0
6410
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

24.03.2017 00:01:00

Пулеметчик, лектор Бумагин против кукурузы

Александр Фурс

Об авторе: Александр Витальевич Фурс – вице-президент фонда «Дань памяти» имени Мусы Джалиля, член Союза писателей, историк, генерал-майор в отставке, лектор политического управления Прибалтийского ВО в 1983–1988 годы.

Тэги: ссср, хрущев, прибалтика, кукуруза, литва, кпсс, калининград


Реклама хрущевской кукурузной программы пробилась даже на Запад.  	Обложка журнала LIFE за 5 октября 1959 года
Реклама хрущевской кукурузной программы пробилась даже на Запад. Обложка журнала LIFE за 5 октября 1959 года

Владимир Степанович Бумагин обладал высоким ростом, всегда держал плечи с полковничьими погонами гордо, ровно и прямо, наклонял полысевшую голову к стопке листов лекции на трибуне, поднимал свой взгляд и внимательно вглядывался в зал: как слушают, как реагируют и не снижается ли интерес к тому, что он говорит? И тонко поднимал настроение слушателей, еще и еще вбрасывая в зал заранее подготовленные новые горячие примеры и интересные, малоизвестные сравнения. Удивительный тембр всегда взволнованного голоса, со слегка шепелявой интонацией, чем-то напоминающей манеру говорить Спартака Мишулина, дополнительно придавал шарм, пробуждал и притягивал внимание и к лектору, и к тому, о чем он говорил.

Одним словом, лекции полковника Бумагина о международном положении Советского Союза были всегда одновременно еще и удивительным сеансом массового гипноза, на который стремились вновь попасть все военнослужащие от рядового до генерала. Да и во многих гражданских аудиториях республик Прибалтики проявляли неподдельный и искренний интерес к выступлениям Владимира Степановича. Было общепризнанным, что его лекции выдерживали и свободно побеждали в выборе потенциальной аудиторией: идти на его лекцию или в кинозал на показ нового остросюжетного фильма.

ПАРТИЙНАЯ ПРАВДА

В своих лекциях Бумагин, изобличая мировой империализм, его грабительскую, жандармскую сущность поработителя в региональных конфликтах и войнах, опасность наращивания военных баз по всему миру и вокруг Советского Союза, произносил при этом свою коронную фразу:

– Но слабости от нашей страны не дождутся, дадим отпор агрессору и разгромим его до основания, как фашистскую Германию в самой страшной войне. И в этом наша партийная правда!

Полковник Бумагин знал о разгроме Германии не понаслышке: он в звании сержанта, а затем старшины воевал на фронте вначале лучшим пулеметчиком, а затем командиром одного из лучших пулеметных расчетов в своем стрелковом полку. И вместе с тем признавался лучшим агитатором, выступления которого перед боем всегда поднимали у бойцов и командиров боевой дух и настроение. Шутили, что выступления старшины Бумагина могли вполне заменять и наркомовские 100 грамм. Шутили, но от 100 грамм не отказывались, внимательно слушали Бумагина, пили за победу и за него, за своего пулеметчика, который ни разу не сплоховал в бою. И с душевным подъемом шли в бой за правое дело, за Родину, за Сталина.

Мастерство и надежность пулеметчика Бумагина сроднилось, срослось с его талантом агитатора сказать слово перед боем. На войне он вступил в партию, после войны продолжил службу в армии и благодаря своему природному таланту и владению словом стал со временем лектором политического управления Прибалтийского военного округа. Должность элитная, почетная, но и непростая – все время на острие последних событий и повышения информационной осведомленности слушателей, получавших знания не только от газеты «Правда», но и от зарубежных радиостанций и изданий, а также, нелегально, от многочисленной зарубежной диаспоры, покинувшей Прибалтику.

И однажды в его судьбе было одно серьезное испытание, едва не завершившее досрочно его набиравшую авторитет и значимость творческую и служебную карьеру.

КУКУРУЗНОЕ ЧП

В октябре 1964 года на лекции полковника Бумагина в Вильнюсе произошло чрезвычайное происшествие, имевшее широкий общественный резонанс. Он блестяще, как всегда, прочел лекцию о международном положении Советского Союза, которую закончил традиционно:

– В этом есть и всегда будет наша партийная правда, мы всегда дадим отпор и разгромим любого агрессора! Но одновременно будем и неустанно бороться за мир, как это делает руководитель нашей партии и нашей страны Никита Сергеевич Хрущев!

И тут из зала, в котором среди слушателей была преобладающая часть литовцев – жителей Вильнюса, поднялся один из слушателей и спросил:

– А ваша партийная правда – только о международном положении или и о внутренней политике в Советском Союзе?

Полковник Бумагин удивился и насторожился и, в свою очередь, спросил:

– А что вас так интересует во внутренней политике, по какому вопросу нужна партийная правда?

– А мы насчет кукурузы! Вы, как коммунист, скажите честно правду: надо ли сажать кукурузу везде, как требует Никита Сергеевич Хрущев, в том числе и в Литве?

Бумагин ответил, что выращивать кукурузу повсеместно без оценки перспективы специалистами – дело авантюрное и принесет лишь убытки. Но при этом подчеркнул, что сказанное – это его личное мнение, а не командования и политуправления округа. Вильнюсская аудитория проводила лектора полковника Бумагина дружными и продолжительными аплодисментами за честный и откровенный ответ.

В тот же день, ближе к вечеру, из штаба округа в Риге в Вильнюсский гарнизон поступила телеграмма ЗАС о том, что группа офицеров, направленная для пропагандистских мероприятий против националистических проявлений в трудовых коллективах и среди интеллигенции в Вильнюсе, немедленно отзывается и всем офицерам необходимо утром быть в Риге. В штабе Прибалтийского военного округа состоится партийное собрание коммунистов штаба и управления.

А из политического управления Прибалтийского военного округа в гарнизонный Дом офицеров поступила телефонограмма, что коммунист полковник Бумагин вызывается срочно на партийную комиссию, которая состоится в 11 часов утра. Расписание движения поездов в республиках Прибалтики прежде всегда было составлено весьма разумно: вечером поезда убывали из одной столицы в другую и в Калининград, а утром следующего дня прибывали обратно.

Коммунисту, лектору полковнику Бумагину, на партийной комиссии за высказывания и выводы, противоречащие курсу партии и инициативам в области сельского хозяйства Никиты Сергеевича Хрущева, объявили строгий выговор с занесением в ученую карточку члена КПСС. Некоторые горячие головы из числа членов партийной комиссии предлагали вообще исключить Бумагина из членов КПСС, но от этого его спас авторитет, которым он пользовался у командования округа и руководства политического управления ПрибВО.

НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

На партийном собрании коммунистов штаба и управлений Прибалтийского военного округа поведение, ответы во время лекции на вопросы лектора полковника Бумагина осудили как недостойное заигрывание с националистически настроенными гражданами литовской национальности. В решении партийного собрания штаба и управлений Прибалтийского военного округа изложили к коммунистам своей организации требование повысить политическую бдительность, давать отпор националистическим проявлениям, пресекать все провокации в сложной международной обстановке на переднем крае защиты социалистического Отечества – в Прибалтике.

В тот же день лектор полковник Бумагин был снят с должности и назначен на капитанскую должность – инструктором в тот самый вильнюсский Дом офицеров, в лекционном зале которого недавно читал лекцию и ответил на каверзный вопрос по повсеместной всесоюзной посадке кукурузы. Назначение на столь низкую должность, а не увольнение пояснили желанием дать возможность получить пенсию фронтовику.

Но далее в судьбе полковника Бумагина произошло невероятное. Утром следующего дня он прибыл в Вильнюс и представился по случаю назначения на должность инструктора майору Иванову, начальнику Дома офицеров. Можно только представить себе потрясение начальника Дома офицеров этим представлением: ему в подчинение назначили полковника, и не просто полковника, а того самого полковника Бумагина, которого уже знал весь Прибалтийский военный округ, да что там округ – очень многие в Прибалтике и Калининградской области. Еще совсем недавно, он, начальник Дома офицеров, считал за честь, предлагал и приносил полковнику Бумагину чай с печеньем, отстранив от этой обязанности своего секретаря. И делал это не из подобострастия, а из глубокого уважения и в надежде, что за чаепитием наедине лектор полковник Бумагин расскажет ему одному нечто особенное, таинственное, интригующее, что публично в лекции другие и не услышат.

Начальник Дома офицеров, чтобы разрядить эту деликатную и неловкую ситуацию, предложил выпить чаю с дороги и обсудить дальнейшие планы. А за чаепитием, которое вновь организовал сам, начальник Дома офицеров предложил обращаться не по воинскому званию, а по имени и отчеству. Затем полковника Бумагина определили на проживание в гостинице, которая находилась при Доме офицеров, и он приступил к изучению инструкций и планов культурно-массовой работы Дома офицеров. Но уже не в качестве проверяющего, а в качестве должностного лица – инструктора вильнюсского Дома офицеров. За изучением документов полковник Бумагин засиделся допоздна и ушел из здания Дома офицеров самым последним из сотрудников. Долго ворочался на гостиничной кровати, вновь и вновь переживая недавние события и стремительные роковые перемены в своей судьбе. Заснул тревожно, когда над Вильнюсом уже наступил рассвет, заснул и не подозревал, что скоро, очень скоро судьба преподнесет ему новые и совсем неожиданные сюрпризы.

НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ

Разбудил полковника Бумагина рано утром громкий стук в дверь, на пороге стоял взъерошенный, без фуражки начальник Дома офицеров, весь вид его показывал крайнее удивление и растерянность:

– Товарищ полковник, Владимир Степанович, здесь такое дело, не знаю как сказать и вам доложить!

В руках у него был лист бумаги с двумя строчками текста.

– А вы говорите прямо, и вместе разберемся!

– Владимир Степанович, здесь опять телефонограмма, вас опять вызывают на партийную комиссию в Ригу!

– Ну, что же, наверное, решили, что наказание недостаточное, теперь хотят исключить из партии или по ошибке старую телефонограмму продублировали.

– Да нет же, телефонограмма совсем другая, требуют прибыть для снятия ранее ошибочно наложенного партийного взыскания.

– Ну и действительно дела…

– Да, это еще не все, здесь сказано прибыть лектору полковнику Бумагину, а вас вроде инструктором в наш Дом офицеров позавчера назначили?

Для разъяснения текста телефонограммы решили позвонить в Ригу после 9 часов утра, а до этого времени Бумагин и начальник Дома офицеров пили в его кабинет чай и нетерпеливо ждали, когда же начнется рабочий день.

Сдержанный, хорошо поставленный руководящий голос на телефонной линии в политуправлении подтвердил, что лектора полковника Бумагина вызывают действительно для снятия ранее ошибочно наложенного партийного взыскания.

Бумагин явно взволнованно спросил:

– А как понимать, что вызывают лектора политуправления? Ведь меня сняли с должности и назначили инструктором Дома офицеров?

И получил странный и совершенно не объясняющий всего происшедшего ответ:

– А это означает, дорогой Владимир Степанович, что вы восстановлены приказом командующего округа в должности лектора политуправления, возвращайтесь в Ригу и незамедлительно приступайте к исполнению своих обязанностей.

Тогда Бумагин спросил напрямую, что называется, задал вопрос в лоб:

– Извините, но что же такое произошло, что приняты новые решения, отменяющие прежние решения, принятые в отношении меня два дня назад?

– Да радио надо слушать, Владимир Степанович, особенно вам, лектору политуправления. Если бы слушали радио, то узнали, что Никита Сергеевич Хрущев освобожден от должности руководителя партии и государства за волюнтаризм.

Через много лет после этих событий и мне довелось организовывать лекцию полковника Владимира Степановича Бумагина для личного состава одного из гарнизонов 149-й артиллерийской дивизии в Калининграде. Вместе с начальником клуба дивизии капитаном Александром Ворожцовым мы отправились к месту проведения лекции заранее, чтобы проверить готовность зала, микрофоны на трибуне и столе президиума, где во время лекции предусматривались места для командования дивизии. Когда мы проходили мимо продовольственного склада гарнизона, Ворожцов задел, что называется, за живое пожилого начальника склада:

– Прапорщик Пивень, хорош огурцы отбирать для закуски, давай на лекцию и солдат всех отправляй. Бумагин приехал!

– Бумагин, говоришь?! Сержант Красаускас, построй хозвзвод и бегом в клуб занимать места! А то стоять в зале будем! Все на Бумагина! Бумагин приехал, лекция будет!



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1043
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2906
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1631
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1998

Другие новости