На фото БДК "Калиниград". Фото сайта mil.ru
Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) выделил пару больших десантных кораблей (БДК) проекта 775 («Оленегорский горняк» и «Калининград») для использования в качестве средств перевозки коммерческого автотранспорта между Крымским и Таманским полуостровами. «Два БДК начали перевозку гражданских автомобилей на Керченской паромной переправе», – подтвердил министр транспорта Крыма Николай Лукашенко. С 8 июля они выполняют чартерные рейсы, за раз перевозя до 40 единиц колесной техники.
Привлечение танкодесантных судов из состава ВМФ России к выполнению сугубо мирных операций объясняется желанием Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) помочь гражданским властям в решении возникших транспортно-логистических проблем. Из-за выхода из строя одной из инструментальных линий проверки на опасные предметы и вещества в перевозимых грузах система безопасности Керченского моста перестала обеспечивать своевременный досмотр багажа. В первые дни июля очередь примерно из 1,5 тыс. автомобилей на въезд в Крым со стороны Краснодарского края растянулась на 13 км, а время ожидания превысило треть суток.
Минтранс оперативно отчитался об открытии дополнительных пунктов досмотра, они лишь немного сняли остроту проблемы с беспрепятственным проездом легкового автотранспорта и туристических автобусов.
Вопрос о необходимости привлечения военных моряков поднял 4 июля глава Минтранса Виталий Савельев, присутствовавший на совещании членов правительства с президентом РФ Владимиром Путиным. Министр сообщил о ранее достигнутой предварительной договоренности с главой военного ведомства Сергеем Шойгу о том, что черноморские БДК «будут делать по пять рейсов в сутки при нормальной погоде». Согласно расчетам Савельева, это повысит суточную провозную мощность переправы (там задействованы 2 железнодорожных и 4 автомобильных парома) до 1 тыс. автомобилей. «Если надо будет, мы задействуем еще 2 десантных корабля, с которыми сейчас занимаемся», – дополнил он.
Против привлечения танкодесантных судов высказался глава Республики Крым Сергей Аксенов. По его мнению, нецелевое использование имущества МО РФ «не снимет, а, возможно, лишь усугубит состояние в районе паромной переправы».
Аксенов заметил, что перемещение грузов МО РФ всегда было «в приоритете». От полноты и ритмичности отправки материально-технического снабжения зависит боеспособность южной группировки действующей армии в зоне проведения специальной военной операции (СВО) на Украине. При этом он напомнил, что грузопоток идет как через Крым, так и «сухопутным маршрутом через Херсонскую, Запорожскую области и ДНР».
Привлечение военных моряков к решению несвойственных им задач тем более странно, что Черноморскому флоту (ЧФ) ВМФ России не хватает крупных надводных кораблей морской зоны, к числу которых относятся и БДК проектов 1171 и 775. Гибель «Саратова» весной прошлого года сократила число действующих кораблей проекта 1171 до двух. «Орск» и «Николай Фильченков» постройки 1968 и 1975 годов соответственно подходят к пределу эксплуатации по износу. Помимо них ЧФ обладает еще и четырьмя более свежими БДК проекта 775: «Цезарь Куников», «Новочеркасск», «Ямал», «Азов». Вышеупомянутые «Оленегорский горняк» и «Калининград» входят в состав Балтийского флота, но в настоящее время эксплуатируются на Черном море.
БДК ценны тем, что при необходимости могут обеспечить материально-техническое снабжение действующей армии через порты Бердянска и Мариуполя. Такая потребность возникнет в случае, если украинские войска в рамках летного контрнаступления (ведется с 3 июня) прорвут «линию Суровикина» и выйдут к побережью Азовского моря. Это поставит южную группировку Российской армии в тяжелое положение, в том числе со снабжением.
Материально-техническим снабжением действующей армии и занимался «Саратов», пока не затонул в результате ракетного обстрела порта Бердянска весной прошлого года.
Главное, что соединение черноморских БДК может обеспечить высадку морской пехоты на юго-западном побережье Украины. Этого ждали в начале спецоперации, что заставило киевский режим минировать прибрежные воды в районе Одессы.
На территории Николаевской и Одесской областей украинское командование продолжает держать крупную армейскую группировку для отражения возможной высадки российских морпехов.
Использование танкодесантных судов на автомобильных перевозках выбивает технический ресурс. А у военной техники в силу специфики он, как правило, значительно ниже, чем у гражданских паромов. Привлечение БДК к решению несвойственных им задач можно оправдать лишь тем, что за последние полгода эти корабли в основном простаивали в Севастополе. А для поддержания профессиональных навыков экипажу необходима некая морская практика. H