Святой Петр с женой в иконописи украинских грекокатоликов. Изображение из книги Энтони Ковальски Married Catholic Priests: Their History, Their Journeys, Their Reflections. 2005 |
В 2012 году калифорнийский иерарх был в составе делегации, безуспешно пытавшейся убедить папу Бенедикта XVI разрешить женатое священство в Америке. Когда Мурадяна рукополагали в епископский сан, все его духовенство было родом с Ближнего Востока, однако потом понадобилось обновление клира. «Я рукоположил своего первого женатого священника два года назад, – сказал епископ. – Он – наше первое американское призвание в священство». Вопреки страхам католических прелатов Америки снятие запрета на рукоположение женатых клириков в рамках восточных традиций, но из числа граждан США, не вызвало катастрофы. От кандидатов требуется состоять в браке как минимум пять лет и иметь детей. Другое непременное условие – духовное образование и диплом не ниже магистра богословия. Требуется также согласие супруги.
Восточные епископы из США выразили благодарность Франциску за снятие запрета в 2014 году на ординацию женатых священников из эмигрантских общин. «У нас было широкое и открытое обсуждение, затронувшее все больные вопросы», – сказал румынский католический епископ Ион Ботян из епархии святого Георгия в Огайо. На встрече был поднят вопрос сложных отношений восточных католиков с прелатами латинского обряда в Западной Европе. Архиереи отметили, что там «не особенно гостеприимны» по отношению к женатым восточно-католическим священникам. Во многих местах им не позволяют окормлять многочисленную эмигрантскую паству, при этом православным клирикам предоставляются храмы для служения. Папа Франциск заверил восточных епископов, что к их священникам относятся так же, как и к другим католикам.
В связи с этим обсуждением мне вспомнилась икона «Апостол Петр и святая жена», которая есть в моей коллекции. С этим образом связана история борьбы христиан восточного обряда за сохранение своих традиций. В конце XIX – начале ХХ века в Америке образовались большие эмигрантские общины византийского обряда украинцев и карпатороссов, находившиеся под омофором папы Римского. Их традиции женатого священства натолкнулись на сопротивление правящих римско-католических епископов в Америке.
В 1920-е годы, в разгар конфликта, и была написана эта икона. В 1935 году под давлением американских прелатов в Ватикане был принят декрет, запрещающий ординацию женатого священства у католиков восточных обрядов за пределами их традиционных территорий. Но еще до этого декрета целые общины карпатороссов и украинцев со своими священниками перешли в юрисдикцию православных церквей – в Американскую митрополию (сегодня Православная церковь в Америке, где потомки карпатороссов составляют костяк прихожан), РПЦЗ, Украинскую православную церковь под омофором Вселенского патриарха и Русскую католическую церковь (эта была карпаторосская православная церковь, входящая сегодня в Русский экзархат Америки Вселенского патриархата).
Другая часть эмигрантов восточных обрядов осталась под омофором папы Римского. Со временем в Америке образовались приходы и других католических церквей восточных обрядов – армянская, румынская, мелькитская, несторианская и маронитская. Отношения общин между собой никогда не были гладкими, особенно на территориях, где сосуществовали католики римского и восточного обрядов. Не единожды, например, тогдашний глава Украинской греко-католической церкви митрополит Андрей (Шептицкий) искал в Риме защиты своей паствы в Галиции от притеснений местных римско-католических властей.
Преемники святого Петра на римском престоле запретили женатое священство еще в XII веке и ревностно ликвидировали богослужебный чин других церквей, попавших в сферу их влияния: кельтских церквей в XII веке, иберийскую (музарабскую) церковь в XIII веке. Однако начиная с XVI века Риму удалось восстановить евхаристическое общение с некоторыми церквами других обрядов, где было принято женатое священство.
Второй Ватиканский собор актом «Orientalium ecclesiarum» закрепил статус церквей восточного обряда. Однако образованная на том же Соборе Конференция католических епископов Америки резко противилась возведению в сан женатых священников. Исключение приходилось делать для клириков, возведенных в сан на «старой родине». Как уже сказано, положение изменилось только пять лет назад благодаря нынешнему понтифику.
Нью-Йорк
комментарии(0)