Глава Еврокомиссии Юнкер активно выступает за единую армию для всей Европы. Фото с сайта www.ec.europa.eu
В своем ежегодном обращении к Европейскому парламенту и в речи на однодневном неформальном саммите Евросоюза в Братиславе, прошедшем 16 сентября, председатель Европейской комиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер в очередной раз заговорил о необходимости дальнейшего укрепления обороноспособности Европейского союза (ЕС). Заявления председателя на том и другом форумах фактически ничем не отличались друг от друга. Но, по его словам, пока речь не идет о том, что единые войска Евросоюза будут сражаться под единым флагом уже в ближайшем будущем. До этого еще не так близко, как заметил глава ЕК. Но первые шаги в этом направлении должны быть сделаны уже в ближайшем будущем.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЖАН-КЛОДА
Председатель ЕК предложил странам ЕС реализовать три оборонных проекта. «Я вижу три конкретных проекта, на которых мы должны сконцентрироваться в предстоящие месяцы: общий операционный штаб, участие сил быстрого реагирования Евросоюза (EU Battlegroup) в операциях в горячих точках и создание европейского оборонного фонда для развития нашей оборонной промышленности», – сказал Юнкер в одном из своих последних интервью изданиям медиагруппы «Функе» (Funke Mediengruppe).
Он полагает, что необходимость формирования единой оборонной политики стран – членов ЕС и неуклонное следование ее принципам имеет и политический, и экономический смысл.
Такой подход к обеспечению обороноспособности ЕС позволит входящим в Союз странам ежегодно экономить от 25 до 100 млрд евро. Эти средства, по словам Юнкера, могли бы быть использованы на другие цели.
Он также подчеркнул, что создание единой европейской армии – это «скорее замысел не столь близкого будущего». «Пройдет еще много времени, прежде чем мы будем отправлять войска под флагом ЕС или солдат в европейской форме», – сказал Юнкер.
В марте прошлого года, когда он впервые озвучил идею создания единой армии ЕС, глава ЕК был более категоричен и прямо говорил об объединении войск европейских стран. Тогда воинственно настроенный дедушка заявил, что общие военные расходы членов ЕС превышают затраты любой страны мира на обеспечение своей безопасности. Но в Европе все эти средства уходят на содержание маленьких национальных армий. Они расходуются крайне неэффективно. А вот создание единой армии Евросоюза дало бы реальную возможность обеспечение мира на Европейском континенте.
Он также объявил, что собственная армия необходима ЕС как инструмент отстаивания интересов Европы в мире. «Общая европейская армия показала бы миру, что между странами – членами ЕС никогда больше не будет войны. Такая армия помогла бы нам осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности», – заявил Юнкер и добавил, что только обладая собственной армией, ЕС сможет эффективно реагировать на угрозы членам ЕС или соседним странам. Само собой разумеется, в списке угроз союзным государствам Европы первой строкой прописана Россия. «Армия ЕС нужна не для того, чтобы задействовать ее сразу, а чтобы намекнуть России, что мы серьезно относимся к защите ценностей Европейского союза», – особо отметил Юнкер.
По мнению чиновника, войска НАТО не могут справиться с этой задачей по ряду объективных причин. «Не все члены альянса являются членами Европейского союза. И речь тут идет не о конкуренции с НАТО, а о том, чтобы сделать Европу сильнее», – сказал председатель. Юнкер особо подчеркнул, что «Европа в последнее время изрядно потеряла престиж» и что ее «даже во внешней политике перестают принимать всерьез».
В Германии идеи Юнкера моментально нашли поддержку. Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен заявила, что Европа хочет защищать свою архитектуру безопасности, и поэтому в создании единой для всех стран – членов ЕС армии есть жизненный смысл. Она отметила, что странам ЕС все чаще приходится объединять свои усилия в реализации политики обеспечения национальной безопасности. «За таким переплетением армий с перспективой когда-нибудь иметь европейскую армию, по моему мнению, будущее», – сказала она в интервью немецкой радиостанции Deutschlandfunk. «Мы должны делать все, чтобы не допустить разрушения того мирового порядка, который мы выстроили в Европе после Второй мировой войны и после холодной войны», – сказала министр.
«Мы знаем, что в настоящее время Россия больше не является нашим партнером, однако нам следует обращать внимание на то, чтобы Россия не стала нашим врагом. Мы хотим решать наши проблемы за столом переговоров, но при этом иметь внутренний стержень, хотим защиты международного права и прав человека», – оговорилась воинственная фрау.
Намерения Юнкера положительно оценил и председатель комитета бундестага по внешней политике Норберт Реттген. Он сказал, что пришло время претворить замыслы о создании единой армии ЕС в жизнь. «Наши оборонные способности останутся с точки зрения политики безопасности недостаточными до тех пор, пока мы будем содержать армии отдельных государств, которые к тому же по большей части делают и закупают одно и то же, только в небольших объемах», – заявил Реттген.
С ним согласился и председатель комитета немецкого парламента по вопросам обороны Ханс-Петер Бартельс. «Последние 10 лет мало что принесли европейской обороне. Нам нужны новые начинания. Важно быстро приступить к реализации конкретных мер. Мы должны не просто ждать, пока появится общая концепция всех 28 стран ЕС, а уже сейчас приступать к поиску договоренностей между отдельными членами», – заявил он. Последние идеи Юнкера о направлениях формирования единой оборонной политики ЕС, по сути дела, повторяют предложения Германии и Франции по военному строительству ВС ЕС, которые Берлин и Париж, выступающие в едином строю, предложили его членам. Правда, Германия более четко сформулировала свои намерения, чем Франция.
БЕЛЫЕ ТРУДЫ КАНЦЛЕРА И ПРЕЗИДЕНТА
В середине этого года кабинет министров ФРГ утвердил новую стратегию обеспечения национальной безопасности – Белую книгу 2016 (БК). В этом документе Россия позиционируется как «источник угроз безопасности Европы». Канцлер ФРГ Ангела Меркель в сопроводительном письме к БК отметила, что Германия и другие страны «наблюдают и ощущают влияние отсутствия свободы, кризисов и конфликтов». «Мы чувствуем, что мир и стабильность не являются чем-то самим собой разумеющемся даже в Европе», – написала канцлер. А немецкий министр обороны фон Урсула дер Ляйен в своем предисловии к книге констатировала, что ФРГ сталкивается с «широким кругом вызовов ее безопасности» и поэтому Германия должна «ответственно реагировать на эти вызовы в настоящее время и в долгосрочной перспективе».
Правда, из всех вызовов безопасности ФРГ только в одном фигурирует Россия. В БК утверждается, что Москва откровенно ставит под вопрос сложившийся в Европе мирный порядок и намерена использовать силу для реализации своих интересов и для изменения границ европейских стран, которые гарантированы международным правом. Таким методом Кремль действовал в Крыму и продолжает дестабилизировать Восточную Украину. Подобная политика России, отмечается в БК, имеет далеко идущие последствия для безопасности всех стран Европы, включая Германию.
Москва не стремится реализовать любые возможности по близкому сотрудничеству с Западом и считает своим приоритетом движение в направлении стратегической конкуренции. На международной арене Россия позиционирует себя как независимый центр силы, устремления которого носят глобальный характер.
Это проявляется, например, в расширении ее военной деятельности на границах стран ЕС и блока НАТО. Активно модернизируя свои ВС, Россия проявляет свои намерения проверить действенность существующих международных договоренностей. Интенсивно используя гибридные инструменты противодействия с целью размывания границ между войной и миром, Россия создает атмосферу непонимания характера ее намерений. Такое положение вещей вызывает необходимость ответных действий со стороны стран, на которые направлены ее действий, а также со стороны ЕС и Североатлантического альянса.
Немецкий министр обороны Урсула фон дер Ляйен не против взять руководство и над военными из других стран. Фото с сайта www.bundeswehr.de |
Если Москва, считают берлинские стратеги, кардинально не изменит свою политику, то в обозримом будущем она будет оставаться вызовом безопасности Европейского континента. Но между тем, указывается в БК, Европа и Россия связаны друг с другом широким спектром общих интересов и межгосударственных отношений. Как самый крупный сосед ЕС и постоянный член Совета Безопасности ООН, она несет региональную и глобальную ответственность за противодействие общим вызовам и разрешение международных кризисов. Безопасность и процветание Европы не сможет быть обеспечено без тесного сотрудничества с Россией. Поэтому ЕС в отношениях с Москвой, с одной стороны, должен найти правильное соотношение мер по повышению гибкости своей коллективной безопасности, а с другой – новые подходы к развитию оборонной сферы входящих в него государств и регионального сотрудничества.
Три года назад Париж опубликовал Белую книгу по вопросам обороны Франции: 2014–2025. В этом документе отношения с Россией рассматриваются в различных плоскостях. Там говорится, что рост военных расходов РФ и расширение возможностей ее ВС происходит на фоне возрастания противоречий между Москвой и странами блока по целому ряду важнейших вопросов, включая ЕвроПРО, оценку угроз международной безопасности, энергетическую безопасность, и по некоторым другим проблемам. Но в ней ничего не говорилось о необходимости объединения армий ЕС в преддверии российского нападения.
Более того, в книге отмечалось, что положительным фактором является сотрудничество НАТО и РФ по ряду направлений, включая афганский транзит, операцию в Мали, военно-техническое сотрудничество РФ и Франции. Документ определяет отношения России и НАТО в целом как «неустойчивое равновесие». В нем выражается надежда на то, что такие отношения будут сохраняться в течение длительного времени. Отмечается также необходимость сотрудничества с Россией в обеспечении безопасности в Европе.
В начале июля с.г., сообщило агентство «Франс Пресс», президент Франции Франсуа Олланд, прибыв саммит НАТО в Варшаве, заявил, что Россию нужно рассматривать как партнера, а не как угрозу Европе и миру. «НАТО никак не задает тон отношениям Европы и России. Для Франции Россия – это не противник и не угроза. Россия – это партнер, который иногда может использовать силу, как мы видели на Украине, и который мы осудили за присоединение Крыма», – сказал Олланд.
Но тем не менее французский лидер весьма активно поддерживает и своего коллегу – канцлера и председателя ЕК Юнкера. Они даже сформулировали совместные предложения по военному строительству в Евросоюзе.
ПЛАН ПАРИЖА И БЕРЛИНА
12 сентября, за четыре дня до саммита в Братиславе, министры обороны Франции и Германии Жан-Ив Лё Дриан и Урсула фон дер Ляйен направили Верховному представителю ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерике Могерини германо-французский план военной интеграции ЕС. Как сообщают некоторые западные СМИ, этим планом предусматривается создание постоянно действующего единого штаба ВС ЕС и европейского оборонного фонда для финансирования совместных исследований и разработок технологий военного назначения. Кроме того, в этом очень кратком документе сформулированы мероприятия по ускорению и повышению эффективности так называемых боевых групп численностью по 1500 человек, которые «на ротационной основе могли бы дислоцироваться на территориях государств – членов ЕС и быть мобилизованы в срок до 15 дней».
До отправки плана в адрес Могерини фон дер Ляйен побывала в Вильнюсе. Там она объявила о необходимости создания «европейского оборонного союза, своего рода оборонного Шенгена» и обосновала это тем, что «Североатлантическому альянсу требуется мощная опора в Европе». В конце сентября и в середине ноября этого года министры обороны стран – членов ЕС намерены провести встречи, которые дадут возможность сформулировать конкретные предложения в рамках германо-французского плана.
Несколько ранее адресат министров обороны Германии и Франции отмечала, что «армия Европы – это не то, чему следует появиться в ближайшее время» и даже то, что такие войска могут появиться только через 60, а может быть, и через 100 лет. По ее убеждению, в настоящее время странам ЕС необходимо «развивать приверженность продвижению европейской оборонной политики».
Не забывает руководитель европейской дипломатии и о необходимости успокоения руководства НАТО и прежде всего Вашингтона. Она ссылается на то, что на Варшавском саммите 8–9 июня между ЕС и Североатлантическим альянсом был подписан специальный меморандум по расширению сотрудничества в области обороны. По мнению Могерини, единая армия ЕС только укрепит это сотрудничество.
Недавно под руководством Могерини был разработан проект глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности под названием «Общие взгляды, общие действия: более сильная Европа». В этом документе, занимающем 60 страниц и направленном лидерам этого сообщества, глава европейской дипломатии попыталась сформулировать основные направления действий ЕС на современном этапе и в перспективе.
Как подчеркивается в вводной части проекта стратегии, сегодня Европе необходима сила. «Наши граждане и мир нуждаются в сильном Европейском союзе как никогда раньше. В тяжелые времена крепкий союз – это тот, который мыслит стратегически, разделяет видение и действует совместно. Это еще более актуально после британского референдума», – отметила Могерини в предисловии к своему документу.
Взаимоотношениям с Россией в проекте стратегии отведено особое место. Как говорится в этом документе, «суверенитет, независимость и территориальная целостность государств, неприкосновенность их границ и мирное разрешение спорных вопросов – основные элементы обеспечения порядка в Европе, да и в мире в целом. Эти принципы относятся ко всем государствам как в пределах Союза, так и за его границами.
Авторы стратегии утверждают, что «мира и стабильности в Европе больше не существует». Список главных угроз европейской безопасности возглавляет Россия, которая, как объявляется в этом документе, нарушает международные законы и дестабилизирует ситуацию на Украине. Вместе с продолжительными конфликтами в странах Черноморского бассейна такая ситуация является ударом по ключевым нормам обеспечения безопасности в Европе. ЕС должен сохранять твердое единство в обеспечении соблюдения норм международного права, в развитии демократии, в соблюдении прав человека, в межгосударственном сотрудничестве, а также в обеспечении права любой страны свободно определять свое будущее.
ПРОТИВНИКИ И СТОРОННИКИ ПЛАНОВ ЮНКЕРА
Одним из главных идеологов создания единой армии Европы является Федерика Могерини. Она утверждает, что в Европе впервые за последние десятилетия сформировалось «политическое пространство» для реализации этого намерения. «Мы достигли поворотного момента. Мы можем перезапустить европейский проект и сделать его функциональнее и мощнее для наших граждан и остального мира», – заявила вице-президент европейским дипломатам.
До настоящего времени Великобритания, являющаяся основным союзником США на европейском ТВД, многократно блокировала любые предложения по созданию объединенной армии ЕС. Теперь, когда Лондон покидает Союз, ЕК получила реальную возможность реализовать идеи Юнкера. Военное взаимодействие стран ЕС будет организовываться в соответствии с положениями утвержденного на саммите ЕС 13 декабря 2007 года Лиссабонского договора, официально именуемого «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества».
Планируется, что основу постоянной военной структуры создадут армии Франции, Германии, Италии, Испании и Польши. Это формирование, состоящее из 18 национальных батальонов, будет действовать от имени ЕС. Центр военного планирования разместится в Брюсселе.
Как сообщила английская газета Times, план председателя Еврокомиссии вызвал тревогу у ряда европейских стран, в том числе граничащих с Россией. Такие восточноевропейские страны, как Литва, Латвия, Эстония и поддерживающая их Польша, намерены «критиковать план по единой армии ЕС». По мнению политиков этих стран, реализация этого плана приведет к подрыву «европейской обороны НАТО против России».
Глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич сказал: «Мы воспринимаем идею создания армии ЕС очень скептически. Не вижу ценности в армии ЕС». По его словам, единая армия ЕС будет конкурентом НАТО в то время, когда странам требуется усиление военного присутствия Североатлантического блока в балтийских странах и Польше.
Франция и Германия полностью поддерживают необходимость разработки единой военной стратегии Евросоюза, включая, создание объединенного штаба командования гражданскими и военными операциями ЕС, общей системы спутникового наблюдения и обмен логистическими и военно-медицинскими ресурсами.
Некоторые политики «нейтральных стран», таких как Ирландия, Австрия, Швеция и Финляндия, выразили обеспокоенность тем, что общая европейская армия может втянуть их в вооруженные конфликты.
В конце августа с.г. глава чешского правительства Богуслав Соботка призвал к созданию единой армии Европейского союза. Президент Финляндии Саули Ниинисте поддержал идею создания европейской армии. А президент Чехии Милош Зееман еще в апреле с.г. заговорил о необходимости создания единой армии Евросоюза. Необходимость ее формирования он объяснил серьезными проблемами с охраной внешних границ стран ЕС в период миграционного кризиса.
Время покажет, что же произойдет на самом деле и как ЕС будет формулировать и решать свои военные задачи и строить единую армию. Но скорее всего руководители Союза, если он в конце концов все-таки не развалится, будут покорно шагать за Америкой и делать то, что им прикажет Дядя Сэм из Вашингтона.