0
18550
Газета Интернет-версия

14.03.2014 00:01:00

Межконтинентальные перспективы

Тэги: армия, вооружение, ракеты, про


армия, вооружение, ракеты, про С новейшим боевым оснащением российские межконтинентальные баллистические ракеты становятся в буквальном смысле неуязвимыми для любых систем ПРО. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

В марте заметно возросла интенсивность испытательных пусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с полигона «Капустин Яр» в Астраханской области. Первый из них состоялся 4 марта, и, как заявил официальный представитель Минобороны по Ракетным войскам стратегического назначения полковник Игорь Егоров, его целью явилось испытание перспективного боевого оснащения, установленного на старой вообще-то ракете РС-12М «Тополь». Учебная боевая часть МБР с заданной точностью поразила условную цель на полигоне «Сары-Шаган» (Республика Казахстан). В текущем месяце запланировано осуществить еще два аналогичных пуска по той же программе. Правда, носителем новейшего боевого оснащения, по сведениям «НВО», должны стать более современные образцы ракет.

РС-12М «Тополь» был разработан и принят на вооружение еще в Советском Союзе. Первый полк, укомплектованный этими передвижными грунтовыми ракетными комплексами (ПГРК), заступил на боевое дежурство в июле 1985 года в районе города Йошкар-Олы. Поэтому сегодня сам по себе пуск такой ракеты уже, разумеется, не представляет особого интереса. Однако в этот раз на «Тополе» прошло обкатку уникальное оборудование, которое будет устанавливаться на всех новейших ракетных комплексах, – «Ярс», «Рубеж», «Булава», «Сармат». 

По словам полковника Егорова, «Капустин Яр» располагает уникальными трассами и полигонным измерительным комплексом, которые позволяют испытывать боевое оснащение МБР, способное преодолевать систему ПРО, в том числе перспективной конфигурации во всем диапазоне возможных условий его доставки к целям. Причем в деталях можно отслеживать полет МБР как наземного, так и морского базирования. Проходящее отработку оснащение должно сделать российские МБР фактически неуязвимыми для любых, даже еще лишь разрабатываемых систем ПРО.

Примечательно, что за неделю до первого испытательного пуска в Москве состоялась встреча ведущих российских экспертов в сфере ракетно-ядерных вооружений с журналистами. Тема встречи была обозначена так: «Перспективы развития ударной группировки Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в свете новых угроз и вызовов безопасности России». Прямая связь организованной встречи с намеченной серией испытательных пусков была очевидна.

УКРАИНСКОЕ ОСЛОЖНЕНИЕ

В нынешней обстановке разговор о перспективах развития РВСН просто не мог обойти кризис на Украине. Собственно, с этого вопроса и началось обсуждение. Ведь тяжелые жидкостные ракеты РС-20 «Воевода» (по западной классификации «Сатана») разработаны в советское время на Украине конструкторским бюро «Южное» и серийно производились на заводе Южмаш (Днепропетровск). Они по сей день составляют значительную часть тяжелых МБР шахтного базирования в Вооруженных силах РФ. Им неоднократно уже продлевали гарантийные сроки эксплуатации. Это стало возможным благодаря авторскому сопровождению, регламентному обслуживанию и обеспечению ракет украинскими производителями.

«У нас есть межправительственное соглашение на сей счет, – сказал экс-начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. – Это сплошная выгода для украинского предприятия, и оно в основном существует на деньги, которые платит Россия за обеспечение гарантийного надзора за ракетным комплексом «Воевода». Экономические связи ценны, кто бы ни пришел к власти в Украине. И я не предвижу того, что это межправительственное соглашение будет денонсировано».

Есин уверен, что последние драматичные события в Украине не должны осложнить обслуживание днепропетровскими специалистами ракет РС-20, приезжающих в Россию для выполнения своих работ. Такую оценку ситуации высказали и другие военные эксперты, которые в недавнем прошлом занимали высокие командные должности именно в РВСН. Между тем Есин все же дал пояснения на тот гипотетический случай, если соглашение вдруг будет разорвано. Тогда российская кооперация, которая занимается производством жидкостных ракет, способна взять на себя обеспечение гарантийного надзора: «Да, будут трудности, потому что документация находится в Украине, но тем не менее эта задача решаема».

А вообще стоящие сейчас в шахтах «Воеводы» будут через несколько лет полностью заменены новыми ракетами того же класса, заявил член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны РФ генерал-майор Владимир Василенко.

«Военная целесообразность создания тяжелой жидкостной МБР обусловлена необходимостью противодействия развертыванию глобальной ПРО, другими словами – сдерживания от развертывания ПРО. Почему? Именно тяжелая МБР шахтного базирования дает возможность не только доставлять боевые блоки к целям по энергетически оптимальным траекториям с жесткими азимутами подлета боевых блоков к цели, следовательно, с прогнозируемыми азимутами подлета, но и доставлять боевые блоки и наносить удары с различных направлений, включая доставку блоков через Южный полюс», – сказал Василенко. По его оценке, такое свойство тяжелой МБР – многонаправленность азимутов подлета к цели – вынуждает противостоящую сторону обеспечивать круговую ПРО. «А она намного сложнее в организации, особенно по финансам, чем секторная ПРО. Это очень сильный фактор», – заметил генерал-майор.

Эксперты напомнили, что командование РВСН рассчитывает на завершение к 2018–2020 годам опытно-конструкторских работ по теме «Сармат», связанных с разработкой новой тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты. Она заменит стоящие на боевом дежурстве МБР РС-20В «Воевода», установленные в шахтах двух ракетных дивизий. К тому сроку вообще планируется полностью обновить ракетно-ядерный арсенал страны. Ну и кроме того, новая ракета позволит РВСН решать «не очень традиционные» задачи, в частности поражать цели обычными, неатомными боевыми блоками. Работы по аналогичной программе в США были в последнее время предметом больших спекуляций.

ОДНОМОМЕНТНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ЯДЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Свой взгляд на так называемую концепцию обезоруживающего мгновенного глобального удара высказал действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Военной академии РВСН имени Петра Великого генерал-лейтенант Василий Лата. Ведь еще полгода назад ряд американских военных экспертов кичливо утверждали, что их стратегические ракеты в неядерном снаряжении способны за считаные часы уничтожить 80–90% российского ядерного потенциала. Лата подтвердил: да, в перспективе США планируют оснащать свои МБР неядерными головными частями (ГЧ). Такое же решение обязательно будет и в наших РВСН. Но…

«Проблема состоит в том, что прежде чем нанести быстрый обезоруживающий удар и поразить шахтные пусковые установки неядерными ГЧ, наверное, противник подумает, к чему это приведет, – рассуждал генерал-лейтенант. – Применение высокоточного оружия даже в неядерном снаряжении по нашим шахтным установкам все равно будет провокацией ответного ракетно-ядерного удара. Я полагаю, до этого никогда не дойдет, потому что вероятный противник понимает, что любое первое воздействие по системам стратегических ядерных сил будет означать начало ракетно-ядерной войны. Поэтому теоретически эта проблема есть, но практически, я думаю, ничего такого не произойдет».

Ну а еще Виктор Есин добавил: «До начала следующего десятилетия никаких межконтинентальных средств с обычным оснащением у американцев не будет. Поэтому реакция должна быть адаптивна угрозе». Россия уже располагает средствами для защиты объектов сил ядерного сдерживания от атаки высокоточным оружием, могут быть реализованы и новые разработки в данном направлении. По словам Есина, все будет зависеть от того, как американцы будут развивать свою атакующую систему. Пока же Конгресс США заблокировал финансирование работ по оснащению МБР и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) боевыми блоками с неядерным оснащением. Слишком дорогая программа. «Американцы вынуждены искать другое решение. Поэтому говорить, что такое оружие уже появилось, – это неправильно», – подчеркнул генерал-полковник.

Больше разговоров, нежели практических дел, приходится и на разработку гиперзвукового оружия, способного в разы ускорить доставку ядерных боезарядов к целям. «Пока никакого гиперзвукового оружия большой дальности ни у кого в мире нет. Ведутся опытно-конструкторские работы по этому направлению, – сообщил Виктор Есин. – Все испытания, которые проводились американцами, нами, а также в Китае, заканчивались неудачами». Много технологических и технических сложностей на пути создания такого оружия. По мнению эксперта, ранее начала следующего десятилетия его появление невозможно. Ну а развертывание подобного оружия откладывается на более отдаленные сроки.

Генерал-майор Василенко рассказал о возникших сложностях в разработке гиперзвуковых ракет: «Говоря об угрозе для объектов РВСН со стороны гиперзвуковых средств поражения, необходимо напомнить о колоссальной технической проблеме, которая не решена и, возможно, никогда не будет решена. Гиперзвук – это 5 махов (пять скоростей звука. – «НВО») и выше. Сейчас ракеты летают со скоростью 2–2,5 М. Проблема полета на гиперзвуковых скоростях – колоссальное плазмообразование. И возникает проблема связи этого гиперзвукового блока с источниками информации. Ведь высокоточное поражение предполагает либо коррекцию извне, либо самонаведение. Так вот в условиях таких колоссальных плазмообразований неизбежно при подходе к цели придется гасить эту скорость, и при подлете к цели этот гиперзвуковой боевой снаряд будет иметь скорость на уровне 1,5–2 М. Иначе просто головка самонаведения не будет работать. А это уже не является проблемой для перехвата головной части, летящей с обычной скоростью».

СЕКРЕТ НЕУЯЗВИМОСТИ

Ну почему же тогда у нас в стране уверенно утверждают, что и без гиперзвука наши МБР практически неуязвимы для средств ПРО? И вот тут нам нужно вернуться как раз к тем испытаниям боевого оснащения, о которых шла речь в начале статьи. О том, что представляет собой такое оснащение, обозреватель «НВО» попросил рассказать генерал-майора Владимира Василенко. Пояснив, что по причинам секретности темы в технические подробности он не может вдаваться, генерал все же дал пояснения по основным особенностям такого оборудования.

«С развертыванием глобальной системы ПРО в США, а еще ранее на этапе программы СОИ, естественно, советская, а потом и российская сторона вынуждена была постоянно работать над проблемой преодоления противоракетной обороны, – сказал Василенко. – Первое основное направление преодоления ПРО – это создание специализированных комплексов противодействия противоракетной обороне. Это такие комплексы, которые позволяют сделать неэффективными любые известные (и перспективные) системы перехвата боевых блоков в заатмосферном и атмосферном участках полета боевых блоков. В зонах возможного обнаружения и перехвата боевых блоков создается многократное увеличение количества потенциальных целей для информационных и ударных средств ПРО. Разумеется, подавляющее число целей являются ложными или маскирующими образованиями. Для противоракетной обороны это действие не мгновенно. Главную цель среди множества ложных нужно обнаружить, сопровождать, чтобы понять и спрогнозировать ее траекторию полета (а ведь она летит со скоростью около 7 км/сек). И надо спрогнозировать точки встречи, успеть запустить противоракету, и чтобы она достигла нужной скорости и успела перехватить эту цель. Вот этот комплекс сильно ограничивает временной ресурс системы ПРО. Таково первое направление».

Далее генерал рассказал, что есть также направление, связанное с совершенствованием самих боевых блоков. Создаются блоки, способные осуществлять глубокие и многократные маневры во время полета. Это позволяет им либо обходить зоны возможного перехвата противоракетами, либо предельно сокращать время нахождения в этих зонах. Можно еще исключать или серьезно ограничивать возможность расчета дальнейшей траектории полета боевых блоков и этим самым затруднять выдачу целеуказания и применение противоракет.

Ну и еще есть традиционное направление. Это снижение заметности боевых блоков во всех диапазонах функционирования средств противоракетной обороны.

«Такое сочетание основных средств и позволяет нам утверждать, что имеем возможность эффективно компенсировать влияние ПРО на наш потенциал ядерного сдерживания», – резюмировал свои разъяснения генерал Василенко.

Между тем главный итог обсуждению перспектив развития Ракетных войск стратегического назначения подвел бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. «РВСН представляют собой самостоятельный род войск в составе Вооруженных сил страны и вносят основной вклад в ее потенциал ядерного сдерживания. И что немаловажно, расходы на содержание и развитие РВСН не превышают 5% от суммарных расходов на национальную оборону», – сказал Есин. И это притом, что по количеству носителей и боезарядов РВСН составляют более 60% от всей стратегической ядерной триады.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1227
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1241
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1140
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
1892

Другие новости