0
1940
Газета Вера и люди Интернет-версия

02.11.2011 00:00:00

Реформация – урок на все времена

Епископ Сергей

Об авторе: Сергей Васильевич Ряховский - начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Общественной палаты РФ.

Тэги: церковь, реформация


31 октября 1517 года к дверям замковой церкви в небольшом немецком городке Виттенберге августинский монах Мартин Лютер прибил свои «95 тезисов против индульгенций». Менее всего он ожидал, что такие действия могут привести к кризису и расколу Католической Церкви, поколебать основы мироздания и радикально изменить лицо Европы, да и всего мира. Двери храмов с незапамятных времен используются в качестве «доски объявлений», и молодой профессор богословия просто вывесил приглашение на научный диспут. Монах Августинского ордена брат Мартин приглашал своего возлюбленного и уважаемого брата-доминиканца Иоганна Тецеля обсудить некоторые вопросы относительно действенности папских грамот о прощении грехов. Этот диспут, насколько мы знаем, так и не состоялся. Тезисы имели куда более широкий резонанс.

Люди самых разных сословий нашли в этом, по сути, богословском документе ответ на свои сокровенные вопросы. Богословы увидели в них принципиально новую постановку важнейших вопросов о путях спасения и отношениях человека с Богом. Князья получили основание прекратить вывоз немецких денег в Рим. Простые люди почувствовали в словах доктора Мартина ту правду, которая живет в сердце каждого человека, но которую так трудно бывает выразить самому.

Человек часто не предполагает, к чему могут привести его поступки, насколько глобальные изменения могут повлечь обычные решения. Особенно в такой сфере, как религия. Церковь по определению очень консервативный институт, с трудом принимающий новации и изменения, однако порой они происходят. И то, что кажется незыблемым, порой изменяется в один миг. Полторы тысячи лет устанавливались, а порой и костенели в традициях определенные религиозные формы, и вдруг происходит Реформация – как порыв свежего ветра, врывается и приводит к изменениям в сознании, к новым формам творчества, к новому пониманию места человека в этом мире.

Произошли изменения в самой Церкви. Реформация дала начало протестантизму, третьей ветви христианства. В настоящее время – это вторая по численности (после католиков) христианская конфессия. Библию стали переводить на национальные языки, и ее смогли прочитать простые люди.

Глобальные изменения, вызванные тем, что один человек пригласил другого к диалогу и был достаточно принципиален, чтобы не отречься от своих убеждений под мощным общественно-религиозным прессингом того времени. Свежий взгляд на шаблоны и догмы, а также принципиальность и мужество - вот что лежит в основе Реформации. Это актуально для любого общества, в любое время. Это актуально для любой конфессии, когда со временем то, что раньше было ново, свежо и волновало, начинает обрастать традицией, рамками, условностями. Тогда приходит время Реформации.

В истории России Реформации не было, зато были революции. Все попытки Реформации в русской истории почему-то всегда оканчивались неудачно. В крови было утоплено реформаторское движение на рубеже XV–XVI веков. На следующем шаге мы получили кровавый режим Ивана Грозного, а еще через шаг – Смутное время и Раскол. В середине XIX века была еще одна попытка Реформации – рождается российское евангельское движение, в которое были вовлечены все слои населения от малороссийских крестьян до петербургских аристократов. Стремление к свободной личной вере было разгромлено Священным Синодом. Революция 1917 года стала закономерным результатом подавления национального религиозного возрождения.

Для Церкви умение изменяться, сохраняя при этом свои базовые ценности и убеждения, особенно важно. Необходимо умение увидеть в тех или иных веяниях, новых тенденциях, политических или технологических, самую суть, вычленить доброе и его использовать.

Сегодня много дискуссий о тех или иных преобразованиях и новшествах в церковном пространстве. Общаясь со многими представителями других религий, я знаю, что они часто обсуждают похожие вопросы. Использовать или не использовать, а если использовать, то в какой мере, Интернет и телевидение для распространения Евангелия и в церковном служении, современную музыкальную и световую аппаратуры, то есть технологический аспект. Какие переводы Библии использовать и в каких случаях? В Русской Православной Церкви обсуждают возможность совершения литургии на современном русском языке. Церковь постоянно в размышлении и рассуждении, постоянно появляются новые вызовы, на которые надо ответить, и ответить достойно – это определяет будущее Церкви, а часто и всей страны, всего общества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1621
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1490
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1710
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1425

Другие новости