Генерала армии Николая Рогожкина прочат в командующие Национальной гвардией.
Фото РИА Новости
В России, возможно, появится Национальная гвардия, подчиненная президенту страны. Формироваться она будет на основе Внутренних войск МВД и других силовых структур, в том числе за счет части сил и средств, входящих в ВДВ, ВВС, ВМФ и военную полицию Минобороны, а также подразделений МЧС. Задача Национальной гвардии, как сообщил источник «НГ» в военном ведомстве, – обеспечение безопасности страны и защита конституционного строя.
В настоящее время Минобороны совместно с Советом безопасности и администрацией президента готовит новый План обороны страны, исходя из задач, поставленных премьером Владимиром Путиным в программной статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России». О ходе этой работы министр обороны Анатолий Сердюков недавно докладывал новоизбранному президенту.
План предусматривает формирование Программы подготовки Вооруженных сил, спецслужб и других силовых структур к быстрому и эффективному реагированию на новые угрозы. Есть ли там пункт о формировании каких-то новых структур в военной организации страны, неизвестно. По крайней мере официально об этом не говорится. Но то, что предстоят серьезные изменения, – очевидно. Источник «НГ» в Минобороны сообщает, что именно с этим связаны недавние встречи Владимира Путина с командующим ВДВ генерал-лейтенантом Владимиром Шамановым и главкомом Внутренних войск (ВВ) генералом армии Николаем Рогожкиным. По мнению источника «НГ», именно Рогожкин может возглавить Национальную гвардию. Косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что в СМИ неожиданно появилась информация о том, что якобы генерал Рогожкин отказался от предложенной ему должности начальника Генерального штаба. О возможном объединении Внутренних войск и войск МЧС косвенно свидетельствует и тот факт, что министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу согласился стать губернатором Подмосковья вместо нынешнего главы региона Бориса Громова.
Заметим, что тема создания Национальной гвардии не раз возникала в новейшей российской истории. Этой идеей был, к примеру, одержим Борис Ельцин в период его борьбы за власть и распада СССР в 1991–1992 годах. О возможности создания Национальной гвардии говорили эксперты и политики накануне реформирования МВД в 2009–2010 годах. Чуть более года назад в нереализованном проекте предвыборной программы Дмитрия Медведева «Обретение будущего. Стратегия-2012» о необходимости формирования Нацгвардии вместе с другими либеральными инициативами в силовой сфере (по отмене воинского призыва, ликвидации МВД, ФСБ и т.д.) выступил Институт современного развития (ИнСоР), который известен как «мозговой трест» главы государства. Но команда Медведева идеями Игоря Юргенса и его соратников не воспользовалась.
Однако, похоже, что в скором времени Национальная гвардия все же будет сформирована. И для этого есть несколько причин.
Во-первых, опыт цветных революций в Египте и Тунисе, военный конфликт в Ливии и гражданская война в Сирии показывают, что для защиты конституционного строя нужно достаточное количество специальных войск, способных защитить законную власть и руководство страны от действий вооруженной оппозиции. При этом данные войска для повышения эффективности управления должны напрямую подчиняться главе государства.
Во-вторых, накал митинговых страстей, наблюдавшийся в России в предвыборный период, а также нестабильность на Северном Кавказе, география которой разрастается, показывают, что войск и сил для обеспечения общественной безопасности и проведения антитеррористических операций в период наивысшей нестабильности может не хватить. Нужны специальные войска, которые по своему предназначению будут более мощными, имеющими соответствующие резервы и мобильность. Данному критерию Внутренние войска и другие силы МВД отвечают лишь отчасти.
В-третьих, несмотря на то что реформирование Вооруженных сил страны практически завершено, о чем сообщил Дмитрий Медведев на недавней коллегии Минобороны, военная организация страны по-прежнему не отвечает новым вызовам и угрозам национальной безопасности. Затраты государства на сформированные в настоящее время силовые структуры неадекватны их вкладу в обеспечение обороны страны. Реальные боевые задачи по отражению внутренних военных угроз сегодня выполняют только Внутренние войска, в которых насчитывается около 182 тыс. военнослужащих. Это почти в 1,5 раза меньше, чем численность Сухопутных войск, которые в настоящее время никаких боевых задач не выполняют.
Источник «НГ» утверждает, что в состав Национальной гвардии войдет часть сил и средств ВДВ. Будут созданы легкие воздушно-десантные соединения, оснащенные штатными бронеавтомобилями, а также горные мотострелковые бригады и части спецназа ГРУ. Кроме того, предполагается, что военная полиция (20 тыс. военнослужащих), формируемая ныне в структуре Вооруженных сил, также станет частью Нацгвардии. Численность Нацгвардии ориентировочно будет доведена до 350–400 тыс. «штыков». В основном (до 80%) это будут контрактники. Новые войска в первую очередь будут оснащены соединениями военно-транспортной авиации, а также вертолетными отрядами.
Руководство Минобороны, по словам собеседника «НГ», согласилось с идеей сокращения штатной численности армии и флота до 800 тыс. человек. Не исключено также, что появится новый орган, отвечающий за военную безопасность страны, – Совет обороны. Он может быть создан в структуре Совбеза или – на правах отдельного управления – в администрации президента. Кто Совет обороны возглавит, неизвестно. Зато о скором уходе со своих постов Анатолия Сердюкова и начальника Генштаба Николая Макарова в военном ведомстве говорят как о весьма вероятном событии. При этом, мол, тандем Сердюков–Макаров оставит в Минобороны верную команду единомышленников.
Возможный преемник Сердюкова – его давний подчиненный еще по Федеральной налоговой службе, ветеран КГБ-ФСБ, ныне первый заместитель министра обороны Николай Сухоруков, кстати, питерец. На место Макарова прочат Владимира Шаманова. При этом подготовлены представления для назначения сослуживцев Макарова на другие ключевые должности в структуре Минобороны. Первым заместителем начальника Генштаба вместо якобы «нелояльного и независимого» Валерия Герасимова, который три последних года командовал парадом Победы на Красной площади (его «ссылают» на командование Центральным военным округом), «сватают» главкома Сухопутных войск Александра Постникова. На место Постникова, в свою очередь, прочат нынешнего командующего войсками ЦВО Владимира Чиркина. Уже подготовлено представление на назначение начальником Главного управления военной полиции начальника штаба ЦВО Сергея Суровикина (он эту должность не исполняет уже полгода, так как находится в Москве). Впрочем, источник «НГ» подчеркивает, что никаких новых назначений крупных военачальников в Минобороны и Генштабе до инаугурации нового президента страны не будет.