0
2773
Газета Интернет-версия

02.11.2009 00:00:00

Главный штаб ВМФ гоняется за призраками

Тэги: вмф, вооружения


вмф, вооружения Ракетный крейсер «Петр Великий». Корабль такого типа в России в строю только один.
Фото автора

Россия купит французский вертолетоносец «Мистраль», а другие подобные корабли будет производить на своих заводах. Разместит на них свои винтокрылые машины. Модернизирует базу в сирийском Тартусе и вернет в строй два атомных ракетных крейсера – «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Ушаков». Продолжит строить базу в Новороссийске, а судьбу Севастополя станет решать с новым руководством Украины┘ Все это и многое другое пообещал слушателям в эфире «Эха Москвы» первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев.

Интересно, что его визит на популярную среди московской интеллигенции радиостанцию пришелся на те дни, когда в столичных СМИ рассказывалось об очередных сорванных испытаниях новой межконтинентальной морской ракеты «Булава».

Но о перспективной стратегической ядерной ракете адмирал не сказал ни слова. Впрочем, его об этом ведущие почему-то (можно догадываться, почему) и не спрашивали. Но информации из уст первого заместителя начальника Главного штаба ВМФ и так прозвучало для людей, отслеживающих ситуацию на родном военном флоте, вполне достаточно.

Первое и важное – адмирал сообщил, что переезд Главного штаба ВМФ в Санкт-Петербург, в здание Адмиралтейства, где до этого размещался Военно-морской институт, приостановлен. Хотя там и создан запасной пункт управления, из которого главком может руководить флотами. В ближайшее время в морскую столицу страны – в город на Неве – должен прибыть с ознакомительным деловым визитом французский вертолетоносец «Мистраль». Переговоры о приобретении его Россией уже идут, сам адмирал недавно вернулся из Парижа, где принимал участие в этих дискуссиях. Теперь ждут прибытия этого корабля в Россию, чтобы его более внимательно осмотрели отечественные специалисты и было принято окончательное решение о его покупке.

Правда, не только о покупке самого корабля, но и технологии его постройки. Военные моряки хотят, чтобы такие плавсредства, точнее – платформы, строились в России, заводы для этого есть, в том числе и в Санкт-Петербурге, в Северодвинске, но нет соответствующего опыта, квалифицированных специалистов и необходимых технологий. Все это необходимо покупать, а инженерно-технический персонал обучать и воспитывать по методикам французских корабелов. Как, впрочем, обучать и моряков, которые станут эксплуатировать вертолетоносец. Винтокрылые машины к нему приобретать, как можно было понять адмирала Бурцева, не планируется. У нас есть свои – Ка-27 и Ка-29.

Для чего нам нужны такие корабли, вопрос для адмирала Бурцева не стоит. Для ведения боевых действий по высадке десантов на побережье противника, считает он. Для проведения миротворческих и спасательных операций, в том числе и в случае стихийных бедствий, а также (модная тема) – для борьбы с пиратами. Вертолет, по мнению первого заместителя начальника Главного штаба ВМФ, – одно из самых активных средств антипиратской войны. Конечно, соглашается он, подобный вертолетоносец потребует для себя еще и корабли сопровождения и обеспечения. Надо обеспечить его противолодочную оборону – раз. Противовоздушную – два. Снабжение топливом, пресной водой, а экипаж, хоть и небольшой – всего 183 офицера и контрактника, – продуктами питания и прочим – три. Значит, необходимы базы. На своей территории и за рубежом – в регионе, где их предполагают использовать. В частности, модернизировать сирийский Тартус.

Сколько это будет стоить, собеседники не обсуждали. В прессе звучала такая цифра – сам «Мистраль» обойдется примерно в 500 млн. евро. Во что выльется постройка трех его собратьев на отечественных судостроительных предприятиях, даже подумать страшно. У нас легко начать строительство, заканчивается оно, по опыту, лет через десять–пятнадцать. И все время требует денег и денег. И береговых баз, как не раз случалось, как не было, так и нет. Как, впрочем, и жилья для контрактников и их семей. И потом эти корабли, отработав свой ресурс на рейде, идут на иголки. Как ушли на них пятнадцать лет назад отечественные вертолетоносцы «Москва», «Ленинград», «Минск» и «Новороссийск». Где гарантия, что история не повторится? Ее, к сожалению, нет. Но зато военные моряки всегда смогут сказать: мы не выполнили свою боевую задачу потому, что у нас не было для этого соответствующих средств.

Их сегодня и нет. И когда появятся, неизвестно. Кризис сокращает аппетиты. Но жить по средствам не получается. Вот и грандиозные прожекты по переводу Главного штаба в Питер, по созданию в Кронштадте единого Научно-учебного центра ВМФ, по переводу всех экипажей надводных и подводных кораблей на контрактный принцип комплектования приходится притормаживать. Как и авианосные проекты. Мечтать не вредно, но нельзя забывать, что корабли швартуются возле земли. От нее уходят в океан, к ней возвращаются. Совсем отрываться от нее негоже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1021
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1659
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1498
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2819

Другие новости