0
20497
Газета Интернет-версия

16.01.2004 00:00:00

Самолет по имени "Россия" вошел в пике

Тэги: сокерин, отставка, авиация


сокерин, отставка, авиация Генерал-лейтенант Сокерин уже ощущает себя гражданским человеком.
Фото автора

На днях произошло печальное событие: один из самых опытных военных летчиков России, командующий ВВС и ПВО Балтийского флота генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин написал рапорт об отставке. Многих поступок Сокерина удивил. Ведь еще в июле 2002 года Владимир Путин подписал указ о присвоении Виктору Николаевичу звания "Заслуженный военный летчик Российской Федерации". Чуть больше года назад министр обороны Сергей Иванов вручил почетный знак самому молодому командующему морской авиацией страны. Но Сокерин оказался не только перспективным, но и строптивым. Не научился, как многие, дипломатично молчать или врать, ведь давно привык отвечать за жизни доверявших ему людей. Многим его прямота, мягко сказать, не нравилась.

Виктора Николаевича я застал за сбором личных вещей и документов. Он готовился освободить кабинет главного военного авиатора Балтфлота. Среди документов я увидел и выписку из личного дела. Она скупо по-военному и документально свидетельствует: Сокерин сегодня в России - единственный командующий ВВС, который в 48 лет имеет 55 годков летной воинской выслуги. Награжден медалями и орденами, в том числе и орденом "За военные заслуги". Ему бы еще служить┘

Виктор Николаевич и сегодня способен летать на ракетоносцах- "тушках" и перехватчиках Су-27 и Су-24. Много лет служил и дружил в одном гарнизоне на севере с легендарным асом Тимуром Апакидзе, совершившим первым посадку на ракетоносце на борт авианесущих кораблей "Адмирал Кузнецов", "Москва", "Тбилиси". Но пару лет назад Тимур погиб, пытаясь на демонстрационных полетах под Псковом спасти людей и самолет. Как только случилось несчастье, Сокерин распорядился повесить памятную табличку с портретом друга в штабе ВВС Балтфлота, ведь Апакидзе служил на Балтфлоте с 1975 по 1983 год.

- Виктор Николаевич, почему вы подали рапорт об отставке? - спросил я.

- Одна из причин, по которой я ухожу, - ответил генерал-лейтенант Сокерин, - в морской авиации почти не осталось людей, с кем можно задачи решать. Сейчас военные летные институты - одно название, выпускают полуфабрикаты, а не специалистов. На флот и в войска приходят лейтенанты - кутята, которые за пять лет обучения налетали всего несколько часов, да и то в основном не самостоятельно, а с летчиками-инструкторами. Переименовали училища в институты, и разве от этого качество летной подготовки стало лучше? Училище летное - оно учило. Там со второго курса летали много. Я, например, за годы учебы в Оренбургском высшем военном училище, где, кстати, учился и Юрий Гагарин, совершил 582 полета. Из них - 290 самостоятельно. Налетал 180 часов только курсантом, и к выпуску получил квалификацию летчика третьего класса. Но это было почти тридцать лет назад. Тогда в войсках и на флоте, если летчик не долетал до 70 часов 30 минут, он не мог заслужить воинской выслуги. И, как правило, мы летали на Севере минимум по 180 часов в год. Уже в 25 лет становились летчиками первого класса. В 25 лет я был командиром Ту-16 и выполнил 27 дозаправок в воздухе. И это была норма для всех летчиков.

В настоящее время в ВВС и ПВО БФ летчиков-снайперов моложе 36 лет - нет, моложе 40 лет - 2%, летчиков 1-2-го класса моложе 36 лет - 3%, штурманов-снайперов моложе 40 лет - 1%, штурманов 1-2 класса моложе 36 лет - 11%. 60% командиров экипажей старше 35 лет, из них половина - старше 40 лет. Как мы видим возраст высококлассных специалистов увеличился на 10-15 лет и продолжает расти. Через 5 лет "посылать в бой" будет некого, так как практически все летчики первого класса уйдут на пенсию.

Еще одна причина - бесконечное реформирование. За последние три года на Балтийском флоте была и "морская авиация флота", и просто "авиация флота", теперь - "ВВС и ПВО Балтийского флота". Это не только изменение штампов и печатей, изменение тарифных разрядов, званий по должностям, но и постоянный стресс для офицеров, связанный с переназначениями, переработкой боевых документов, слаживанием и т.д.

Мы много раз слышали, что после сокращения Вооруженных сил, в них будет достаточно всего, для нормальной боевой подготовки. Но за последние 12 лет количество летных экипажей ВВС БФ было сокращено более чем в три раза, а налет летчиков на самолетах типа "Су" составляет 5-7 часов в год, так как количество выделяемого авиационного топлива составляет десятую часть того, что необходимо по Организационно-методическим указаниям. Добрая половина пилотов выполняет в год не более одного полета, совершаемого только для того, чтобы получать летный паек и чтобы засчитывалась льготная выслуга лет.

На редкие летные смены выводится 3-4 летательных аппарата, что привело к значительной утрате навыков лиц групп руководства и групп обеспечения полетов. Многие и не видели, что такое подготовка и обеспечение вылетов всех самолетов полка.

Ускоренный ввод в строй летного состава в угрожаемый период или (во что очень мало верится) резкое увеличение ассигнований на содержание ВВС, как следствие, неизбежно приведет к жуткому росту аварийности, который значительно превысит тот, что мы имели после периода реформ 60-х гг. Последуют увольнения и снятия с должностей "виновных" и назначение на их место еще менее опытных, так как уже сейчас нет резерва кадров для назначения на должности высшего руководящего состава.

Еще один аспект проблемы. Мы обманываем ожидания молодых людей, поступающих в летные вузы и связывающих свою жизнь с авиацией. После выпуска он не летает вообще, один полет из года в год полетами назвать нельзя. Ему присваивают очередные воинские звания до капитана, а то и майора, но он продолжает оставаться летчиком-теоретиком.

Предельно ясно, что в случае увеличения количества ГСМ в первую очередь нужно будет готовить лейтенантов, а не капитанов и майоров, которые по 10-15 лет не летали и уже находятся в возрасте за 30. Так зачем обманывать их томительным ожиданием? Более честно было бы дать им возможность за счет средств Вооруженных сил получить гражданскую специальность и, обеспечив жильем, дать возможность уволиться.

Я от лейтенанта до генерал-лейтенанта прослужил в морской авиации, но, насколько мне известно, в других родах авиации ситуация не намного лучше.

Во всех современных войнах и локальных конфликтах "погоду делают" и решают исход авиация и крылатые ракеты, но в России, видимо, думают иначе. Президент РФ недавно сказал по телевидению, что в приоритетах финансирования Минобороны авиация находится аж на восьмом месте. Видимо, коренного изменения ситуации в лучшую сторону ожидать не приходится. Некогда грозный самолет под названием "ВВС России" находится в глубоком пике.

Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1136
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1362
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1632
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1184

Другие новости