0
1493
Газета Вера и люди Интернет-версия

19.01.2005 00:00:00

Исконная ветвь русского православия

Елена Юхименко

Об авторе: Елена Михайловна Юхименко - доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела рукописей Государственного исторического музея.

Тэги: никон, церковь, реформа


Основная причина реформы, которую с 1653 года начал проводить Патриарх Никон при деятельной поддержке царя Алексея Михайловича, носила политический характер. И государство, и церковная иерархия считали необходимым привести обрядовую жизнь Русской Церкви в соответствие с богослужебной практикой восточнославянских народов (украинцев и белорусов), чтобы обеспечить беспрепятственное вхождение этих народов в состав России.

Реформа проводилась под лозунгом возвращения к византийским корням, однако инициаторам не хватило исторического подхода: за основу реформирования был взят не текст древних византийских или славянских книг, как утверждали реформаторы, а текст греческих изданий XVII века. Деятельность Никона сразу же вызвала резкую критику оппонентов, обвинивших Патриарха в отказе от национальных корней и латинизации Русской Церкви. Реформа, однако, касалась исключительно обрядовой стороны церковной жизни и не затрагивала основополагающих догматов православия.

На Церковном Соборе 1666-1667 годов реформа Патриарха Никона была одобрена. Собор осудил старые обряды и предал анафеме тех, кто сохранил им верность. "Двенадцать статей" царевны Софьи 1685 года законодательно закрепили преследования старообрядцев. Согласно этому указу, упорных "раскольников" следовало казнить. Если же они принесут покаяние, то отсылать под строгий надзор в монастырь, откуда не выпускать до самой смерти. Оговоренных в расколе пытать, а тех, чья вина будет доказана, после наказания кнутом ссылать в дальние города.

Наказанию подвергались и те, кто укрывал старообрядцев и не доносил на них. Их тоже следовало бить кнутом и также ссылать. Закон предусматривал передачу имущества казненных и сосланных старообрядцев в государственную казну. Подобным преследованиям не подвергались тогда и позже инославные и иноверцы. Напротив, католики и протестанты с успехом служили России; на просторах страны спокойно жили и мусульмане, и язычники.

Практичный Петр I эксплуатировал принцип веротерпимости для пополнения государственной казны. В 1705 году для старообрядцев была введена пошлина на бороду. После ее уплаты выдавался специальный жетон с надписью "Деньги взяты". В 1716 году старообрядцам было дозволено открыто жить в селениях и городах, но при условии платежа двойного налога и без права пропаганды своей веры.

В архиве Раскольничьей конторы, специально созданного учреждения, ведавшего делами по старообрядчеству, сохранилось дело нижегородского ямщика Ильи Хвальковского. С 1718 года он как записной старообрядец платил двойной налог и в то же время с 1722 года с него дополнительно и противозаконно стали собирать налог за бороду по 50 рублей в год. И это длилось до 1740 года, когда истец обратился с челобитной на имя императрицы. В марте 1741 года состоялся указ "об увольнении Ильи Хвалковского от платежа за бороду положенных Нижегородской губерниею денег" и "о бытии ему под платежом токмо за один раскол". Однако незаконно собранных за 18 лет денег (900 рублей) ямщику никто не вернул.

Клятвы, наложенные на старообрядцев Собором 1666-1667 годов, были сняты только на Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) 1971 года. Они были признаны "яко не бывшие", а старые обряды провозглашены спасительными и равночестными новым. Однако путь примирения чрезвычайно труден.

Одно из серьезных препятствий - стереотипы общественного сознания, в том числе и в широких церковных кругах. Насаждавшиеся два с половиной столетия наименования старообрядцев как "раскольников" и "еретиков" дожили до наших дней. И, как правило, люди, их употребляющие, не имеют никакого представления о сути церковной реформы, о характере различий между старыми и новыми обрядами, не представляют, что в церковной терминологии обозначается понятием "ересь".

Несмотря на все гонения, порой крайне суровые, старообрядчество не только сохранилось до настоящего времени, но и внесло весьма значительный вклад в русскую культуру. Основные старообрядческие центры в нашей стране сложились еще во второй половине XVII века. Это были окраины России, где старообрядцы искали спасения в эпоху гонений: юг России (донское казачество), Поволжье, Поморье и Сибирь. В конце XVIII века крупными старообрядческими центрами стали Москва и Иргизские монастыри в Поволжье. После Манифеста о веротерпимости от 17 апреля 1905 года старообрядцы смогли организовать большое число общин, построить множество храмов, наладить выпуск газет, журналов и книг, создать школы, институты, музеи, благотворительные учреждения, участвовать в политической жизни страны.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратил внимание руководства и преподавательского состава духовных академий и семинарий Московского Патриархата "на необходимость объективного изложения материалов церковной истории, дабы избегать полемики и содействовать воспитанию студентов в духе открытости к диалогу и сотрудничеству со старообрядчеством. Издательства, выпускающие церковную литературу, также должны критически подходить к переизданию книг, напечатанных в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами".

В 2004 г. на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл говорил об отношениях двух ветвей русского православия, имеющих общий ствол церковной жизни до середины XVII века включительно. Он подчеркнул, что "между нами лежит тяжкий исторический груз жестоких преследований старообрядчества, между нами - память о пролитой крови, невинной и напрасной".

Митрополит Кирилл сказал также: "Развитию диалога со старообрядцами могло бы способствовать и более вдумчивое осмысление тех причин, которыми была порождена трагедия раскола. В этом отношении уже сделано немало как русскими академическими историками XIX века, так и учеными ХХ столетия, в частности, представителями русской эмиграции. Но распространенность соответствующих знаний недостаточна, сознание многих членов Церкви питается расхожими представлениями, которые характеризуются в лучшем случае крайней упрощенностью". Обращает на себя внимание еще одно важное предложение, прозвучавшее в докладе митрополита Кирилла и вошедшее в определение Собора: "Полезными будут совместные действия в области возрождения культурных и духовных традиций, общие проекты в области книгоиздания, проведение научных мероприятий, духовных концертов - все те шаги, которые действительно способствуют установлению добрых личных отношений, могущих затем перерасти в качественно новые отношения на межцерковном уровне".

На прошедшем Архиерейском Соборе, пожалуй, впервые за всю современную историю РПЦ тема старообрядчества прозвучала с такой полнотой и ясностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1514
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1719
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1824
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4164

Другие новости