0
1533
Газета Вера и люди Интернет-версия

05.02.2003 00:00:00

В Финляндии епископа выбирают миряне

Ольга Чернышева

Об авторе: Ольга Васильевна Чернышева - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Тэги: финляндия, пастор, женщина, миряне, выбор


Финляндия - одна из наиболее секуляризированных стран Европы. По численности населения, посещающего воскресные богослужения (2-4%), она вместе со своими скандинавскими соседями находится в конце списка европейских государств. Тем не менее около 90% новорожденных крестят, а в таинстве конфирмации, которой предшествует предварительная подготовка в приходе, участвуют не менее 93% всех подростков в возрасте 15 лет. Восемьдесят пять процентов от общего числа браков заключается в церкви, и более 30% населения принимает участие в церковных таинствах.

Показательно, что цифры эти остаются стабильными на протяжении последних 50 лет. Относительно стабильна и общая численность членов Финляндской Евангелическо-Лютеранской Церкви: в начале 70-х годов в ней состояло 90% населения, в наши дни - 86%.

История возникновения

В Финляндии, которая с 1155 по 1809 год была частью шведского государства, Лютеранская Церковь окончательно сложилась в ХVI веке. Это произошло исключительно спокойно отчасти и потому, что Церковь не имела больших земельных или иных богатств, которые могли служить яблоком раздора.

В 20-е годы ХVI века одновременно с распространением лютеранства в Швеции с проповедями нового учения в Финляндии выступил финн Пиетари Сяркилахти, учившийся до этого в Германии. А реформатором Церкви в этой стране стал Микаэль Агрикола (1510-1557 гг.), сын рыбака, обучавшийся в Виттенберге, где он слушал проповеди Лютера и Меланхтона. Он написал первый финский букварь, перевел на финский язык и издал первую книгу псалмов, молитвенник и Новый Завет, а также отдельные книги Ветхого Завета.

Дело Агриколы продолжили его преемники: в конце ХVI - начале ХVII века на финском языке изданы псалмы, а в 1642 году - Библия. В 1640 году духовная школа в городе Або была преобразована в университет, готовивший священнослужителей, а со второй половины ХVII века при церковных приходах стали создаваться народные школы.

В 1686 году в результате завоевания Швецией новых земель принято единое церковное уложение, которое зафиксировало государственный статус лютеранства и полное подчинение Церкви королевской власти. Узаконивалось единоличное право короля назначать епископов. Отход от лютеранства карался лишением прав наследования и изгнанием из страны. Уложение предписывало приходскому пастору и пономарю совершать регулярные посещения прихожан на дому и проверять их умение читать Библию, что способствовало широкому распространению грамотности уже в ХVII веке.

Права и обязанности

Правовое положение Финляндской Лютеранской Церкви (ФЛЦ) стало меняться в ХIХ веке. По Фридрихсгамскому миру 1809 года, завершившему русско-шведскую войну, Финляндия была присоединена к России. В том же году на сейме в городе Борго (по-фински Порвоо), который присягал Александру I, царь обещал представителям сословий сохранить в неприкосновенности лютеранскую веру. Позиции Финляндской Церкви не были ослаблены. Более того, в 1817 году была признана церковная автономия Финляндии. Одновременно небольшая православная община также получила статус государственной Церкви.

Церковное уложение 1869 года подтвердило власть государства над Церковью: назначение епископов и настоятелей соборов оставалось в руках светской власти. Церковь же получила начала самоуправления. Законы, касающиеся Церкви, согласно этому уложению, принимались совместно церковными и государственными органами. Разрешался также выход из Евангелическо-Лютеранской Церкви при вступлении в какую-либо другую христианскую общину.

К этому времени в Финляндии уже обосновались баптисты, а в 1880-х годах появились методисты и Армия спасения. Это же уложение отделило школу от Церкви, а несколькими годами ранее произошло разделение церковного прихода и гражданской коммуны, которой теперь надлежало заботиться и о школе.

Конституция независимой Финляндии 1919 года провозгласила невмешательство государства во внутрицерковные вопросы. Однако назначение архиепископа и епископов осталось в компетенции президента страны. Закон 1923 года признал свободу совести, и у гражданина Финляндии впервые появилась возможность выйти из Лютеранской Церкви, не вступая в какую-либо другую общину, то есть остаться вне религии.

Сейчас в стране восемь епархий, в них насчитывается 600 приходов. Для практической работы епархии разделены на простерии (благочиния), объединяющие несколько близлежащих приходов. Недостатка в священнослужителях Финляндская Церковь в отличие от Шведской не испытывает.

Примерно 75-80% церковного бюджета покрывается налогом, который стабилен и составляет 1,25% от облагаемой налогом суммы. Этот налог взимается также и с предприятий. Дополнительный доход дает Церкви принадлежащая ей значительная, в том числе и земельная, собственность.

ФЛЦ ведает записью актов гражданского состояния и осуществляет надзор за кладбищами. Государство покрывает часть ее расходов (как и Православной Церкви), в частности по зарплате епископов и членов епархиальных советов, а также подготовке священнослужителей и учителей по религиоведению средних школ на богословских факультетах университетов в Хельсинки и Або. Там в 90-х годах XX столетия обучалось свыше полутора тысяч студентов, причем среди студентов богословских факультетов женщины составляли 47%.

Демократические преобразования

Глубокие демократические преобразования в социальной и политической жизни Финляндии после Второй мировой войны оказали влияние и на Лютеранскую Церковь. Они способствовали активизации движения за демократию в церковной жизни, за увеличение роли мирян в решении церковных дел и предоставление женщинам равных с мужчинами прав, в частности права быть посвященными в сан пастора.

Долгое время на церковных выборах миряне имели прав меньше, чем духовенство. В 1949 году они впервые получили право участвовать в выборах епископа. С 1954 года введены общие собрания мирян и духовенства в епархиях и простериях как подготовительный этап к Церковному Собору. Эти собрания, где преобладают миряне, с 1973 года получили право законодательной инициативы, ранее принадлежавшей только Церковному Собору.

Реформы последних десятилетий ХХ века усилили роль мирян не только в высших церковных органах, но и в приходах. С 1975 года председателем приходского собрания уполномоченных надлежит избирать только мирянина. Одновременно был ликвидирован отдельный орган - Собрание епископов. Его обширные функции были поделены между Церковным Собором и состоящим из 15 членов во главе с архиепископом Церковным управлением, на которое возложено решение текущих дел.

Дважды в год 108 делегатов Церковного Собора (64 из которых миряне) съезжаются для решения церковных дел. Законопроект, одобренный Собором, направляется через правительство в парламент, который не имеет права вносить какие-либо изменения, а может только принять или отклонить его.

В результате реформ ФЛЦ, оставаясь формально государственной, имеет систему собственных органов управления с широкими полномочиями и располагает относительной независимостью. Руководство Церкви предпочитает называть ее народной.

Дебаты о посвящении женщин в сан пастора продолжались в Финляндии более 50 лет. Особенно остро они вспыхнули в 1958 г., когда Шведская Церковь приняла на этот счет положительное решение. Но только в 1963 г. Церковный Собор ФЛЦ разрешил им занимать должность регента, органиста, а также лектора-проповедника.

Однако Церковный Собор 1986 г. принял наконец закон о женщинах-пасторах, и первые их рукоположения состоялись в марте 1988 г. Но борьба на этом не завершилась. Столичная епархия выступила с предложением, чтобы женщины наравне с пасторами-мужчинами могли избираться епископами. Но до сих пор в Финляндии в отличие от Швеции и Норвегии женщин-епископов нет. В 1990-е годы на службе у Финляндской Евангелическо-Лютеранской Церкви состояли 510 женщин-пасторов. В столичном приходе каждый четвертый пастор - женщина. Финляндия занимает первое место по количеству женщин, избранных в церковные органы, где они составляют 50%.

Что касается богослужений, то Церковь, учитывая изменения в современном обществе, постоянно их обновляет. Например, с конца 1980-х годов в Хельсинки регулярно проводится так называемая Томас-месса по имени апостола Фомы, как известно, имевшего "склонность к маловерию". Особенность богослужения в том, что оно открыто для всех и включает в себя некоторые литургические элементы разных христианских Церквей. В подготовке и проведении мессы наряду со священнослужителями активно участвуют и миряне. Из 50-75 человек, принимающих непосредственное участие в проведении такой литургии, только 5-6 - священнослужители, остальные же - добровольцы из прихожан, получившие на то разрешение епископа. Группа прихожан, ответственная за музыкальную часть службы, сама выбирает музыку и аранжировку песен. Профессиональные музыканты чередуются с любителями.

Такие службы более многолюдны, чем обычные, на них присутствует до 1,5 тыс. человек, и длятся они свыше двух часов. В конце 1990-х годов появился вариант Томас-мессы для семей с детьми, которая значительно короче (30-40 минут). Она проводится под специально написанную музыку, а куклы-марионетки рассказывают ребятам истории из Библии.

Финляндская Лютеранская Церковь также большое внимание уделяет социальным проблемам, учитывая интересы всех слоев общества, но особое значение она придает работе с детьми и молодежью.

ФЛЦ - член Всемирного союза Церквей и Всемирного лютеранского союза. В 1996 г. в финском городе Порвоо представители лютеранских Церквей Финляндии, Швеции, Исландии, Норвегии и Эстонии вместе с англиканскими Церквами Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии подписали экуменическое соглашение о сотрудничестве на всех уровнях. Священнослужители, рукоположенные одной из этих Церквей, могут служить в любой из остальных девяти, подписавших данное соглашение.

ФЛЦ весьма дружелюбно относится ко всем христианским конфессиям, находящимся в стране. Кроме того, сейчас беспрепятственно развиваются различные внутрицерковные течения, зародившиеся еще в ХIX веке и ранее. Например, с 1960-х годов ожил пиетизм, теперь неопиетизм как протест против модернизации Церкви; активно действуют представители различных религиозных течений фундаменталистского толка, насчитывающие около 100 тыс. приверженцев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1511
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1432
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1648
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1367

Другие новости