Индивидуальная аптечка морских пехотинцев США. Фото Роберта П. Лемишки
Когда речь заходит о современной войне, в первую очередь оцениваются значительно возросшие в последнее время поражающие возможности различных огневых средств – от стрелкового оружия до артиллерийских систем и ракетно‑бомбового вооружения. Казалось бы, у солдата, попавшего в мясорубку боя, нет шансов на выживание, несмотря на использование всеми ведущими армиями мира средств индивидуальной защиты. Но практика показывает, что эта внешняя безвыходность преодолима и человек при определенном (высоком) уровне подготовки и экипировки может выжить в сложнейших условиях. Самым экстремальным моментом для солдата остается тот, когда он получает ранение под огнем противника. Зачастую ему приходится спасать себя самостоятельно, поскольку помощи ждать не от кого.
Индивидуальная аптечка солдата (ИАС) имеет серьезное значение в боевой обстановке. Она может спасти воину ни много ни мало – жизнь. После вторжения и оккупации Ирака, начавшейся в 2003 году, американские военные получили обновленную ИАС, которая была укомплектована следующими предметами: жгут, эластичный бинт, бандажный комплект GA4‑1/2, хирургическая клейкая лента, носоглоточный дыхательный комплект, две пары хирургических перчаток, стерилизованная марлевая повязка. Стоит отметить, что такой набор в большинстве случаев ранения во время боя может оказаться совершенно бесполезен. И конечно же, он недостаточен.
Пентагон уделяет внимание второстепенным деталям, например тому, как должна выглядеть сумка для аптечки и как ее компоновать. Кстати, плотная укладка предметов первой медицинской помощи тоже не годится. В угаре боя солдату, получившему ранение и испытывающему болевой шок, сложно разобраться в том, что ему необходимо найти в плотно упакованном аптечном наборе. Для морской пехоты США был разработан другой вариант ИАС, состоящий из двух отделов: травматического набора и медикаментозного комплекта. Здесь тоже был сделан упор на всевозможные бинты и жгуты, но имеющие более совершенную форму, удобные для их использования одной рукой, что немаловажно.
ИАС морского пехотинца включала и медикаментозные средства для остановки кровотечения, антисептики, таблетки для очистки воды. Возможно, что‑то было упущено авторами статей в американских изданиях, посвященных самопомощи солдата на случай ранения в бою. Предположу, что все же в комплекте ИАС были предусмотрены (а также – находятся сейчас) и противошоковые, и противостолбнячные средства. Впрочем, и этого может оказаться недостаточно. В любых обстоятельствах с собой у бойца должны быть сильные антибиотики и антивирусные препараты. Кроме того, при ранении необходимы средства, предотвращающие затуманивание и потерю сознания. Нужны также медикаменты, стимулирующие мышечную деятельность. Обездвиженный, тем более потерявший связь с реальностью боец практически не имеет шансов выжить.
В целом проблема выглядит так: пехотинец, получив ранение, в первую очередь должен ввести себе внутримышечно или подкожно противошоковое средство, причем сделать необходимо это автоматически, не искать шприц, а одним быстрым движением провести процедуру. Это поможет ему выиграть важное время, необходимое для оказания самопомощи. Отсюда вывод – инъектор с противошоковым средством, жгут и другие препараты первой необходимости должны быть расположены отдельно от аптечки, в доступном и вместе с тем защищенном месте, в специальных, промаркированных карманах на его обмундировании. Сам процесс и последовательность введения средств должны отрабатываться наравне со всеми элементами боевой подготовки. Более того, вся процедура самопомощи требует скрупулезной учебы. Последовательность своих действий боец обязан отработать на уровне мышечной памяти. Даже вопрос, как накладывать жгут – выше или ниже раны, у него не может вызывать заминки. Необстрелянного солдата также необходимо готовить психологически к возможности получения ранения, его не должны шокировать вид крови, глубоких ран и размноженных или ампутированных конечностей.
В дополнение к сказанному стоит отметить, что при комплектовании аптечки необходимо учитывать и то, в каких климатических условиях предстоит воевать солдату. При действиях в условиях низких температур в медицинский набор обязательно добавляются сосудорасширяющие средства, на случай переохлаждения организма и обморожений. При действиях в жарких и тем более засушливых условиях нужны медикаменты, стимулирующие жизнедеятельность организма при перегреве и обезвоживании.
Кстати, перспективная амуниция пехотинца, разрабатываемая сейчас в США, кроме прочего предусматривает наличие экзоскелета, средств защиты, связи и контроля физического состояния бойца. Сетецентрическая система управления позволит командиру видеть, кто из его подчиненных находится в полном здравии, ранен, убит или пребывает в морально подавленном настроении. Рассматриваются варианты встроенной в экипировку пехотинца медицинской системы с возможностью автоматического введения в организм солдата стимулирующих или медицинских инъекций по удаленной команде, переданной по средствам связи. Но даже при наличии всех этих технологических чудес в будущем, все же придется учитывать возможность отказа электроники и многочисленных систем жизнеобеспечения, которыми будет напичкана амуниция воина.
комментарии(0)