Столкновение двух цивилизаций вновь не прошло мирно.
Писать об этом новом «кине» Федора Бондарчука, честно говоря, не хотелось (в свое время хватило рецензионного осмысления его же «9-й роты» и «Сталинграда»). Хотя автор этих строк был на январском предпремьерном пресс-показе «Притяжения», снятого в жанре фантастики, всунутой в современность, и задал пару вопросов режиссеру и еще одному из создателей. Но, пройдясь по аналитике посмотревших этот «фильмец» профессиональных критиков и отзывам зрителей (а их мнения диаметрально разделились), увидел, что все они упустили из вида одну из важных сквозных линий этого очередного «киношедевра» именитого постановщика. Конкретно то, как в «Притяжении», адресованном зрительской аудитории 12+, показана современная армия.
Нет, она не представлена откровенно, целенаправленно чернушной, как это водилось делать в годы горбачевской перестройки и позже. Но она вольно или невольно, как бы ненавязчиво высвечена столь отталкивающей, что это еще хуже, нежели бы ее представили в духе упомянутых подходов. И усугубляется это удручающее восприятие не только тем, что, каковы нынешние Вооруженные силы РФ на самом деле, мы едва ли не каждый день видим в новостных телевизионных блоках. А тем еще, что в финальных титрах ленты мы читаем благодарность от Бондарчука и Кo «лично министру обороны генералу армии Сергею Кужугетовичу Шойгу» и иже с ним еще десяткам генералов и офицеров. Словно глава военного ведомства и Герой России и дал режиссеру и продюсерам «добро» на показ такой российской армии, которая и близко ничего не имеет схожего с армией действительной. А вместе с ней по большому счету ниже плинтуса опущена и вся страна.
ПОЛКОВНИК-«САПОГ» И ДОЧКА-ОТОРВА
Фон более чем двухчасовой ленты, съемки которой обошлись, по разным данным, от 380 до 520 млн руб. такой. Наши дни. Вся Москва в ожидании крупного метеоритного дождя. Таковые на Землю выпадают регулярно – ученые полагают, до шести тонн «тунгусцев» в сутки. Что на старте развития сюжета объясняет старшеклассникам учитель физики. Кстати, он тоже изображен столь непрезентабельно – лохмат, мят, угловат, дерганый, безавторитетный – что удивляешься, как такого только допустили до детей. В этом же эпизоде мы знакомимся с дочкой полковника Генштаба Валентина Лебедева Юлией (Ирина Старшенбаум). В учебе она настолько твердолоба, что не может произнести и полфразы без подсказки классного знайки-«ботаника» (при этом тот не просто как не от мира сего, что бывает, а как кирпичом пристукнутый). От главной героини воротит с первых кадров (что отмечали многие рецензенты), но отличник и эрудит тайно роняет по ней килограммы слюней. Но да ладно, тоже бывает.
В этот звездодождь некстати попадает инопланетный корабль, прилетевший к Земле с отстоящей от нее на 47 световых лет планеты из созвездия Близнецов. Он сбивается с курса, и его заносит в атмосферу Земли где-то аккурат над Россией. Судя по тому, как на перехват «шарика» поднимаются истребители с авианесущего крейсера Северного флота «Адмирал Кузнецов», в воздушное пространство страны космолет с той стороны и вошел (чуть ли не по курсу достопамятного воздушного хулигана Руста). Доблестные российские асы по приказу из Национального центра управления обороной РФ удачно атакуют его. И загоревшийся НЛО размером в несколько многоэтажек, пролетев по нисходящей еще с полторы тысячи километров, ухается на микрорайон Чертаново в Москве. По пути оставляет за собой широкую просеку из ряда разрушенных кварталов в стиле трагических взрывов жилых домов в столице в 1999 году. И, как следует представлять, – тысячи трупов (хоть в картине говорится, что погибло «всего лишь» 200 человек). Вокруг оного и разыгрывается дальнейшее действо.
Правда, на этом фантастика как таковая и заканчивается и начинается любовно-социальная (или наоборот) драма, сдобренная философской приправой о готовности или преждевременности высшего внеземного разума общаться с «дикими» землянами. Рановато-с! – узнаем мы ближе к финалу, не созрели для этого человеки, питекантропы они еще. В лице же этих «пещерных дикарей», как доходчиво продемонстрировал нам Бондарчук, выступили «наше российское быдло» (преимущественно патриотически настроенная молодежь: «Это наша Земля! Долой пришельцев!») и до промозглости тупые военные, которые по ходу всего фильма осуществляют жесткие полицейские функции. Полиция же и МЧС, а также ФСБ просто устранились, их как бы вообще нет.
Поэтому нельзя отделаться от ощущения целого ряда «25-х кадров» в фильме, которые очевидно льют воду на мельницу западной пропаганды, чихвостящей ныне Россию и в хвост и в гриву. Шутка ли – «Притяжение» уже притянули для проката 43 страны, в том числе Германия (наиболее одиозная в плане показа в местных СМИ «истинного лица русских»), Франция и Италия; создатели подготовили версию и для англоязычных одурманенных антироссийской истерией зрителей.
Генштабист Лебедев (Олег Меньшиков) уже много лет воспитывает дочь один (куда делась жена-мать по фильму не поясняется). Он пытается не просто держать отрочицу в ежовых рукавицах, но буквально «заказармил» ребенка. Полковник настолько черств и бездушен, ограничен и непробиваем, что не пускает ее со всеми одноклассниками полюбоваться уникальным природным явлением. А узнав, что дочку будет сопровождать ее бойфренд Артем (Александр Петров), парень без определенных занятий, гаражный тусовщик, да и старше ее лет на несколько, – «тем более» возбраняет ей покидать квартиру.
Но Юля, донельзя ленивая в учебе, в жизни вне школы проявляет себя, как разбитная дочь атаманши-разбойницы из отечественного кинофильма 1966 года «Снежная королева». Начхав на требование строгого папаши (в дальнейшем мы видим, что юница его вообще ни во что не ставит), она, едва позвонил возлюбленный, тут же ускользает из дома. Но на крыше чертановской высотки паре не до наблюдения красот звездопада. Обоими овладевает животная похоть. Благо, подружка дала ключи от своей «хаты» (хотя неутерпимые вполне могли бы совокупиться и в Юлиной, но это мелочь, ибо логика в данной кинокартине вообще сведена почти к нулю). Они врываются в нее прямиком курсом к спальне, на ходу срывая с себя шмотки – так, как это делают поднаторевшие в любовных утехах партнеры (избитый киноштамп). И это школьница, пусть и старшеклассница, у которой, как мы увидим в следующем кадре, еще не было постельного опыта. Фильм для 12+, но в этом эпизоде явно просматриваются прямолинейные мотивы, которые рановато познавать детям до 16. Впрочем, до преждевременной потери невинности не дошло: перед «самым интересным» по-над полуобнаженными 16-летней школьницей и 20-летним бездельником, срезав полдома, проезжается падающая на Чертаново инопланетная махина.
В дальнейшем дочь полковника, назначенного комендантом запретной зоны, показывают нам и вовсе как «съехавшую с шарниров». Она и курит, и ворует (как заправская «медвежатница» крадет из сейфа отцовский именной пистолет, а из кармана у него – бейджик-пропуск в запретную зону и ключи от машины). И подбивает парней проникнуть за огорожу, чтобы послать инопланетян к их едреной матери, потому как они, злодеи, своим проклятым звездолетом убили ее лучшую подругу: мол, вы мужики или кто, они нас убивают, а мы лапки сложили, чего-то ждем. Бедный герой Меньшикова вынужден заниматься не делами особой государственной важности, а ни в пень не управляемой дочкой. Которая то объявит отцу, что она беременна неизвестно от кого, то нахамит лейтенанту из оцепления, и ее задерживают и забирают в комендатуру, то угонит бронеавтомобиль «Тигр» и, протаранив ворота КПП, внесется на нем в зону.
Спецэффектам в фильме, конечно, можно позавидовать, но на этом положительные эмоции иссякают. |
К слову, рулит школьница-героиня тяжелой бронемашиной (равно как и стреляет) на зависть любому каскадеру. И где и когда успела научиться?! Конечно, в подобных фильмах мы зачастую видим вещи, которые в реальности просто немыслимы, – таковы особенности жанра, и зрители принимают эти условия. Но ведь одновременно, да хоть в тех же в американских мордобойных картинах, логика действий персонажа объясняется по ходу деталями. И даже в кинокомедии «Один дома» мы верим бойкому мальчишке, сумевшему облапошить и наказать двух матерых грабителей. А в «Притяжении» «ружье в первом акте пьесы» не висит – оно вдруг возникает и палит в разных местах по ходу действа безо всяких «пояснений». Не может не вызвать, скажем, недоумения эпизод, когда Юля и тающий по ней «ботаник» врываются в элитную клинику с раненым гуманоидом на тележке и осуществляют переливание ему крови без помощи врачей. Или Артем, едва всунувшись в добытый экзоскелет инопланетянина, начинает ахово «мочить» в нем пришельца, к которому от него «ушла» Юля.
Такая «фантастика» сценаристов и режиссера сбивает зрителя с толку каждые 10–15 минут по ходу развития сюжета. Но не будем отвлекаться на наши недоумения, вернемся к основной теме нашего разбора.
По-другому Юле с «таким» отцом, похоже, и нельзя. Ибо полковнику хоть кол на голове теши, он из тех офицеров, о ком в армейской среде говорят: «Как надену портупею, так тупею и тупею». Генштабист настолько глух и заморожен мозгом, что, когда дочь и во второй, и в третий раз втемяшивает ему: папа, вот он, гуманоид, перед твоими очами, дай ему улететь, они ничего не хотят причинить Земле и людям, – Лебедев не слышит, до него ни с трудом, ни без труда не доходит.
ШЕЛЬМОВАНИЕ АРМИИ ИСПОДТИШКА
Киношный образ полковника Лебедева в фильме, по сути, выведен как олицетворение офицера нынешней российской армии. Ни один из интеллектуалов в погонах ему не противопоставлен.
Поэтому на пресс-конференции, выйдя после просмотра фильма для журналистов, как оплеванный, я, полковник запаса, спросил Бондарчука: в чем конкретно помогло ему Министерство обороны в ходе работы над проектом? И встречал ли он в этот период при общении с военными хотя бы одного такого «урытого» офицера, каким показан на экране на первый взгляд весь бравый из себя полковник Лебедев – человек с беспросветными мозгами унтера, изо дня в день терроризирующий свою дочь? С такой характеристикой персонажа Олега Меньшикова режиссер досадливо не согласился: «Это ваша личная точка зрения, другие так не думают». Помощь же Минобороны, по его словам, оказало в том, что разрешило привязать съемки «Притяжения» к учениям, например, на «Адмирале Кузнецове». Который, едва киношники покинули палубу, направился в Сирию. А в остальном – это монтаж, цифрографика и прочие уловки современного кинематографа. В спецэффектах «Притяжению» и впрямь не откажешь – тут «пять с плюсом».
То есть консультантов у столь военизированной ленты, несмотря на все обилие благодарностей представителям МО, не было и в помине. Бондарчук в этом не оригинален. Не привлекать профессионалов для подобных консультаций уже давно стало дурным правилом отечественных кинодеятелей. И дело тут даже не в экономии денег (хотя и не без этого), а в их непогрешимой вере в свое, режиссерское, продюсерское всезнайство и аналогичное так называемое творческое личное видение той или иной проецируемой на экран ситуации. Поэтому нас и кормят поистине «фантастическими» не только художественными, но и документальными фильмами, допустим, о Великой Отечественной войне или исторических личностях. Одни «телевидения» Алексея Пивоварова или Николая Сванидзе чего стоят!
Не случайно на той же пресс-конференции коллега-журналист тоже впрямую спросил Федора Сергеевича: «По что же вы так нашу армию-то опустили: и НЛО они по-глупому сбили, и не добили потом его на пути к Москве, и ликвидацией последствий разрушений не занялись, и с дубинками на людей?..» Режиссер оправдывался тем, что это не совсем так: мол, в финале ленты полковник Лебедев все же нашел «общий язык» и с дочерью, и с гуманоидами. Уточним: нашел он этот язык тогда, когда дочь погибла в результате его полуидиотских действий (благо, влюбившийся в нее бессмертный пришелец подарил ей свою жизнь).
В одном из интервью Бондарчук, словно сквозь зубы, отметил: «Среди военных работают люди гораздо более свободные и современные, чем мы о них думаем. Как раз такие, как герой Олега Меньшикова. За подобных русских офицеров испытываешь чувство гордости». Это наглядно показывает, сколь «широки» у постановщика знания об армии (а он в ней в свое время честно отслужил солдатом). Из которых он выпестывает и свои кинопредставления вот уже в третьем фильме. Напомним, в «9 роте» (2005) он показал зрителю, «какие действительно» воины-интернационалисты воевали в Афганистане, – без пяти минут наркоманы, предпочитающие романтическому общению с девушками грязную «групповуху» с казарменной «давалкой». А в «Сталинграде» (2013) мы увидели, как советские офицер и солдаты, забыв про Родину, честь и долг, «защищали» не рубеж обороны, а подвернувшуюся им под руку некую Катю, которая потом неизвестно от кого из ватаги этих защитников родила; плюс – очевидная идеализация гауптмана гитлеровского вермахта.
А ГДЕ ЖЕ ПРЕЗИДЕНТ И ГЛАВКОВЕРХ
Между тем реальность катастрофы, показанной в «Притяжении», вполне возможна. С той лишь разницей, что на «какое-нибудь Чертаново» может грянуть не огромный инопланетный звездолет, а самый что ни на есть материальный космический «камешек». В связи с чем все силовые ведомства наверняка уже имеют разработанные планы действий. Особенно очевидной потребность в таковых возникла после 15 февраля 2013 года. В этот день утром в окрестностях Челябинска в Землю ударило самое большое из известных звездных тел, падавших на планету после Тунгусского метеорита в 1908 году, – такие падения, по подсчетам ученых, происходят в среднем раз в сто лет. Вслед за этим живо вспомнили, что к Земле неукротимо приближается открытый в 2004 году астероид Апофис с вероятностью столкновения с ней в 2036 году. И ученый мир, опасаясь прогнозируемой катастрофы, сегодня вплотную разрабатывает программы противодействия летящим на Землю подобным небесным телам. В частности, Роскосмос в начале 2000-х начал прорабатывать план предотвращения столкновения Земли с Апофисом.
Понятно, что сделанные в рамках этого потенциальные технические прорывы вполне могут быть использованы для создания новых видов и средств вооруженного противоборства стран на Земле и на околоземной орбите. Но пока, по словам экс-директора Института астрономии РАН Бориса Шустова, ныне земляне не смогут «увернуться» не то что от «крупнокалиберной» махины с неба, но и от куда более мелкого звездного тела: «На Земле пока не существует технических средств, способных противодействовать падению астероида размером в один километр. А падение такого может привести к региональной катастрофе».
Вот вокруг этого сценаристам, режиссеру и продюсерам «Притяжения» и можно было бы пофантазировать. Пусть и с вплетением в фабулу киноповествования любовного треугольника, героев круче некуда и философской ахинеи. Что дало бы возможность показать не жандармские функции армии, избивающей резиновыми «демократизаторами» свой же народ, а ее высокий интеллектуальный уровень (опять же пусть и не без недостатков – есть у нас в войсках и генералы-держиморды) и ее современную вооруженность и оснащенность. Тут бы весьма и пригодились профессиональные консультанты в погонах.
Но нам показали «свое видение» реагирования на неординарную трагедию и на «пришлых» из космоса. Вот что увидели дети и молодежь 12+, в коих ныне активно воспитывают патриотическое сознание.
Президент страны – Верховный главнокомандующий полностью отстранен создателями от участия в ситуации и даже «из-за кадра» на нее никак не влияет. Его просто нет! Будь это в годы Ельцина, было бы оправданно: заложил «главный россиянин» в очередной раз за воротник – и «не вышел из самолета» (как то было в сентябре 1994 года в Ирландии). Но нынешние-то реалии иные… Все отдано на откуп тугодумному Совбезу под председательством безымянного вице-премьера (Сергей Гармаш), который принимает решения, особо не задумываясь; ни единой фразой он не обмолвился, что «доложит президенту» или что-то в этом роде.
А в одном эпизоде этому персонажу из «околовысшей» власти и вовсе диву даешься. Герою Гармаша докладывают, что в Чертанове народ за «колы и рогатины» взялся, а ему – по барабану, он внучкой занимается, вместо того чтобы, позабыв и пижаму на костюм сменить, мчаться к месту событий. Обычно ж так у нас в стране вице-премьеры делают. Да и не только вице-премьеры. Помнится, сам глава правительства 21 декабря 2010 года после того, как зарезали одного из активных футбольных болельщиков «Спартака», пришел на кладбище вместе с фанатами, чтобы почтить память погибшего, – дабы снивелировать накал страстей вокруг этого трагического события.
Устранять ЧП национального масштаба поручили полковнику, а все остальные от дела самоустранились. Кадры из фильма «Притяжение» |
Показанное в фильме относительно власти настолько грубо искажено, что обозреватель «НВО» спросил об этом у Михаила Врубеля, одного из продюсеров, участвовавших в корректировке сценария. Ответ был: мы об этом долго думали, но пришли к такой мысли: американцам проще показывать своих кинопрезидентов, в том числе и чернокожих, поскольку действующие хозяева Белого дома часто меняются. А в России, мол, в настоящее время глава государства персонифицируется только с одним конкретным лицом. И поэтому-де зритель, покажи мы в нашем фильме президента, отнесется к этому с неодобрением, а то и как к пародии.
Это объяснение могло бы показаться достаточно странным, не лежи оно, как представляется, в прозападной концепции всей рассматриваемой нами фантастической киноподелки. А именно: власть – олухи (особенно безграничной бестолочью показан депутат Госдумы), военные – унтер-пришибеевы, прочие россияне (обычные они или раскосоглазые) – агрессивные дегенераты. Поэтому упомянутое «одно конкретное лицо», руководящее этим большим «непредсказуемым стадом», так или иначе «обижать» не рискнули.
А ведь по крайней мере в трех образцах отечественной кинопродукции ранее был показан глава государства. В захватывающей ленте «07-й меняет курс» (2007) про угон за кордон стратегического бомбардировщика Ту-160 лидера страны замечательно сыграл Владимир Меньшов. А в 2012 году, что называется, шапку Мономаха на экране столь же удачно примерил актер Владимир Вдовиченков, изобразивший молодого президента (фильм «Август, восьмого» – о принуждении Грузии к миру в 2008 году). Президента РФ даже показали в более чем пошлой кинокомедии «Беременный» (2011), где его, очень похожего на нынешнего премьер-министра, сыграл кавээновец высшей лиги Антон Сасин.
Высшая власть, нарисованная киносредствами в «Притяжении», выглядит аморфной, пустой, действующей лишь в пространстве помещения «без окон». Она даже вскользь не пытается понять масштаб трагедии в Чертанове, не говоря уж о том, чтобы начать помогать людям и приступить к ликвидации разрушений (можно ведь было хотя бы фоном показать краны, бульдозеры, разгребание завалов, кинологов с собаками…).
Поэтому неудивительно, что комендантом зоны назначается пусть не «самый рядовой» полковник из Генштаба, но ведь не генерал-полковник же (как то было, вспомним, во время теракта на Дубровке, когда контртеррористической операцией руководил именно генерал-полковник ФСБ). И этот узкомыслящий персонаж не додумался ни до чего более, как широко обнести место падения «шара» гуманоидов высоченным забором, – как иную чиновничью дачу на Рублевке. После чего он лишь разъезжает вдоль да около на бронеджипе, не предпринимая более никаких действий.
Правительству ни на полсекунды не пришло в голову привлечь ученых и конструкторов к изучению лежащего космолета. А те, в свою очередь, тоже не шелохнулись – затаились, как мыши, как их и вовсе нет в стране. Это обстоятельство тоже куда как очевидно намекает на «дремучую тупизну» как обитателей Кремля, так и академиков. Потрафление западным политтехнологам, пичкающим своего телезрителя и читателя махровой антироссийской «картинкой» и писаниной налицо.
ОТМОРОЗОК ВО ГЛАВЕ «ТУПОГО СТАДА»
Остальной Москве и ее мэру (которого, как и президента, в фильме никак не обозначили; хотя Сергею Собянину тоже вынесли в титрах благодарность) почему-то до «глубокой лампочки», что случилось в мегаполисе.
Неудивительно, что с таким отношением руководства страны и столицы ситуацию начинают брать «под контроль» низы в лице законченных отморозков из чертановской молодежи. Лидером их становится бывший Юлин возлюбленный Артем. Талантливо сыгравший его Александр Петров, по замыслу создателей «Притяжения», воплотил в нем просто исчадие ада. Начав с нарушения режима комендантского часа и мелкого хулиганства, этот антигерой скатывается до гопничества и национализма, организации массовых беспорядков и разжигания вселенской ненависти. А вставший в нем на дыбы ревнивец-отелло доводит его до садизма (на экране он минут 5–7 методично избивает гостя из внеземного мира) и кровавого убийства.
В финале кинодейства вся эта банда твердолобых, напрочь лишенных мыслительных способностей молодых людей, собранных воедино посредством соцсетей, взяв в руки биты и арматуру, толпой прорывается сквозь кордоны до зубов вооруженных военных – к кораблю пришельцев. И мы видим бессмысленный и беспощадный российский «майдан». «Вы из другой галактики? А мы из Чертанова! Это наша Земля! Вон!» – скандируют отморозки. Наконец-то начавший действовать и примчавшийся в точку прорыва полковник Лебедев, собрав в горсть остатки своего «кирзового» интеллекта, приказывает не стрелять. Хотя именно в этом случае надо было – тем более что закон о Росгвардии уже позволяет...
На пресс-конференции Бондарчук поведал, что да, его волнует тема социальных протестов и что в основе «Притяжения» лежат беспорядки в Бирюлеве в 2013 году, когда приезжий азербайджанец зарезал русского парня, власть бездействовала, и жители микрорайона взялись «за вилы и топоры». Что ж, в той или иной степени социальный протест в обществе наличествует всегда – как говорится, власть не доллар, чтобы всем нравиться, иной раз можно и на Болотную площадь выйти. Но разве это значит, что нужно выставлять эту власть дубинноголовой, армию страны – унтерпришибеевской, а всю Россию – в образе бешеного гопника с битой, который даже не из-за идеи, а лишь ради самки готов сорвать Землю с орбиты?!
Почему-то верится, что, случись подобное на самом деле, истинный россиянин, будь он даже трижды лидером гопников, повел бы их не гуманоидов «мочить», а на развалины Чертанова – из-под развалин выживших помогать извлекать, погибших разыскивать.
Как справедливо заметил один из зрителей, «практически любая зарубежная фантастика подобного плана строится по принципу: пришельцы желают поработить Землю – начинается Сопротивление – доблестные американские супергерои во главе с президентом выдворяют захватчиков восвояси». Наш же отечественный режиссер Бондарчук показал все с точностью до наоборот – в роли агрессора выступили русские парни с железяками и цепями, от которых миролюбивые пришельцы поспешно шарахнулись в свою далекую галактику – едва ноги унесли. Спасибо, Федор Сергеевич, лучшего доказательства врожденной агрессии русских для западного мира и придумать нельзя!.. А может, Бондарчуку кто-то из Чертанова наколотил бестолковку, и он этим фильмом им отомстил?..
«Конечно, – добавляет этот негодующий зритель, – можно воспринять «Притяжение» и как сигнал потенциальному противнику: мол, ты к нам не лезь, а то кто с мечом к нам сунется… у нас народ быстро по привычке как един за оружие берется! Но вся горесть в том, что в фильме мы, россияне, показаны как тупое стадо, готовое идти за громко кричащим о сугубо личном отморозком. А разве это так?!»