Дед Мороз – не только наше национальное достояние, но и образ, поднимавший боевой дух во время войны. Открытка 1941 года
Если бы Деда Мороза всерьез решили наградить, то на груди его было бы немало орденов и медалей. Сказочный старец, что в мирное время веселил детвору, в военное – поднимал армейский дух, а его грозный образ пугал гитлеровцев. Главный персонаж самого любимого праздника всегда присутствовал в армии, однако в отличие от Санта-Клауса он персонаж более мирный.
Один из самых запоминающихся эпизодов фильма «Женя, Женечка и Катюша» Владимира Мотыля: непутевый рядовой Колышкин в исполнении Олега Даля, заблудившись, попадает с новогодней посылкой на немецкую сторону. Враги вроде тоже люди, тоже празднуют Новый Год и даже угощают русского. Однако с собой ему дают посылку со взрывчаткой. Солдат бросает ее по дороге, ее находят другие немцы и приносят в штаб, где она и взрывается. О том, что солдат совершил подвиг, начальство узнает позже, а пока ждут Колышкина с подарками, бойцы злятся. Война войной, а Новый год, несмотря на то что кругом война, все равно главный праздник.
Какой-нибудь взводный балагур будет выбран Дедом Морозом и обязательно поздравит, если, конечно, будет затишье. «Дед Мороз, сделанный из ваты и цветной бумаги (из числа «местных трофеев»), и гирлянды разноцветных лампочек, светящихся от аккумулятора. Замечательная закуска из трофейных консервов, жареные зайцы», – пишет в книге воспоминаний «Цена победы в той самой войне: фронтовой дневник» будущий академик, создатель ИМЭМО Николай Иноземцев.
Главного новогоднего старца в действующей армии помнят как одно из приятных воспоминаний о детстве и мирной жизни: «Поздравляю вас с днем Красной армии! Получил я ваше письмо, очень рад и благодарю вас. Вы пишете, ребята, что у вас на елке был Дедушка Мороз, он вместе с вами пел и плясал, а потом пошел на фронт поморозить всю ненавистную немчуру. Правильно ребята, Дед Мороз тоже помогает армии победить немцев», – пишет письмо с фронта домой один из бойцов.
В стихотворении поэтессы Анны Кирилловой «Новогодний Дед Мороз», написанном в 1943 году, «военный» Дед Мороз, почти как Колышкин из фильма, приходит в расположение немцев. Объявляя им, что «настал час священной мести», засыпает их снегом: «Снега рыхлого три метра не скупится для гостей, чтоб пробрало до костей».
В силу могучего сказочного старика верят, как в чудо: школьники Кемерова собирают на постройку боевого самолета 100 тыс. руб. и просят назвать его «Дед Мороз».
Во времена Великой Отечественной войны Дед Мороз с белоснежной бородой и огромными белыми усами – главный персонаж новогодних открыток. Вот он в шапке с кокардой с автоматом ППШ на перевес, а из мешка вместо подарков торчат снаряды, вот с винтовкой с примкнутым штыком грозно смотрит на съежившегося перед его ледяным взглядом Гитлера. Это открытка 1943 года: «Дед Мороз с гранатой и бесноватый фюрер». На открытке, поздравляющей бойцов с Новым, 1944 годом, дед с автоматом на шее и с трубкой, явный намек на Верховного главнокомандующего, смотрит сверху вниз на убегающего от него немца. На открытке надпись:
Дед Мороз под Новый год
Грозный делает обход,
Чтобы всей фашистской своре
Навсегда исчезнуть вскоре.
Над новогодними открытками в тылу трудятся именитые художники, в том числе будущий знаменитый советский скульптор Владимир Цыгаль: «Ничего мудреного я не придумал: Дед Мороз здоровенной метлой выметает фрицев и прочую нечисть», – напишет он позже в своих воспоминаниях.
Открытки с грозным, но добродушным Дедом Морозом бойцы хранят, стихи помнят наизусть. Образ сказочного старика напоминает знакомый многим по фронтовым фотографиям и рисункам образ грозного партизана, и этот образ вполне реален, таким был, например, боец легендарного отряда партизанского командира Сидора Ковпака Алексей Коренев: «Через несколько дней к ним прибрел Коренев. Он оброс бородой, борода была белая, и молодые бойцы, жалея его, говорили: «Ну куда ему воевать, ведь он на елку годится: Дед Мороз, да и только», – так это прозвище и осталось за Кореневым на все время», – напишет о нем Петр Вершигора в книге «Люди с чистой совестью».
На фотографии мая 1943 года Коренев в первом ряду с роскошной белой бородой и автоматом на коленях, и кажется, что именно его образом вдохновлялись художники, авторы новогодних открыток.
Но Дед Мороз не только сказочный персонаж, он вполне реален, ведь и реальный лютый мороз тоже помогал победить. Именно о нем стихотворение поэта и журналиста Дмитрия Кедрина, публиковавшееся под Новый год во фронтовых газетах:
Русским, врал фашистский пес,
Под Москвою битый,
Помогает Дед Мороз,
Генерал сердитый!
(Зимой и летом одним цветом)
Интересно, что этот образ использует и нацистская пропаганда, но уже с другим знаком: «Русский Генерал Мороз тает, мы готовим летнее наступление для взятия Москвы. Русские солдаты, сдавайтесь», – текст этой гитлеровской листовки приводит в книге «Остановить Гудериана. 50-я армия в сражениях за Тулу и Калугу. 1941–1942» о советском военачальнике Иване Болдине военный историк и публицист Сергей Михиенков.
Американский Санта-Клаус пошел в бой вместе со своими соотечественниками. Плакат Национального управления архивов и документации |
После окончания Великой Отечественной войны Дед Мороз кажется демобилизованным из армии, но это только кажется. Да, на новогодних открытках, рассылаемых друзьям и знакомым, он полностью в гражданском и теперь уже со Снегурочкой. Но Новый год все равно и в армии остается праздником, к нему готовятся, его ждут, и Дед Мороз снова тут как тут: «Солдатская шинель с помощью булавок, обтянутая сверху красной материей, взятой из ленинской комнаты» – так описывает новогодние приготовления в своей книге «Армия жжот. Дневник офицера Советской армии» писатель Николай Бодан.
Воспоминания о встрече Нового года в группе советских войск в Афганистане, которые приводит в своей книге «Родная афганская пыль» военный журналист Александр Рамазанов, звучат еще более экзотично: «Застрелили дикобраза, приготовили неплохо. Меня нарядили Дедом Морозом», – приводит он свидетельство одного из бойцов.
В далеком 2004 году автор этой статьи попал на новогодний прием в российское посольство в Вашингтоне и увидел спускающегося по лестнице некогда экс-директора ЦРУ Уильяма Вебстера. В руке бывший флотский лейтенант Второй мировой держал праздничный новогодний календарь, подаренный ему российскими дипломатами. На картинках, украшенных новогодними поздравлениями, были фотографии времен советско-американского союзничества.
Это были недолгие времена, когда Новый год союзники еще праздновали вместе: «Под елкой водрузился большой Дед Мороз, говорят, прибывший сюда, в оккупированную Германию, из Америки на самолете. Здесь он выступает под псевдонимом Санта-Клаус. На нем красная, отороченная ватой шуба, сверкающий колпак с кисточкой и посох из прозрачного стекла, который, по-видимому, будет сверкать и светиться, ибо к нему подключен провод. Сия елка вызвала, по-моему, энтузиазм только у двух наций – у американцев и у нас, ибо, как я давно уже заметил, именно наши заокеанские коллеги и мы – особенные мастера в минуты отдыха шумно пошутить и подурачиться. Вообще я замечаю между нами много общего, и объясняется это, по-моему, тем, что оба народа – и североамериканский, и советский – еще молоды, деятельны», – напишет фронтовой писатель Борис Полевой в повести «В конце концов».
Между нашими народами немало общего, да и наши военные могут найти общий язык с друг другом. Однако положа руку на сердце можно сказать одно: наш Дед Мороз хотя и воевал, но в жизни старик вполне мирный, чего не скажешь о Санта-Клаусе. За спиной у американского сказочного героя уже многие годы стоит Пентагон, и это не пропагандистская шутка.
Уже более 60 лет отслеживанием полета Санты на сказочных оленях занимается Командование воздушно-космической обороны (NORAD). В канун Рождества военные бодро рапортуют о том, куда держит путь Санта. Традиция, как гласит история, родилась из курьезного эпизода: в канун Рождества 1955 года один из крупных американских магазинов поместил телефон для звонков Санте.
Кто-то из детей, перепутав одну цифру номера, попал прямо в штаб воздушно-космической обороны. Ребенок расстроился, но дежуривший на телефоне офицер успокоил его, сказав, что с Сантой все в порядке и Армия США стоит на его страже. Сегодня это превратилось в серьезное предприятие, пишет о «рождественской операции» Пентагона газета Politico.
В ней участвует 1500 волонтеров, которые принимают звонки от детей и сообщения в социальных сетях, а за действом наблюдает четырехзвездочный генерал. Интересно, что будет, если заокеанский опыт возьмут на вооружение и коллеги из ВКС России?
Россию, конечно, могут обвинить в милитаризации, однако Дед Мороз – это наше национальное достояние, а во время войны – образ для поднятия боевого духа, значит, нашим военным тоже следует охранять его.
комментарии(0)