0
15421
Газета Вера и люди Интернет-версия

15.07.2015 00:01:00

Философ, воскресивший Бога

Александр Храмов

Об авторе: Александр Валерьевич Храмов – журналист.

Тэги: плантинга, религиозная философия, атеизм, богословие, теодицея, академия, бог


плантинга, религиозная философия, атеизм, богословие, теодицея, академия, бог Плантингу называют лучшим христианским философом нашего времени. Кадр из видео YouTube

Еще в 1980 году журнал Time охарактеризовал этого автора как «ведущего мирового протестантского философа», а в 2001 году на страницах журнала Christianity Today он был назван «не только лучшим христианским философом своего времени», но и «наиболее значительным философом среди всех направлений». Большинство русскоязычных читателей, даже те, кто интересуется религией и философией, вряд ли догадаются, о ком идет речь. Поэтому первая публикация на русском языке книги американского философа, удостоившегося всех этих лестных эпитетов, Алвина Плантинги, служит хорошим поводом, чтобы рассказать о его творчестве и о «тихой революции», которую он произвел в англо-американской интеллектуальной традиции. Первая книга Плантинги, представленная по-русски, называется «Аналитический теист».

Плантинга родился в 1932 году в семье голландских эмигрантов. Воспитанный в кальвинистской вере, он сохранил ее и в зрелые годы, несмотря на антирелигиозную атмосферу Гарварда и Мичиганского университета, где он учился. Студентом Плантинга успел провести несколько семестров и в Кальвин-колледже, где в 1963 году он стал профессором. За 19 лет работы в этом учебном заведении Плантинга написал книги «Бог и другие сознания» (1967), «Бог, свобода и зло» (1974) и прочие произведения, принесшие ему репутацию христианского философа номер один. В 1982 году Плантинга занял профессорскую кафедру в Университете Нотр-Дам, где он работает и по сей день, оставаясь активным, несмотря на солидный возраст (последняя книга Плантинги «Где реально кроется конфликт: наука, религия и натурализм» опубликована в 2011 году).

500-страничный «Аналитический теист», вышедший в переводе Кирилла Карпова из Института философии РАН, представляет собой подборку текстов Плантинги за 1967–1995 годы, включающую отдельные статьи и главы из книг. Антология составлялась при участии самого философа, так что ее можно считать довольно репрезентативной. Все тексты, не важно, посвящены ли они эпистемологии, природе Бога или онтологическому доказательству святого Ансельма, написаны суховатым, но ясным языком, характерным для аналитической философии: конъюнкции, пропозиции, «для любых свойств P и Q, Бог обладает P тождественно Бог обладает Q, и каждое из них тождественно Богу». Собственно, благодаря этой манере изложения к Плантинге и пришел успех – до него философское сообщество полагало, что так можно рассуждать о критериях верификации или о проблеме сознания, но никак не о вере в Бога.

До 1960-х годов христианская философия в американских университетах отсутствовала совершенно. Плантинга вспоминает в своей автобиографии: «Когда я окончил школу в 1957 году, в США было мало христианских философов, а еще меньше из них хотели признавать себя таковыми». Это неудивительно, учитывая многолетнее господство в англоязычной философии логического позитивизма, сторонники которого считали религиозные верования даже не столько неверными, сколько вообще бессмысленными и не подлежащими обсуждению. Плантинга вызвался показать, что обвинения в иррационализме и необоснованности, преследующие религиозных людей, можно предъявить каждому из нас: «Вера в существование Бога находится в одинаковых условиях с верой в существование других сознаний, прошлого, чувственно воспринимаемых предметов» – у нас нет убедительных доказательств в пользу всех этих верований, но отсюда не следует, что придерживаться их иррационально.

Позднее Плантинга высказал идею, что естественная склонность к вере в Бога, которую он вслед за Кальвином называет sensus divinatus («чувство Божественного»), является частью нашего когнитивного аппарата. Если Бог сотворил мир, то Он наверняка должен был снабдить людей чем-то подобным, поэтому когда чувство Божественного функционирует должным образом, то в условиях повседневной жизни, например, при созерцании красоты природы, в нас зарождаются религиозные верования. Их можно считать обоснованными, как и все верования, полученные с помощью нормально работающих когнитивных способностей, предназначенных для познания истины. Но при этом обоснованность христианской веры не означает, что она доказуема со ссылкой на положения, очевидные для нерелигиозных людей.

Силу аргументов Плантинги были вынуждены признать даже его оппоненты. Так, Ричард Рорти, известный своими атеистическими взглядами, как-то отметил, что в книге «Бог и другие сознания» Плантинга «достаточно убедителен во многих вопросах». Другой философ-атеист, Квентин Смит, с неудовольствием констатировал, что вслед за публикацией этой книги процесс секуляризации академического мейнстрима развернулся вспять: «Бог не «мертв» в академии, он вернулся к жизни в конце 1960-х и все еще жив и хорошо себя чувствует в своем последнем академическом бастионе, на философских факультетах». Справедливость этой оценки видна на примере Общества христианских философов (ОХФ), основанного в 1978 году при участии Плантинги (в 1983–1986 годах он был его президентом). Уже к 1994 году ОХФ насчитывало около 1000 членов, что составило примерно 12% от численности всей Американской философской ассоциации. Фактически ОХФ стало самой крупной тематической философской организацией в США, что можно считать одним из симптомов постсекулярной эпохи, возрождения религии в западном мире, который, казалось, уже навсегда утратил к ней интерес.

Включенный в состав «Аналитического теиста» «Совет христианским философам» – текст речи, произнесенной Плантингой по случаю вступления в должность профессора в Университете Нотр-Дам, стал своеобразным манифестом христианского ренессанса в англоязычной философии. В этой речи Плантинга призвал философов-христиан стать более сплоченными и автономными, отказавшись от механического следования проблематике, навязанной секулярным окружением: «У христианского сообщества имеются собственные вопросы, собственные проблемы, собственная повестка дня, собственные программы исследований. Христианские философы не должны вдохновляться только тем, что происходит в Принстоне, Беркли и Гарварде, как бы привлекательно и блестяще это ни было».

Усилия Плантинги по продвижению собственной повестки оказались успешными даже за пределами философии. Например, его концепт sensus divinatus неожиданно оказался востребованным в когнитивном религиоведении, новой научной дисциплине, возникшей в середине 1990-х годов благодаря тесному сотрудничеству психологов и религиоведов. Масштабные эксперименты с детьми и взрослыми показали, что врожденные особенности психики предрасполагают нас к религиозности. Например, для маленьких детей вне зависимости от их культурного окружения естественно представление о всемогущих и всеведущих существах, а от мысли, что природные объекты были «задуманы» кем-то с определенной целью, не могут до конца абстрагироваться даже убежденные атеисты.

Достижения когнитивного религиоведения по понятным причинам вызывают интерес у религиозных организаций. Например, осенью 2014 года Джастин Барретт из Оксфордского университета выступал с лекциями в Москве при поддержке Общецерковной аспирантуры и докторантуры РПЦ и Фонда Джона Темплтона. Впрочем, по словам самого Барретта, эмпирические данные заставляют внести коррективы в умозрительные понятия философии – судя по результатам исследований, «чувство Божественного» заставляет нас верить скорее во множество духов, а не в единого Бога, как того хотелось бы Плантинге и прочим христианам. Нежелание считаться с разнообразием религиозного опыта не раз навлекало на Плантингу критику и со стороны либеральных теологов, обвинявших его в христианском эксклюзивизме. Приходится Плантинге отбиваться и от атак со стороны атеистического фланга – так, широкую известность получили его публичные дебаты с Дэниелом Деннетом, состоявшиеся в 2009 году (Ричард Докинз, другой лидер «нового атеизма», по словам самого Плантинги, от дебатов отказался, сославшись на то, что с философами он не дискутирует). «Последний бастион теизма», возведенный усилиями Плантинги, постоянно находится в осаде, но до его падения, по-видимому, еще далеко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Михаил Сергеев

Мир погружается в период недоверия, непредсказуемости и нестабильности

0
1057
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
1435
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
1769
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
963

Другие новости