0
1472
Газета Вера и люди Интернет-версия

05.02.2003 00:00:00

В Финляндии епископа выбирают миряне

Ольга Чернышева

Об авторе: Ольга Васильевна Чернышева - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Тэги: финляндия, пастор, женщина, миряне, выбор


Финляндия - одна из наиболее секуляризированных стран Европы. По численности населения, посещающего воскресные богослужения (2-4%), она вместе со своими скандинавскими соседями находится в конце списка европейских государств. Тем не менее около 90% новорожденных крестят, а в таинстве конфирмации, которой предшествует предварительная подготовка в приходе, участвуют не менее 93% всех подростков в возрасте 15 лет. Восемьдесят пять процентов от общего числа браков заключается в церкви, и более 30% населения принимает участие в церковных таинствах.

Показательно, что цифры эти остаются стабильными на протяжении последних 50 лет. Относительно стабильна и общая численность членов Финляндской Евангелическо-Лютеранской Церкви: в начале 70-х годов в ней состояло 90% населения, в наши дни - 86%.

История возникновения

В Финляндии, которая с 1155 по 1809 год была частью шведского государства, Лютеранская Церковь окончательно сложилась в ХVI веке. Это произошло исключительно спокойно отчасти и потому, что Церковь не имела больших земельных или иных богатств, которые могли служить яблоком раздора.

В 20-е годы ХVI века одновременно с распространением лютеранства в Швеции с проповедями нового учения в Финляндии выступил финн Пиетари Сяркилахти, учившийся до этого в Германии. А реформатором Церкви в этой стране стал Микаэль Агрикола (1510-1557 гг.), сын рыбака, обучавшийся в Виттенберге, где он слушал проповеди Лютера и Меланхтона. Он написал первый финский букварь, перевел на финский язык и издал первую книгу псалмов, молитвенник и Новый Завет, а также отдельные книги Ветхого Завета.

Дело Агриколы продолжили его преемники: в конце ХVI - начале ХVII века на финском языке изданы псалмы, а в 1642 году - Библия. В 1640 году духовная школа в городе Або была преобразована в университет, готовивший священнослужителей, а со второй половины ХVII века при церковных приходах стали создаваться народные школы.

В 1686 году в результате завоевания Швецией новых земель принято единое церковное уложение, которое зафиксировало государственный статус лютеранства и полное подчинение Церкви королевской власти. Узаконивалось единоличное право короля назначать епископов. Отход от лютеранства карался лишением прав наследования и изгнанием из страны. Уложение предписывало приходскому пастору и пономарю совершать регулярные посещения прихожан на дому и проверять их умение читать Библию, что способствовало широкому распространению грамотности уже в ХVII веке.

Права и обязанности

Правовое положение Финляндской Лютеранской Церкви (ФЛЦ) стало меняться в ХIХ веке. По Фридрихсгамскому миру 1809 года, завершившему русско-шведскую войну, Финляндия была присоединена к России. В том же году на сейме в городе Борго (по-фински Порвоо), который присягал Александру I, царь обещал представителям сословий сохранить в неприкосновенности лютеранскую веру. Позиции Финляндской Церкви не были ослаблены. Более того, в 1817 году была признана церковная автономия Финляндии. Одновременно небольшая православная община также получила статус государственной Церкви.

Церковное уложение 1869 года подтвердило власть государства над Церковью: назначение епископов и настоятелей соборов оставалось в руках светской власти. Церковь же получила начала самоуправления. Законы, касающиеся Церкви, согласно этому уложению, принимались совместно церковными и государственными органами. Разрешался также выход из Евангелическо-Лютеранской Церкви при вступлении в какую-либо другую христианскую общину.

К этому времени в Финляндии уже обосновались баптисты, а в 1880-х годах появились методисты и Армия спасения. Это же уложение отделило школу от Церкви, а несколькими годами ранее произошло разделение церковного прихода и гражданской коммуны, которой теперь надлежало заботиться и о школе.

Конституция независимой Финляндии 1919 года провозгласила невмешательство государства во внутрицерковные вопросы. Однако назначение архиепископа и епископов осталось в компетенции президента страны. Закон 1923 года признал свободу совести, и у гражданина Финляндии впервые появилась возможность выйти из Лютеранской Церкви, не вступая в какую-либо другую общину, то есть остаться вне религии.

Сейчас в стране восемь епархий, в них насчитывается 600 приходов. Для практической работы епархии разделены на простерии (благочиния), объединяющие несколько близлежащих приходов. Недостатка в священнослужителях Финляндская Церковь в отличие от Шведской не испытывает.

Примерно 75-80% церковного бюджета покрывается налогом, который стабилен и составляет 1,25% от облагаемой налогом суммы. Этот налог взимается также и с предприятий. Дополнительный доход дает Церкви принадлежащая ей значительная, в том числе и земельная, собственность.

ФЛЦ ведает записью актов гражданского состояния и осуществляет надзор за кладбищами. Государство покрывает часть ее расходов (как и Православной Церкви), в частности по зарплате епископов и членов епархиальных советов, а также подготовке священнослужителей и учителей по религиоведению средних школ на богословских факультетах университетов в Хельсинки и Або. Там в 90-х годах XX столетия обучалось свыше полутора тысяч студентов, причем среди студентов богословских факультетов женщины составляли 47%.

Демократические преобразования

Глубокие демократические преобразования в социальной и политической жизни Финляндии после Второй мировой войны оказали влияние и на Лютеранскую Церковь. Они способствовали активизации движения за демократию в церковной жизни, за увеличение роли мирян в решении церковных дел и предоставление женщинам равных с мужчинами прав, в частности права быть посвященными в сан пастора.

Долгое время на церковных выборах миряне имели прав меньше, чем духовенство. В 1949 году они впервые получили право участвовать в выборах епископа. С 1954 года введены общие собрания мирян и духовенства в епархиях и простериях как подготовительный этап к Церковному Собору. Эти собрания, где преобладают миряне, с 1973 года получили право законодательной инициативы, ранее принадлежавшей только Церковному Собору.

Реформы последних десятилетий ХХ века усилили роль мирян не только в высших церковных органах, но и в приходах. С 1975 года председателем приходского собрания уполномоченных надлежит избирать только мирянина. Одновременно был ликвидирован отдельный орган - Собрание епископов. Его обширные функции были поделены между Церковным Собором и состоящим из 15 членов во главе с архиепископом Церковным управлением, на которое возложено решение текущих дел.

Дважды в год 108 делегатов Церковного Собора (64 из которых миряне) съезжаются для решения церковных дел. Законопроект, одобренный Собором, направляется через правительство в парламент, который не имеет права вносить какие-либо изменения, а может только принять или отклонить его.

В результате реформ ФЛЦ, оставаясь формально государственной, имеет систему собственных органов управления с широкими полномочиями и располагает относительной независимостью. Руководство Церкви предпочитает называть ее народной.

Дебаты о посвящении женщин в сан пастора продолжались в Финляндии более 50 лет. Особенно остро они вспыхнули в 1958 г., когда Шведская Церковь приняла на этот счет положительное решение. Но только в 1963 г. Церковный Собор ФЛЦ разрешил им занимать должность регента, органиста, а также лектора-проповедника.

Однако Церковный Собор 1986 г. принял наконец закон о женщинах-пасторах, и первые их рукоположения состоялись в марте 1988 г. Но борьба на этом не завершилась. Столичная епархия выступила с предложением, чтобы женщины наравне с пасторами-мужчинами могли избираться епископами. Но до сих пор в Финляндии в отличие от Швеции и Норвегии женщин-епископов нет. В 1990-е годы на службе у Финляндской Евангелическо-Лютеранской Церкви состояли 510 женщин-пасторов. В столичном приходе каждый четвертый пастор - женщина. Финляндия занимает первое место по количеству женщин, избранных в церковные органы, где они составляют 50%.

Что касается богослужений, то Церковь, учитывая изменения в современном обществе, постоянно их обновляет. Например, с конца 1980-х годов в Хельсинки регулярно проводится так называемая Томас-месса по имени апостола Фомы, как известно, имевшего "склонность к маловерию". Особенность богослужения в том, что оно открыто для всех и включает в себя некоторые литургические элементы разных христианских Церквей. В подготовке и проведении мессы наряду со священнослужителями активно участвуют и миряне. Из 50-75 человек, принимающих непосредственное участие в проведении такой литургии, только 5-6 - священнослужители, остальные же - добровольцы из прихожан, получившие на то разрешение епископа. Группа прихожан, ответственная за музыкальную часть службы, сама выбирает музыку и аранжировку песен. Профессиональные музыканты чередуются с любителями.

Такие службы более многолюдны, чем обычные, на них присутствует до 1,5 тыс. человек, и длятся они свыше двух часов. В конце 1990-х годов появился вариант Томас-мессы для семей с детьми, которая значительно короче (30-40 минут). Она проводится под специально написанную музыку, а куклы-марионетки рассказывают ребятам истории из Библии.

Финляндская Лютеранская Церковь также большое внимание уделяет социальным проблемам, учитывая интересы всех слоев общества, но особое значение она придает работе с детьми и молодежью.

ФЛЦ - член Всемирного союза Церквей и Всемирного лютеранского союза. В 1996 г. в финском городе Порвоо представители лютеранских Церквей Финляндии, Швеции, Исландии, Норвегии и Эстонии вместе с англиканскими Церквами Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии подписали экуменическое соглашение о сотрудничестве на всех уровнях. Священнослужители, рукоположенные одной из этих Церквей, могут служить в любой из остальных девяти, подписавших данное соглашение.

ФЛЦ весьма дружелюбно относится ко всем христианским конфессиям, находящимся в стране. Кроме того, сейчас беспрепятственно развиваются различные внутрицерковные течения, зародившиеся еще в ХIX веке и ранее. Например, с 1960-х годов ожил пиетизм, теперь неопиетизм как протест против модернизации Церкви; активно действуют представители различных религиозных течений фундаменталистского толка, насчитывающие около 100 тыс. приверженцев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1496
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1704
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1807
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4138

Другие новости