Публикация в прессе была одной из форм поощрения советских военнослужащих. Фото www.mil.ru
Согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных cил СССР, каждый командир или начальник был обязан поощрять подчиненных за разумную инициативу, усердие, подвиги. Одним из видов поощрений для солдат, сержантов и старшин было «сообщение на родину или по месту прежней работы военнослужащего об образцовом выполнении им долга службы и о полученных поощрениях».
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В Афганистане в нашей части решили подойти к этому делу творчески.
– У нас что, в стране с бумагой напряженка? – сказал замполит. – Давайте одновременно напишем благодарственные письма не только родителям, но и в школу, ПТУ и туда, где боец работал до армии. Ведь люди это заслужили!
Все согласились.
Поощрялись таким письмом на родину военнослужащие в соответствии с приказом командира части несколько раз в году: 23 февраля, 9 мая, 7 ноября, на день рода войск, в годовой праздник воинской части.
В типографии дивизионной газеты заказывались специальные бланки благодарственных писем со знаком «Гвардия». Черно-белые, правда, но по тем временам вполне солидные. Чтобы не было обезлички, каждый текст печатали на машинке, а не вставляли фамилию в пустые графы.
Выяснить, в какой школе или ПТУ учился солдат, порой было просто невозможно. В учетно-послужной карточке солдата была только запись об образовании. Узнать нужное про человека можно было только путем его личного опроса. А большинство солдат находились на сторожевых заставах, в госпиталях. Поэтому письма по-прежнему отправляли в основном только родителям.
Служил в штабе нашего полка веселый солдат-телефонист. Все время улыбался и на боевые операции просился. Ему вежливо объясняли, что тогда за коммутатором некому сидеть будет, что здесь тоже важная работа.
Я думал, что он русский, с Поволжья – тот боец все время окал. Оказалось, что вепс. Есть такая национальность среди финно-угорской группы народов. Все были удивлены и теперь его только вепсом и звали. Парень не обижался.
Его родителям в Вологду тоже отправили благодарственное письмо. Вот что потом рассказывал тот солдат:
– Достав из почтового ящика конверт без марки, с треугольным штампом «Бесплатно. Письмо военнослужащего» и обратным адресом «Войсковая часть полевая почта 83588. Командиру», родители перепугались. Они подумали, что это похоронка. Вскрыть сами побоялись, пригласили соседей. Потом, правда, успокоились и обрадовались.
Как-то на одном из партийных форумов меня заставили выступать. Надо было что-то говорить, и я довел до всех случай с нашим вепсом. Далее сказал, что такие письма родителям лучше все-таки не писать.
– Что вы предлагаете? – спросили меня.
Я рассказал, что в нашем Белорусском военном округе об отличившихся солдатах и сержантах писали в местные газеты, а в клубе полка оформили стенд «О наших воинах знают земляки».
– Отлично! – ответили мне. – Вот вы этим и займетесь…
Я сделал небольшие наброски, потом все печатали машинистки. За основу взял готовое благодарственное письмо и немного его расширил.
«Уважаемая редакция! – говорилось в моем тексте. – Обращаюсь к вам с просьбой опубликовать материал о вашем земляке…» Далее я перечислял заслуги солдата и просил через газету поблагодарить его родителей за хорошее воспитание сына и передать всем его землякам, которые готовятся к службе в армии, чтобы они так же добросовестно выполняли свой воинский долг. Заканчивал так: «Вышлите, пожалуйста, в часть три-четыре номера вашей газеты для оформления стенда «О наших воинах знают земляки».
Получилось, пожалуй, довольно неплохо. По крайней мере, если бы командиры написали так о моем сыне, я был бы очень доволен.
Писать иногда приходилось «на деревню дедушке»: многие солдаты не знали названий своих районных и городских газет. Писал просто: «Узбекская ССР, г. Нукус. Редактору городской газеты». Что интересно, все письма дошли и все редакторы выслали нам в часть газеты! Многие были на местном языке. Оформили стенд с этими газетами.
Правда, однажды приключилась не очень хорошая история. Вернулся один боец из госпиталя, рассказал, что получил письмо от матери – она сообщала, что о нем в городской газете опубликовали статью вместе с фотографией. Городишко был небольшой, друг друга все знали, и мать солдата поздравляли целую неделю. Но было видно, что парень что-то недоговаривает.
Оказалось, что командование в статье благодарило за хорошее воспитание сына отца и мать, а родители давным-давно «разбежались» – будущий солдат в детский сад тогда ходил. Стали разбираться. Оказалось, что в учетно-послужной карточке про развод ничего не записано. Вроде бы никто не виноват, но все равно осадок остался.
С разрешения комбата я писал в газеты об отличившихся солдатах своего батальона, не дожидаясь каких-либо праздничных приказов. Да и об офицерах тоже. Втихаря и о комбате написал. Он аж прослезился.
Всего было опубликовано около 30 писем, которые храню до сих пор. Солдаты и сержанты считали такое поощрение одним из наиболее значимых и очень радовались. Только не подумайте, что хвастаюсь. Просто считаю, что делал очень полезное воспитательное дело. Люди за это благодарили меня от души.
Однажды встретили меня в Шинданде два майора – начальник станции фельдъегерско-почтовой связи и сотрудник полевого учреждения Госбанка:
– Слушай, как ты нас достал! Мы с утра до вечера твоими гонорарами занимаемся. Хоть бы суммы были! А то два девяносто, три семьдесят…
Я очень удивился: за эти публикации еще и деньги в районных газетах платят?
– Так переведите эти деньги в какой-нибудь благотворительный фонд. Скажите, какие бумаги нужны, я подпишу.
– Не положено, – ответили мне. – Мы на тебя отдельную вкладную книжку завели. Не забудь забрать ее перед заменой.
Забыл… Догнала меня эта вкладная книжка через пару лет уже в Союзе, я о ней, конечно, не помнил. Хорошая сумма получилась, не ожидал.
НАГРАЖДЕНИЕ ГРАМОТОЙ
Есть у меня знакомый офицер-«афганец», который однажды пожаловался мне:
– Хоть раз бы меня солидно поощрили. Деньгами наградили или ценным подарком. А то все грамоты да грамоты. Целая стопка собралась.
Но, как гласит пословица, никогда ни от чего зарекаться не надо.
Ухаживал мой товарищ за престарелыми родителями один. Брат и сестра никакой помощи ему не оказывали. Похоронил отца и мать тоже за свой счет.
Когда пришло время вступать в наследство, его родственники объявились и на него такую грязь лить стали, что дело пришлось решать через суд. Получалось, что ему ничего не светит.
Нанял адвоката. Тот попросил найти хоть какие-нибудь документы, характеризующие с положительной стороны.
– Грамоты подойдут? – спросил офицер и показал солидную стопку. – Больше у меня ничего нет.
– Великолепно! – ответил адвокат.
На суде он построил на них всю защиту:
– Вот грамота курсанту первого курса, вот за активную общественную работу, вот за Афганистан, вот после него…
На суд эти грамоты произвели сильнейшее впечатление, и дело было выиграно.
У меня тоже грамоты до сих пор хранятся. А вдруг пригодятся?
ПООЩРЕНИЯ НА ГРАЖДАНКЕ
Перед Новым годом жена и невестка стали раскручивать меня на подарок внуку: давай, мол, поощрим его за хорошее поведение.
– Нет вопросов, – сказал я. – Что от меня нужно?
– Деньги давай. Мы хотим подарить ему на день рождения котенка.
Я подумал и ответил:
– Так у него уже попугайчик есть. Рассказывали, что у друзей кот садился напротив клетки и часами наблюдал за попугаем. Через неделю бедная птица умерла от страха… Вам птички не будет жалко?
– Нет! – уверенно ответили мне. – Мы купим аристократическую породу – британца. Они дружелюбные…
– Хорошо, – продолжал я, – мы возьмем котенка, а вы, безжалостные женщины, потом его кастрируете. На это я пойти не смогу!
Жена с невесткой рассмеялись:
– Успокойся, мы будем брать кошечку.
Купили котеночка и назвали Джессикой. А через пару месяцев у того котеночка выросло мужское достоинство… На фирме нам половину стоимости вернули. Как компенсацию за моральный ущерб. Была Джессика, а стал Джейсон. Как главный герой фильма ужасов «Пятница, 13‑е».
Правда, котяра оказался симпатичный и веселый. Честно говоря, мне эти англосаксонские имена противны. Я бы лучше его Федей назвал в честь «афганского» кота, нашего полкового любимца.
А своих женщин я строго предупредил:
– Не дай бог, с Джейсоном что-нибудь произойдет втайне от меня! Никакого издевательства! У меня на этот счет с котами мужская солидарность!
комментарии(0)