Фото АГН "Москва"
Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) выпустило информационное сообщение в ознаменование 111 лет с момента создания военно-воздушных сил (ВВС) нашей страны. Правда, такого рода войск у Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) сейчас нет: несколько лет тому назад на его основе были сформированы Воздушно-космические силы (ВКС).
За точку отсчета своей истории российские военные летчики принимают 12 августа 1912 года: в тот день приказом по военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу – Воздухоплавательной части Генерального штаба.
Военно-воздушные силы нашей страны прошли долгий путь от аэростатов и аэропланов до перспективных авиационных комплексов. Они неоднократно претерпевали различные организационные изменения, развиваясь по мере совершенствования вооружения и военной техники, форм и способов вооруженной борьбы.
В настоящее время ВКС России имеют в своем составе, согласно предназначению, дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию. А по решаемым задачам – бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.
Начиная с февраля прошлого года российские военные летчики решают множество боевых задач в рамках проведения специальной военной операции (СВО) на Украине. В сообщении, выпущенном МО РФ 12 августа, дается следующая информация: «За период проведения СВО 19 летчиков (штурманов) Воздушно-космических сил удостоены звания Героя Российской Федерации, более 4 тысяч военнослужащих летного, инженерно-технического состава и подразделений обеспечения награждены государственными наградами».
Крупнейшим учебным заведением МО РФ, что готовит профессиональных военных авиаторов, выступает Военно-воздушная академия им. Жуковского и Гагарина. Она располагается в Воронеже и имеет филиалы в других городах страны. Подготовка авиационных инженеров осуществляется прежде всего на новую, современную авиационную технику. Практическая подготовка летных кадров на авиатехнике организована в нескольких филиалах академии. Так, в Сызрани осуществляется подготовка летчиков армейской авиации, Челябинске – штурманов для всех родов авиации. Подготовку летчиков истребительной, бомбардировочной, штурмовой, дальней и военно-транспортной авиации обеспечивает Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Серова.
Накануне профессионального праздника военных авиаторов руководство государственной корпорации «Ростех» сообщило: в прошлом году ВКС России получили от промышленности 10 новейших серийных истребителей Су-57, относящихся к пятому поколению послевоенной авиационной техники. Производство этих машин продолжается на авиационном заводе им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, параллельно с выпуском многоцелевых истребителей Су-35С поколения «4++».
Оба типа истребителей прошли проверку в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики, а сегодня задействованы в ходе спецоперации на Украине. Известно, что Су-57 задействованы для поражения как воздушных целей на большой удаленности, так и для ударов по средствам ПВО противника. Также приходили сообщения о появлении в зоне СВО беспилотных летательных аппаратов С-70 «Охотник», действующих в паре с пилотируемым Су-57, что на практике реализует новомодную концепцию «верного ведомого» (loyal wingman). Что касается Су-35С, то они активно применяются с первого дня СВО, в основном решают задачи завоевания господства в воздухе путем уничтожения вражеской авиации в воздушных боях и на аэродромах.
В интервью РИА Новости первый заместитель гендиректора корпорации «Ростех» Владимир Артяков коснулся перспектив дальнейшего развития Су-57. Он сказал, что будет выпускаться вариант самолета с двигателями второго этапа («изделие 30»). Новые моторы займут место АЛ-41Ф-1, что входят в стандартную комплектацию ранее выпущенных Су-57 (на Су-35С применяется вариант АЛ-41Ф-1С).
По словам Владимира Артякова, сейчас Су-57 проходит опытную эксплуатацию в ВКС России. В текущем году планируется существенно нарастить темпы выпуска этих самолетов. «Одновременно платформа Су-57 эволюционирует. Наращиваются ее боевые возможности, в машину внедряются самые современные технологии, ее эффективность продолжает расти. Что касается силовых установок, то самолет Су-57 адаптирован под применение двигателя как первого, так и второго этапа. Даже с двигателем первого этапа истребитель отвечает основным требованиям к самолету пятого поколения. Сейчас проходят летные испытания самолеты с двигателем второго этапа. Уже в рамках действующего серийного контракта планируется поставка Су-57 с новым двигателем – над этим работают ОДК и ОАК», – сказал Артяков.
Касаясь темы штурмовой авиации, Артяков сказал, что по результатам боевого применения при выполнении задач по непосредственной огневой поддержке войск наиболее эффективным показывает себя доработанный «Грач» модификации Су-25СМ3. Модернизация самолетов строя выполняется на одном из авиаремонтных заводов, добавил Артяков. По всей видимости, речь идет о предприятии в подмосковной Кубинке. «На самолете в ходе модернизации устанавливаются новое прицельно-навигационное оборудование, новая оптико-лазерная тепло-телевизионная прицельная система, новая система спутниковой навигации, а также комплекс радиоэлектронной борьбы и другие системы», – пояснил Артяков.