В индустриальном парке «Великий камень» под Минском китайцы создали огромную торгово-логистическую зону рядом с Евросоюзом. Фото с сайта www.news.cn
Китай уже давно и очень активно осваивает постсоветское пространство. Во всех случаях он выступает здесь в роли конкурента России. Например, это очень заметно в Центральн ой Азии («Пекин переходит в наступление». НВО, 16.11.2018). Не менее ярко данная тенденция проявляется в случае с Белоруссией.
Для постсоветских стран Пекин является почти идеальным противовесом как России, так и Западу. Россия продолжает рассматривать бывший СССР как свою сферу влияния, предъявляя бывшим советским республикам различные политические требования при ограниченных экономических возможностях. Еще больше политических требований, иногда переходящих в организацию государственных переворотов, предъявляет им Запад, при этом денег он тоже заносит не слишком много. А вот у Китая денег полно, а политических требований – никаких. Он работает с любыми режимами, прекрасно входит в местные коррупционные схемы, а иногда и сам их создает.
С самого начала своего уже четвертьвекового президентства Александр Лукашенко рассматривал Россию исключительно в роли безотказного донора для своей социалистической экономики. На создание Союзного государства в конце 1990‑х он пошел, надеясь очень скоро это государство возглавить, причем, видимо, пожизненно, но, как известно, не получилось. Сейчас данная политическая конструкция его явно обременяет. Как только Минску чего‑то нужно от Москвы, Лукашенко вспоминает о «братстве народов» и об этом самом Союзном государстве. Как только Москве что‑то становится нужно от Минска, белорусский президент немедленно вспоминает о незыблемости своей независимости и о приоритете своих национальных интересов. Так ведут себя практически все постсоветские лидеры («Чем обусловлено геополитическое одиночество России». «НВО», 15. 06. 2018), но Белоруссия в этом плане особо выделяется именно в силу своего братства.
Как стало предельно ясно, в годы холодной войны Запад боролся в первую очередь не с коммунизмом, а с СССР. Сейчас он точно так же борется в первую очередь не за демократию, а против России. Поэтому там уже практически забыли, что Лукашенко – «последний диктатор Европы». Чем сильнее он ссорится с Москвой, тем больше готов ему прощать Запад (хотя во внутренней политике Белоруссии не меняется абсолютно ничего). Тем не менее, слишком сильно сближаться с Западом, полностью порвав с Москвой, «батька» не готов. Не из любви к России, разумеется, а прекрасно понимая, что как только он попадет в полную зависимость от Запада, тот возьмет у него все, не дав взамен ничего. Слишком красноречив в этом плане украинский пример. В свете всех этих обстоятельств белорусскому лидеру так нужен Китай, коим можно побить сразу Москву, Брюссель и Вашингтон.
Пекину же Минск стал нужен как составная часть важнейшего геополитического, а теперь даже и идеологического проекта Нового Шелкового пути, позже переименованного в «Один пояс – один путь». Белоруссия оказывается непосредственно на этом пути, явно выигрывая у Украины в качестве транзитной страны. Во‑первых, в Белоруссии, в отличие от Украины, нет гражданской войны, во‑вторых, транспортная инфраструктура Белоруссии находится в отличном состоянии, в то время, как украинская – в полном развале. В итоге за последние пять лет объем китайского транзита через территорию Белоруссии вырос в 3, 5 раза, ежегодно через страну из Китая в Европу и обратно проходят тысячи поездов, перевозящие сотни тысяч грузовых контейнеров.
В качестве важнейшего совместного проекта рассматривалось строительство под Минском индустриального парка «Великий камень» площадью 80 кв. км. Власти Белоруссии предоставили ему беспрецедентные льготы: безвизовый въезд для китайских сотрудников; освобождение от налога на прибыль на 10 лет, от налога на недвижимость и земельного налога – на 50 лет; освобождение товаров от НДС и ввозных пошлин, а зарплат – от подоходного налога. Ожидалось, что в «Великом камне» китайцы построят высокотехнологичные производства, на которых будут работать и осваивать высокие технологии белорусские граждане. Реальность оказалась немного другой – китайцы создали в «Великом камне» гигантскую торгово‑логистическую зону рядом с Евросоюзом. Эта зона работает исключительно по китайским законам и правилам, совершенно неподконтрольна Минску, не дала Белоруссии никаких денег (поскольку она безналоговая), никаких новых технологий и не создала для нее ни одного рабочего места.
Торгово‑логистические площадки, различные предприятия (промышленные и сельскохозяйственные) и жилую недвижимость китайцы, разумеется, строят и за пределами «Великого камня». Места для строительства китайцы выбирают сами, а белорусские власти беспрекословно освобождают эти места от объектов, которые там находились раньше, в том числе от предприятий и жилых домов. Компенсации владельцам за снос либо не выплачиваются вообще, либо выплачиваются из белорусского бюджета. На построенных в Белоруссии китайских объектах работают почти исключительно китайцы. В основном для себя они строят в белорусских городах (в первую очередь, естественно, в Минске) жилье и другие социальные объекты (школы, рестораны и т.д.).
Практически без дискуссий и в любых требуемых объемах Китай выдает Белоруссии кредиты (например, на модернизацию предприятий). Однако эти кредиты выдаются на чрезвычайно специфических условиях: на них можно купить только китайское оборудование или китайские товары. Таким образом китайский кредит немедленно возвращается обратно в Китай, стимулируя китайскую экономику, но потом этот кредит всё равно надо отдавать еще раз, причем, естественно, с процентами. Китай действует подобным образом по всему миру («Африка: колонизация по‑китайски». «НВО», 21.12.2018), не делая исключений даже для ближайших союзников (типа Пакистана), разумеется, для Белоруссии исключений тоже не было. Наоборот, здесь китайцы данную технологию еще более усовершенствовали: китайское оборудование уже на нескольких белорусских предприятиях не работает, но китайцы не только не собираются возвращать за него деньги, но требуют выплаты кредита в полном объеме (очевидно, они эти выплаты получат). Товарооборот между двумя странами растет очень быстро (на 10‑20% в год), при этом экспорт из Китая в Белоруссию в 7‑8 раз выше, чем из Белоруссии в Китай. Белорусский экспорт в Китай состоит почти исключительно из калийной соли, Белоруссия же в Китае приобретает всё. При этом и калийную отрасль Китай постепенно начинает покупать (Россию в нее Минск никогда не допускал).
Так постепенно Белоруссия превращается в своеобразный филиал Китая на границе с ЕС. Руководство страны это, видимо, вполне устраивает, потому что Пекин, как было сказано выше, становится для Минска важнейшим противовесом и Москве, и Западу. Кроме того, вполне вероятно, что очень любящий задействовать в своих геополитических комбинациях коррупционные схемы Пекин не изменил себе и в случае с Белоруссией.
Военно‑техническое сотрудничество представляет для сторон взаимный интерес. Белоруссия не рассматривает Китай ни как потенциального противника, ни как конкурента на рынке вооружений. Для нее продажа вооружений и технологий в Китай носит чисто коммерческий, притом весьма выгодный характер. Китай же приобретает в Белоруссии отдельные образцы вооружений и технологий, которые по тем или иным причинам не может купить в России. Особый интерес для Китая представляют системы связи, навигации и управления, оптоэлектронные приборы, прицелы, лазерные приборы, отдельные образцы ракет и систем наведения, большегрузные автомобили и тягачи.
Следует отметить, что продукция ВПК Белоруссии ограниченно востребована в самой Белоруссии, поскольку избыточна по размерам для обеспечения обороноспособности страны, при этом ВС имеют ограниченное финансирование и в значительной степени ориентированы на российский, а не свой ВПК. Поэтому для белорусских предприятий исключительно важен поиск иностранных заказчиков. Китай в этом плане чрезвычайно интересен хотя бы по соображениям наиболее высокой платежеспособности и заинтересованности в самых современных технологиях по всему производственному спектру. Кроме того, как уже было сказано, ни у Пекина, ни у Минска нет никаких политических ограничений в сфере военно‑технического сотрудничества.
Военно‑техническое сотрудничество между КНР и Белоруссией началось в 1995 году подписанием межправительственного соглашения, в котором предусматривалось создание Координационного комитета по сотрудничеству в области вооружений и военной техники. За первые 10 лет было заключено и реализовано больше 200 контрактов, в частности, речь идет о ремонте истребителей J‑11 (Су‑27) ВВС НОАК на белорусских заводах и о поставке в Китай из Белоруссии запчастей, оборудования и документации для такого ремонта.
Одним из важнейших проектов стала разработка топографического прибора высокой точности передающего типа, не имеющего аналогов в мире, выполняемую белорусским ОАО «Пеленг» совместно с Китайской академией космической техники.
При непосредственном участии Белоруссии в КНР была создана система управления, контроля, связи и разведки ВВС НОАК. Сейчас стороны работают над модернизацией и совершенствованием программного обеспечения и расширением пропускной способности каналов обмена данными.
С июня 1998 года в китайских городах Ухань и Сяогань действует совместное белорусско‑китайское предприятие «Санцзян‑Волат». Оно специализируется на производстве шасси специальных автомобилей и специальных автомобилей серии МЗКТ и серии WS. Мощность производства составляет 250‑300 автомобилей в год. А с 2010 года на территории Белоруссии приступило к работе совместное ООО «Волат‑Санцзян» по производству гидромеханических передач, укомплектованных микропроцессорными системами управления с электронной плавностью переключения передач, средствами диагностики, органами управления и информации.
Следует напомнить, что специальные автомобили серии МЗКТ, выпускаемые на Минском автомобильном заводе, очень распространены в ВС РФ и других постсоветских стран, на них базируются многие образцы ракетной техники, в т.ч. и новейшие. Так, шасси МЗКТ‑7930 разработано для монтажа вооружения и военной техники полной массой до 25 т, его транспортирования по всем видам дорог и местности и обеспечения боевого применения. На эти шасси монтируется ПУ и ТЗМ оперативно‑тактического ракетного комплекса «Искандер‑М» и «Искандер‑Э»; боевая машина и транспортная машина РСЗО «Ураган‑1М»; машина обеспечения боевого дежурства стратегического ракетного комплекса «Тополь‑М»; РЛС ЗРС С‑400; ПУ противокорабельного берегового комплекса «Бал‑Э»; мостоукладчик ТММ‑6 «Гусеница‑2» и др. А шасси МЗКТ‑79221, серийное производство которого начато в 2005 году, разработано под монтаж пусковой установки и транспортной машины российского мобильного ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь‑М», их транспортирования по всем видам дорог и разведанной местности и обеспечения боевого применения. В качестве еще одного примера такой техники можно привести шасси МЗКТ‑8021, которое сегодня используется для монтажа ПУ 5П73‑2М ЗРК «Печора‑2М» и ряда других образцов ракетной техники. Также на шасси автомобилей серии МАЗ‑543 устанавливаются все машины ЗРС С‑300ПС и ПМ (ПУ, КП, РЛС, ТЗМ), включая и те, что были поставлены Россией в Китай, ТЗМ РСЗО «Смерч» и т.д.
В Китае на основе автомобилей МАЗ и шасси МЗКТ созданы автомобили WS2400, WS2050, WS2300, WS2500, WS2900, YW‑701А. Они стали базами для мобильного армейского КП, для тактического ракетного комплекса «Дунфэн‑11», для РСЗО А‑100, для ЗРПК LD‑2000. В СССР в 1980‑е годы на том же шасси автомобиля МАЗ‑543 был создан мобильный комплекс со стратегическими крылатыми ракетами большой дальности, однако несколько его экземпляров были уничтожены по ныне покойному советско‑американскому договору об РСМД. Разумеется, технология производства такого комплекса сохранилась.
Очевидно, что с белорусской помощью НОАК будет в первую очередь совершенствовать свои возможности по ведению сетецентрической войны (для этого в Белоруссии будут приобретаться системы и технологии в области управления, навигации, связи, наблюдения, в т.ч. космические, и программное обеспечение для них) и создавать мобильные ракетные комплексы различного класса. Возможно финансирование Китаем и военных НИИ и КБ Белоруссии, которые обладают значительным научным потенциалом.
В последнее время военно‑техническое сотрудничество двух стран пошло и в обратном направлении – Белоруссия начала получать китайскую боевую технику, либо создавать свою на ее основе. Первым таким примером стало создание РСЗО «Полонез» на основе китайской WS‑32. РСЗО «Полонез» была впервые продемонстрирована на параде в Минске 9 мая 2015 года, теперь Белоруссия экспортирует эту РСЗО в Азербайджан.
Начали развиваться и военное сотрудничество КНР и Белоруссии: в июле 2011 года 83 китайских спецназовца провели в Белоруссии совместные учения с десантниками 38‑й мобильной бригады ВС, а в ноябре‑декабре 2012 года белорусские спецназовцы провели аналогичные 12‑дневные учения в Китае. Это были не типичные «показушные» антитеррористические учения, а совершенно реальная совместная отработка боевых задач. Такие учения стали ежегодными.
В июле 2017 года подразделения Народной вооруженной полиции КНР провели совместные антитеррористические учения «Объединенный щит – 2017» с подразделениями Внутренних войск МВД Белоруссии на территории этой страны в рамках укрепления и развития белорусско‑китайского всестороннего стратегического партнерства. Необходимо отметить, что террористическая угроза для Китая ограничена, а для Белоруссии отсутствует вообще. Поэтому можно говорить, что основной целью учений был обмен опытом в подавлении внутренних беспорядков.
Таким образом, китайско‑белорусские отношения развиваются весьма серьезно и поступательно, причем для обеих стран они представляют альтернативу отношениям с Россией. Собственно, именно это и является их главным содержанием.
комментарии(0)