О новой квартире в Москве офицеру приходится только мечтать.
Фото PhotoXPress.ru
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков издал распоряжение, запрещающее вести строительство постоянного жилья для военнослужащих Вооруженных сил в Москве. Об этом сообщили вчера СМИ, ссылаясь на свои источники в военном ведомстве.
По их сообщениям, на выполнение задачи, поставленной президентом страны по обеспечению жильем военнослужащих (закупить для всех увольняемых постоянное жилье к концу 2010 года), выделены весьма ограниченные бюджетные средства. И потому квартиры, получаемые Министерством обороны в Москве за счет собственного строительства, инвестиционных контрактов, а также приобретенные из других источников, будут использоваться только для формирования служебного фонда. Такое распоряжение главы военного ведомства направлено начальнику расквартирования и обустройства Минобороны – замминистра обороны, руководителю департамента имущественных отношений военного ведомства и главе департамента жилищного обеспечения военного ведомства.
По распространенным сведениям, что, правда, не новость, в настоящее время офицерам главных и центральных управлений Минобороны, а также штаба расформированного Московского военного округа, которые сейчас увольняются в запас по оргштатным мероприятиям, выделяют квартиры не в Москве, а в ближнем и дальнем Подмосковье. При этом руководитель департамента жилищного обеспечения Минобороны Ольга Лиршафт на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности еще 26 октября посетовала на то, что «офицеры, которые служили в Москве, не хотят получать квартиры в Подмосковье». К тому же, отметила она, офицеры имеют законодательное право получать квартиры по выбору места жительства. «Пользуясь этим правом, многие из них не желают получать квартиры там, где они уже есть, в частности в Подмосковье, а только в столице. На сегодняшний день около 135 тысяч незаселенных квартир находятся на балансе Минобороны», – уточнила Ольга Лиршафт. Это при том, что нуждаются в постоянном жилье около 120 тыс. офицерских семей.
Удивление высокопоставленной чиновницы Минобороны выглядит довольно лукавым. Интересно, как бы она сама отреагировала на такое предложение после того, как проработала в столице 10–15 лет, ютясь при этом в каком-нибудь общежитии, выходя на пенсию, переехать с семьей в ближнее или дальнее Подмосковье, из которого добираться до места работы или учебы не один час? Но поскольку ей это, как и самому Сердюкову, видимо, не грозит, а задачу расселить увольняемых в запас офицеров с них никто не снимал, поэтому и делается все возможное и невозможное, чтобы тысячи выведенных за штат офицеров из центральных и главных управлений Минобороны, которым почему-то не находится места в Москве, правдами и неправдами отправить жить в лучшем случае в Балашиху, а то и в Чехов, Подольск и Наро-Фоминск.
Противоречащее Закону «О статусе военнослужащих» распоряжение Анатолия Сердюкова о невыделении увольняемым офицерам постоянного жилья в Москве объясняется несколькими причинами. Первая из них и главная в том, что стоимость квадратного метра, названная правительством на покупку жилья для служивых в столичных городах, определена пределом в 44 с небольшим тысячи рублей. В Санкт-Петербурге, как сообщает наш корреспондент (см. «НГ» от 23.11.10), на такие средства построено аж 7 тыс. квартир. В Первопрестольной самый дешевый метр даже на вторичном рынке зашкаливает за две с лишним тысячи долларов, примерно 70 тыс. руб. С нулевого цикла примерно столько же.
Таких денег у военного ведомства нет. А очередь в столице из отставников перевалила за 30 тыс. Никакой бюджет этого не выдержит. Вот потому и разместили штаб Западного военного округа и Объединенного командования «Запад» не в Москве, а в Питере, освободив столицу от штаба Московского военного округа со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями и обязательствами.
Есть и вторая сторона вопроса, почему глава Минобороны не хочет давать постоянное жилье офицеру в Москве. Получит человек здесь такую квартиру – и потом его никакими уговорами не отправить служить куда-нибудь на юг или в Центральную Россию. Да и стимула к службе у него уже не будет – все, что нужно ему, включая столичную прописку, он уже добился. Зачем из кожи лезть?!
Но есть у распоряжения Сердюкова и особый аспект. Оказывается, в военном ведомстве существует банальная дискриминация: офицер-москвич, даже самый заслуженный, в звании полковника с научной степенью доктора или кандидата наук, не может получить квартиру в родном городе. Только потому, что ему «не повезло» родиться, вырасти, а потом и служить в столице. То, чем раньше гордились, с легкой руки Анатолия Эдуардовича стало для многих офицерских семей просто бедой.