0
2375
Газета Вера и люди Интернет-версия

18.03.2009 00:00:00

Жить с Библией

Тэги: иудаизм, израиль, образование


иудаизм, израиль, образование Большинство выпускников российских ешив продолжают образование в Израиле.
Фото предоставлено пресс-службой ФЕОР

В Израиле проживают более 5,5 млн. евреев. По разным оценкам, число религиозных людей среди них составляет порядка 20%. Вопреки устоявшимся – как в Израиле, так и за рубежом – стереотипам, подавляющее большинство ортодоксально религиозных евреев ведут совершенно обычный образ жизни: служат в армии, получают высшее образование, работают. Лишь чуть более 100 тыс. человек (включая детей) посвящают себя исключительно религиозному образованию.

«Изучение Торы – процесс бесконечный. Это смысл всего нашего существования», – сказал в беседе с автором статьи 28-летний Шломо. «Основное субсидирование мы получаем от пожертвователей из-за рубежа, поэтому все разговоры об использовании государственной казны совершенно необоснованны», – говорит он.

В отличие от большинства западных стран в Израиле религия не отделена от государства. Поэтому взаимоотношения религиозных и государственных институтов проявляются на всех уровнях, и образование не является исключением.

По официальным данным, в 2008 году в Израиле действовали более 1500 классических религиозных учебных заведений для мужчин (ешив). В ешивах для взрослых, о которых речь пойдет далее, обучаются 94 тыс. человек, а в ешивах для подростков еще 24 тыс. Самыми крупными учебными заведениями являются Мирская ешива в Иерусалиме (по названию местечка Мир в Белоруссии), где обучаются на постоянной основе 4500 человек, и так называемая Поневежская ешива (по названию города в Литве), где учатся 1700 человек.

Отметим, что религиозное образование в Израиле начинается с детского сада. Каждый желающий может отдать своего ребенка в религиозный детский сад, где малыш приобретает первые понятия о мироздании в соответствии с выбранным его родителями направлением в иудаизме. То же самое продолжается и в школах. Если дети из семей национально-религиозного направления зачастую отдают детей в так называемые МАМАДы (государственно-религиозные школы), где преподаются как религиозные, так и светские дисциплины, а мальчики и девочки учатся вместе, то дети из ультраортодоксальных семей записываются исключительно в школы «независимого направления», то есть крайне религиозные. При этом возникает серьезный конфликт между ортодоксальной общиной и государством, так как, добиваясь равноправного с остальными школами финансирования, ультраортодоксальные учебные заведения отказываются от государственного контроля над программами обучения. Естественным образом подавляющее большинство предметов, изучаемых в этих школах, исключительно религиозного содержания.

Ешива входит в жизнь израильского мальчика начиная с 13 лет, когда он может поступить в так называемую «малую ешиву». Там также идет изучение исключительно религиозных дисциплин, причем в соответствии с идеологическими установками различных направлений иудаизма. Так, в конце 1990-х годов в среде религиозного сионизма возникли так называемые малые национальные ешивы, уделяющие особое внимание наследию основателя этого течения раввина Авраама Ицхака ха-Коэна Кука.

Когда юный ешиботник достигает 16 лет, он поступает в «среднюю ешиву», где учится до окончания школы и помимо религиозных предметов изучает общеобразовательные науки для сдачи экзаменов на аттестат зрелости. Следует отметить, что показатели успеваемости в ешивах ни в чем не уступают, а порой и превосходят по оценкам светские школы.

Отметим, что до сих пор речь шла исключительно о мужчинах. Женщины также могут посвятить себя изучению Торы. Во время учебы в школе девушки имеют возможность учиться в «ульпанах», а в более взрослом возрасте в «мидраше» (специальных курсах).

Как и в большинстве семей в Израиле, решающим моментом в жизни молодых израильтян становится призыв в армию. Для ультраортодоксов этот вопрос зачастую снимается автоматически, так как израильское законодательство предусматривает предоставление отсрочек на время учебы до 24 лет, возраста, позже которого уже не призывают. Девушкам же достаточно заявить в военкомате о своей религиозности, и они получают автоматическое освобождение от армии.

Эта практика неоднократно вызывала резкую критику со стороны светских кругов. «Я не понимаю, почему я должен идти и служить в то время, как они сидят в ешивах», – возмущенно заявил автору Давид, недавно демобилизовавшийся из одной из элитных частей Армии обороны Израиля.

«Мы отнюдь не хотим превращать ешивы в убежища для дезертиров», – заверил меня депутат Кнессета от ультрарелигиозной партии ШАС Амнон Коэн. По его словам, «учиться в ешиве могут далеко не все, и те, кто не может этого делать, обязаны служить».

Религиозные сионисты, в свою очередь, нашли решение этой проблемы путем соглашения с государством, по которому желающие продолжить учебу в ешиве сочетают это с армейской службой – полтора года учебы, полтора года армии и еще два года ешивы. Разумеется, длительность учебы и службы варьируется в зависимости от того, какую службу проходит учащийся. После окончания армейской службы (или вместо нее, в случае ультраортодоксов) учащиеся поступают в ешиву для взрослых («большая ешива»), где идет серьезное многолетнее изучение религиозных дисциплин.

Необходимо подчеркнуть, что крайне малое число религиозных людей полностью посвящает себя религиозным занятиям. Это объясняется необходимостью зарабатывать средства к существованию для своей семьи. Подавляющее большинство религиозных евреев Израиля сочетают ту или иную работу с учебой в религиозных заведениях. При этом их деятельность может быть напрямую связана с религией – преподавание, контроль за кашрутом (диетарными правилами иудаизма) в заведениях общепита, работа в городских религиозных советах.

Добавим, что выходцы из бывшего СССР, соблюдающие иудейские традиции, также нашли свое место в мире религиозного образования. В частности, в иерусалимской ешиве «Махон Меир», относящейся к движению религиозного сионизма, открылось отделение, работающее на русском языке.

Говоря об учебе в ешивах, как правило, используют выражение «изучать Тору». Но это не означает, что на протяжении многих лет ешиботники перечитывают Пятикнижие Моисея. Им приходится изучать многочисленные тома Талмуда, а также сочинения раввинов и толкователей Закона, созданные на протяжении веков – от древности до наших дней. «У иудаизма есть тысячи лиц и граней, всей жизни не хватит для того, чтобы с ними познакомиться», – говорит мой уже упоминавшийся собеседник Шломо, который постигает премудрости религиозного образа жизни в одной из иерусалимских ешив.

Иерусалим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1448
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3742
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2103
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2376

Другие новости