.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
617
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
740
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
693
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
693

Другие новости