Кибератака против России вполне может начаться и из штаб-квартиры АНБ. Фото с сайта nsa.gov
В истории нашей страны дата 7 ноября начинает обрастать каким-то мистическим ореолом. Весь минувший год россияне ждали – одни со страхом, другие с нетерпением, а третьи с любопытством – не повторятся ли в стране в начале ноября 2017-го те события, которые имели место в это время в 1917-м (по старому стилю тогда это было, напомним, 25 октября).
Ничего, к счастью, не произошло, но зато в этом году именно 7 ноября может стать тем днем, когда между двумя крупнейшими ядерными державами на планете – Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки – начнется масштабная война. Правда, сражения этой войны развернутся не на традиционных сухопутных и морских театрах военных действий, а в киберпространстве. Но легче от этого не будет.
А все дело в том, что в ответ на возможное вмешательство «коварной Москвы» в нынешние американские выборы Пентагон мгновенно нанесет мощный киберудар по России. По крайней мере, именно так утверждает Закари Фрайер-Биггс в публикации «Пентагон приготовился к кибератаке против России», размещенной недавно на сайте «Центра за целостность общества» (Center for Public Integrity или CPI) – достаточно известной американской некоммерческой организации, занимающейся с 1989 года журналистскими расследованиями и ставшей на сегодня одним из крупнейших некоммерческих, неполитических исследовательских центров в Соединенных Штатах.
По данным автора, Разведсообщество и Минобороны США уже давно и без особой огласки согласовали план «наступательного киберудара», который Америка нанесет по России в том случае, если та «электронным образом вмешается в промежуточные выборы 6 ноября». Наличие и основные положения плана автору статьи сообщили ознакомившиеся с документом некие отставные высокопоставленные чиновники.
«В рамках подготовки к его (плану кибератаки. – «НВО») потенциальному использованию американским военным хакерам была дана возможность получить доступ к российским киберсистемам, которые, по их мнению, необходимы для быстрого осуществления плана», – указывает Закари Фрайер-Биггс со ссылкой на свои источники, подчеркивая, что в случае реализации данного сценария это будет первый крупномасштабный эпизод претворения в жизнь новой политики Вашингтона в области использования военными США современных средств ведения кибервойны.
Напомним, что 15 августа 2018 года президент США Дональд Трамп ввел в действие новую директиву по кибербезопасности (National Security Presidential Memorandum 13 или NSPM 13), одновременно отменив введенную в 2012 году его предшественником Бараком Обамой «сдерживающую» директиву о кибероперациях (Presidential Policy Directive 20 или PDD-20). О существовании последней, хотя она имела весьма высокий гриф секретности, стало известно после разоблачений Эварда Сноудена – бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности (АНБ).
Директива Обамы существенно ограничивала возможности американских силовых и специальных ведомств по использованию кибероружия в целях обороны и для атак против других стран, а также требовала тщательного согласования плана действий с целым рядом ведомств. Естественно, что ни о какой оперативности при такой постановке вопроса речи и быть не могло, поэтому Белый дом постоянно становился объектом критики со стороны американских парламентариев и активистов, обвинявших и Обаму, и Трампа в бездействии перед лицом угрозы со стороны российских и китайских хакеров. Еще чуть-чуть, и американского президента, видимо, объявили бы «сотрудником русской фабрики троллей». Так что пришлось Дональду Трампу действовать на опережение.
Согласно новой директиве, как указывается в публикациях изданий Wall Street Journal и Washington Post за 15-17 августа с.г., существовавшие ранее ограничения на применение кибероружия были фактически полностью сняты, тогда как американские военные получили от своего Верховного главнокомандующего разрешение на более свободное использование наступательного киберпотенциала для предотвращения совершаемых против Америки кибератак, а также для блокировки или разрушения электронных и информационных сетей какого-либо государства.
Ранее для начала крупной кибератаки требовалось личное разрешение президента США, а для небольшого кибервзлома – поддержка глав трех комитетов. Теперь же, как указывается в упомянутой публикации «Центра за целостность общества», министр обороны Джеймс Мэттис и директор Национальной разведки Дэн Коутс могут отдавать приказ на нанесение киберудара возмездия без одобрения других членов правительства, а в исключительных случаях – даже без одобрения Белого дома.
«Это даст Вашингтону возможность практически молниеносно реагировать на возникшие угрозы. Более того, новый указ вписывается в поддержку предположений о том, что американский истеблишмент в стратегическом плане готовится к реализации силового сценария разрешения противоречий с Россией», – указывал в беседе с «НГ» главный научный сотрудник Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО Анатолий Смирнов.
Да и у самого президента Трампа теперь тоже появилась более широкая свобода действий в определении того, кто является «достойным» для получения кибероплеухи от Пентагона, которому, напомним, и подчиняется то самое всесильное АНБ.
А в сентябре с.г. советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон сообщил журналистам, что президент подписал Национальную стратегию по кибербезопасности – первый документ такого рода за последние 15 лет! «Наши руки теперь не связаны, как это было при администрации Обамы», – заявил Болтон, дав тем самым понять, что теперь ни Пентагон, ни другие силовые ведомства Соединенных Штатов миндальничать с врагами Америки не будут и при необходимости нанесут удар в виртуальном пространстве без промедления. «Мы намерены провести множество наступательных мероприятий, и наши противники должны это знать», – подчеркнул советник Трампа.
В том, что указанный выше план мощной кибератаки против России есть, сомневаться не приходится. Равно как не вызывает сомнений и твердое намерение американских кибергенералов претворить этот план в жизнь. Да они его, собственно, уже и начали претворять. Ведь еще 23 октября с.г. издание New York Times опубликовало статью Джулиана Барнса «США начинают первую киберперацию против России с целью обеспечения безопасности выборов», в которой утверждалось, что Киберкомандование ВС США «взяло на прицел отдельных российских оперативников, пытаясь заставить их отказаться от распространения дезинформации с целью повлиять на выборы».
Взятым на прицел неким российским оперативникам при этом, как утверждается в статье со ссылкой на официальных представителей правительства США, было сообщено, что «американские оперативники установили их и следят за их действиями». Каким образом «российским оперативникам» это было сообщено – не указывается. Возможно, им были направлены электронные письма, которые наверняка тут же попали в спам, либо же к ним в компьютер «заселили» вирус и теперь у «оперативников» на экране постоянно «висит» заставка: «Помни! Большой брат наблюдает за тобой!». Правда, американские официальные представители оговорились, что «прямо не угрожали оперативникам».
В общем, подчиненные четырехзвездного генерала Пола Накасоне, возглавляющего Киберкомандование и АНБ одновременно, судя по всему, реально повеселили неких таинственных «российских оперативников». Ну что ж, надо же как-то оправдывать недешевую деятельность Киберкомандования, которое в следующем году отметит 10-летний юбилей, но пока что отличилось только тем, что постоянно расширяет свои штаты и наращивает бюджет, который к тому же засекречен. Кстати, группы сотрудников командования ранее в рамках противодействия «русским хакерам» были направлены на Украину, а также в Македонию и Черногорию, где они приступили к проведению неких операций сдерживания. Так, в Черногории американские спецы, как утверждают, «удалили русских кибероперативников» из каких-то негосударственных сетей и т.п. Как их удаляли – физически или виртуально – не говорилось. Может быть, у них просто отобрали «мышки» и смартфоны, а может – подбросили «червя»…
Если же говорить серьезно, то использование кибероружия против, как утверждают американцы, сотрудников российских силовых ведомств, находящихся на территории РФ, является ничем иным, как актом агрессии против России. Пусть и совершенным пока в виртуальном пространстве. Причем сами США прописали такое положение об агрессии у себя на законодательном уровне и даже пообещали в ответ на подобные действия наносить ответный удар. При этом не указывается, каким именно будет ответный удар: то ли кибернетический, виртуальный – с применением компьютерных вирусов и червей, то ли реальный огневой – с применением ракет, пушек, бомб и торпед.
Впрочем, в действующем Обзоре ядерной политики США читаем: «Чтобы исправить любые российские ошибочные представления о преимуществе и надежно сдерживать российские ядерные или неядерные стратегические атаки, которые теперь могут включать атаки против системы управления и связи стратегическими ядерными силами США, президент должен располагать набором возможностей, включая различные системы доставки и боеголовки разной мощности». Речь, как мы видим, идет о возможности нанесения ядерного удара в ответ на любую, в том числе, видимо, и электронную атаку против системы управления стратегическими ядерными силами США.
Каким же может стать начало войны нового поколения между США и РФ? Что могут предпринять киберсолдаты Америки?
Последствия могут быть самыми тяжелыми. Необходимо четко понимать, что августовская директива Трампа позволяет Пентагону и Национальной разведке США заранее проникать в компьютерные сети других стран – потенциальных жертв будущего киберудара, устанавливая негласный контроль за их деятельностью. В частности, речь идет о закладке в элементы критической инфраструктуры России и других стран кибербомб, а также о применении программ, маскирующих кибератаки под «чужой флаг» (о разработке таких программ в ЦРУ указывал упомянутый выше Анатолий Смирнов).
Конечно, если речь идет об отдельных «российских оперативниках», которым будут рушить систему и мешать, как уверены в Америке, удаленно влиять на выборы в США, – это еще полбеды. Но что если в час «Х» американские хакеры в погонах по команде будут брать под полноценный контроль уже целые сети, парализуя их деятельность или разрушая их. В итоге можно ожидать нарушения работы общественного транспорта, затруднения или полного прекращения полетов авиации (военной и гражданской), движения поездов, речных и морских судов. Будет прекращено теле- и радиовещание. Вероятно, разрушению подвергнется и энергосистема отдельных городов и регионов, а то и всей страны в целом. Естественно, что в ответ кибербомбы начнут срабатывать на территории Соединенных Штатов и их союзников.
Вот так и будет выглядеть начало войны нового поколения, ну а дальше все стандартно – вплоть до обмена реальными ударами, не исключая ракетно-ядерные.
комментарии(0)