0
2560
Газета Вера и люди Интернет-версия

19.01.2005 00:00:00

Хасиды хотят отделить зерна от плевел

Юрий Табак

Об авторе: Юрий Михайлович Табак - историк, религиовед, журналист.

Тэги: евреи, лазар, хасиды, секты


У Московской Патриархии в борьбе с сектантами появились горячие сторонники в лице Берла Лазара, главного раввина России по версии Федерации еврейских общин России (ФЕОР). 20 декабря в интервью корреспонденту Интерфакса Берл Лазар, воспользовавшись образом из известной новозаветной притчи, предложил "отделить зерна от плевел". Под "зернами", очевидно, подразумеваются "традиционные" религии, а под "плевелами" все остальные, то есть "секты". Последние Берл Лазар предлагает запретить, поскольку они "приносят только вред". Операция эта представляется не слишком сложной, поскольку немногочисленные "традиционные" религии перечислены в преамбуле закона о свободе совести. И, понятно, иудаизм входит в число "зерен" - иначе вряд ли Берл Лазар озаботился бы судьбой сект.

Почему вдруг главный раввин России озаботился вредоносными сектами? Ну, интересы Московской Патриархии понятны - протестанты паству отбивают, а с нею и доходы. А у ФЕОРа что за интерес? Возможно, речь идет о групповой солидарности "наиравнейших из равных" и Берл Лазар хочет лишний раз поддакнуть Московской Патриархии. Не исключено, что ФЕОРу досаждает движение "Евреев за Иисуса", которые тщатся обратить в христианство заблудшие еврейские души. Возможен и более сложный сюжет. Дело в том, что в России помимо ортодоксальных еврейских течений представлено и реформистское, которое в условиях секуляризации общества не может не привлекать часть еврейства, особенно молодых людей (напомним, что в Соединенных Штатах, с их самой большой в мире еврейской общиной, реформисты составляют значительное большинство). Почему бы ФЕОРу не прижать реформистов, которые входят в Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) - структуру, конкурирующую с ФЕОРом? Недаром председатель президиума Объединения религиозных организаций современного иудаизма в России раввин Зиновий Коган в интервью интернет-изданию "Портал-Credo.ru" не высказал никаких восторгов по поводу соображений Берла Лазара.

Но оставим в стороне прагматический интерес Берла Лазара и ФЕОРа и зададимся попыткой рассмотреть этическую сторону его предложений.

Спору нет, ФЕОР и лично Берл Лазар провели большую работу по возрождению еврейской общины России. Но парадокс состоит в том, что, следуя логике и самого закона о свободе совести, и представлений о "сектах" и "тоталитарных сектах", которые насаждаются экспертами Московской Патриархии, любавичские хасиды, представленные в ФЕОРе, как раз и могут считаться первыми кандидатами на признание "тоталитарной сектой".

Заметим, история любого нового религиозного движения отличалась противоречивым характером, сопровождалась конфликтами с традиционными магистральными течениями. Очень часто новые движения зарождались именно как "секты" - это, в частности, относится и к самому христианству, появившемуся как вполне маргинальное движение внутри иудаизма I в. и имевшему все признаки того, что сейчас принято считать "тоталитарной сектой": абсолютная вера в Учителя, обобществление имущества, готовность пожертвовать жизнью за свою веру, отказ от родственных связей ради религиозной истины и пр. То же можно сказать и о движении францисканцев, и о раннем протестантизме, и о многих течениях в исламе.

Это же касается и хасидизма. Напомним, что хасидизм (от древнееврейского "хасид" - благочестивый) зародился в Подолии и Галиции в XVIII в., в условиях резкого расслоения еврейской общины, когда простонародье нередко чувствовало себя отчужденным от религиозных верхов общества - ученых талмудистов. Формально-обрядовая сторона иудаизма, изощренная талмудическая ученость, которая отчасти приобретала оторванный от жизни характер, не могли удовлетворить религиозные чувства простых евреев. Они нуждались в эмоциональном религиозном переживании и утешении, а не в отвлеченно-схоластических интеллектуальных упражнениях. Основатель хасидизма, Израиль Баал-Шем-Тов (Бешт), сформулировал основные положения нового "учения благочестия" или хасидизма, делая упор на непосредственное мысленное и молитвенное общение с Богом. Но в полном объеме такое общение считалось доступным лишь особо одаренным и праведным людям, которые получили название "цадиков" (праведников). Считалось, что через цадиков простой человек мог общаться с Богом, их молитвами обретать блага свыше. В этом смысле хасидизм в отличие от раввинистического иудаизма имеет сходные черты с явлением русского старчества.

После смерти Бешта хасидизм стал распространяться чрезвычайно быстро, привлекая огромное число верующих. Назревал серьезнейший конфликт нового течения с раввинистическим иудаизмом, который почуял опасного соперника. Кроме того, что идеи хасидизма подрывали интеллектуальную основу раввинизма и раввинистическая верхушка теряла авторитет и власть, ранний хасидизм с его культом цадиков был замешан на суевериях, убежденности в их магической силе. С 80-х гг. XVIII в. раввины, которых возглавлял рабби Илия из Вильно, столицы тогдашнего раввинизма, повели настоящую войну против хасидов. Рукописи хасидов сжигали, их самих выставляли к позорному столбу. Бешта называли "губителем Израиля", а его последователей - шайкой "людей злых и преступных, именующих себя хасидами". В послании Илии, разосланном из Вильно духовным и светским вождям евреев, хасиды проклинались как "противники света и враги народа", именовались "скорпионами", "лицемерами" и "безумцами"; говорилось даже, что среди них часть "запятнала себя кровью невинных бедняков". И никто из тогдашних раввинов не сомневался, что хасидизм - не что иное как "безбожная секта". "Сектантами" хасидов называли и позднейшие светские еврейские историки, и Гаврила Романович Державин (1743-1816), командированный в Белоруссию расследовать "вред", причиняемый евреями. Он писал: "хасиды сии суть их (иудеев. - Ю.Т.) раскольники, сектаторы". Более того, из описаний хасидской практики вполне можно сделать вывод о "тоталитарном" характере этого учения в духе нынешних борцов с сектантством. Налицо все признаки "тоталитарности" тогдашних хасидов: харизматические лидеры-цадики, беспрекословное подчинение им, выманивание у людей денежных и прочих приношений за обещание благ. Одним из принципов основателя хасидизма Бешта было то, что в молитве надо доходить до экзальтации, и сам он, молясь, приходил в крайнее нервное возбуждение, дрожа и качаясь всем телом.

Но обвинения в сектантстве, направленные против хасидов, имели место не только в прошлом. Напомним, что религиозное течение любавичских хасидов (ХАБАД), к которому принадлежит сам Берл Лазар, было основано рабби Шнеуром Залманом в конце XVIII в. После Второй мировой войны ХАБАД возглавил Менахем-Мендл Шнеерсон, при котором движение стало принимать все более мессианский характер. В последние годы жизни Шнеерсона ряд членов ХАБАД уверовали в мессианское достоинство их лидера, и после его кончины в 1994 г. стали ждать его воскрешения и явления в Бруклине. Мало того, в отношении мессиански настроенных последователей Шнеерсона к своему лидеру явно просматриваются черты его обожествления. Все это не только вызвало глубокий кризис и раскол в самом движении, но и породило резко отрицательное отношение ортодоксального раввината, обвинявшего ХАБАД в ереси.

В самом деле напрашивается естественная параллель между мессианизмом ХАБАД и мессианизмом ранних христиан, которые увидели Мессию в Иисусе и уверовали в Его божественную природу. Все эти споры сопровождаются скандалами. Недавно группа американских хасидов, верящих, что Шнеерсон жив и скоро явится, пыталась выкрасть и заменить посвященную ему мемориальную доску со словами "благословенной памяти" на другую доску: "Вечная тебе жизнь, наш Господин, наш Учитель, наш Царь-Мессия, во все века". После завязавшейся драки сторонников и отрицателей мессианского достоинства Шнеерсона девять человек были арестованы полицией. А тут еще пару лет назад на рыбном рынке близ Манхэттена карп заговорил человеческим голосом, предрекая на иврите бедствия и конец света, чему свято поверили тысячи хасидов, отоваривающиеся на этом рынке и посчитавшие, что в карпа вселился то ли Сам Всевышний, то ли душа одного из членов общины - это тоже, пожалуй, свидетельствует об их чрезмерной экзальтации.

Все эти факты могут легко быть интерпретированы как доказательство злостного "сектантства" хасидов - было бы желание, подкрепленное сменой политической конъюнктуры. И хасиды превратились бы в одночасье из "традиционной" религии в "тоталитарную секту". Со всеми вытекающими последствиями┘ Поэтому, даже находясь в относительном фаворе, пожалуй, не следует самоутверждаться, призывая к запретам конкурентов и даже противников - тем более на столь зыбких основаниях, как обвинения в "сектантстве".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1620
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1536
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1301
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1482

Другие новости