Роман Насонов: «Сочинения вроде кантат Баха дополняют проповедь пастора, помогают глубже прочувствовать ее смыслы». Фото Артёма Тимофейчука/благотворительный фонд Collegium Musicum
«Бах в Лейпциге: парные кантаты» – так называется сезон 2019/20 года в грандиозном многолетнем проекте «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» ансамбля старинной музыки Collegium Musicum, объединяющем в единое целое исторические инструменты, слово и пространство – евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла в Москве. С автором комментариев к кантатам, крупнейшим знатоком духовной музыки, доцентом кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Романом НАСОНОВЫМ встретилась журналист Елена КОНСТАНТИНОВА.
– Роман, четвертый концерт, прозвучавший в рамках поистине уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым», – знаменательное событие и в музыкальной жизни Москвы, и для Collegium Musicum, и для испанского органиста-виртуоза, титулярного органиста Папской базилики Святого Михаила в Мадриде Даниэля Сальвадора. А также, наверное, и для вас самого?
– Действительно, проект для России уникален, и каждый из концертов имеет собственное лицо – по крайней мере мы стремимся придать ему индивидуальность. Этот концерт выделялся масштабом: прозвучали сразу две пары кантат Баха, написанных в Лейпциге. Две из первой пары – № 3 «Ach Gott, wie manches Herzeleid» («Ах, Господи, сколь многие печали») и № 13 «Meinen Seufzer, meine Tränen» («Мои слезы и стенанья») – предназначались композитором для второго воскресенья по Богоявлении. Две из второй – № 22 «Jesus nahm zu sich die Zwölfe» («Иисус призвал к Себе двенадцать учеников») и № 23 «Du wahrer Gott und Davids Sons» («О Боже истинный, Давидов Сын») – для последнего воскресенья перед началом Великого поста (Quinquagesima – аналог Прощеного воскресенья).
Поскольку каждая пара кантат написана на один церковный праздник, ее объединяет общая духовная тема. В центре лютеранского богослужения стоит чтение библейских текстов, в частности фрагментов Евангелия. Их значение раскрывается прихожанам прежде всего в проповеди пастора. А сочинения вроде кантат Баха дополняют эту проповедь, помогают глубже прочувствовать ее смыслы. Все наши концерты открываются приветственным словом архиепископа Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитриха Брауэра, но проповедь он не произносит, ведь у нас все-таки не церковная служба, а духовные концерты. Поэтому объяснять религиозную символику и христианский смысл звучащей музыки приходится мне.
Исполняемый репертуар примерно соответствует тому времени церковного года, в которое проводится концерт. А вдохновенные импровизации Даниэля Сальвадора оказывают нам неоценимую услугу – он преподносит слушателям мелодии церковных песен, на основе которых Бах строил свои кантаты. Тем, кто не знаком с певческими традициями Евангелическо-лютеранской церкви, а таких слушателей у нас большинство, орган помогает подготовиться к осмысленному восприятию главных сочинений, исполняемых в рамках проекта. Кстати сказать, примерно так же импровизировали органисты и в баховские времена, а сам композитор прославился при жизни прежде всего мастерством игры на клавишных инструментах.
– Третий сезон проекта, открывшийся в сентябре 2019 года, посвящен парным кантатам Баха, написанным им в лейпцигский период на один и тот же церковный праздник. В чем их особенность?
– В 2017 году, когда начинался наш проект, весь мир праздновал 500-летие Реформации. Поэтому первый сезон назывался «Бах и Лютер» и состоял из кантат, в которых композитор обратился к текстам основателя своей церкви. Второй сезон мы посвятили веймарским кантатам, созданным Бахом в молодые годы, когда он впервые получил возможность сочинять крупные вокально-инструментальные произведения регулярно.
Однако основной массив кантат Бах написал в Лейпциге в середине 1720-х годов: приступив к работе в этом городе, он смог наконец воплотить в жизнь свою давнишнюю мечту и сочинить несколько циклов кантат на все праздники церковного года. Сохранилось два полных цикла лейпцигских кантат Баха, каждый из которых чрезвычайно своеобразен. Но сам композитор, по-видимому, никогда не пытался сравнить эти циклы между собой, исполнив две кантаты из разных ежегодников в один вечер. Зато у наших слушателей такая возможность есть. И не просто сравнить, но и получить при этом профессиональный комментарий музыковеда, вашего покорного слуги.
– В декабре Collegium Musicum и вы представили две кантаты на второй день Рождества Христова: № 40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий») и № 121 «Christum wir sollen loben schon» («Христа восславим ныне»). Сейчас – четыре. И на два, о чем вы уже сказали, праздника. Что позволило вам объединить все эти кантаты, кроме того что они пропитаны отсылками к библейским текстам, в единое целое?
– Идея этого концерта состояла в том, чтобы представить слушателям музыку двух важных для жизни христианской общины дней. Второе воскресенье по Богоявлении, в которое читается евангельская история о браке в Кане Галилейской, по сути, начинает подготовку к Великому посту по завершении рождественских праздников. А воскресенье Quinquagesima непосредственно подводит верующих к началу Великого поста и обращает их мысли к его конечной точке – к Распятию Иисуса на Голгофе в Страстную пятницу. Таким образом, через музыку Баха мы начинаем понимать, как в его времена христианская община готовилась к Великому посту, что служило предметом проповеди и духовных размышлений. Многие из этих тем не утратили актуальность и сегодня – не только для христиан, но и для всех людей, независимо от их веры.
– Чуть подробнее расскажите, пожалуйста, о кантатах № 22 и № 23, впервые исполненных в один и тот же день, 7 февраля 1723 года, и на одной и той же службе – соответственно до и после проповеди – в церкви Святого Фомы. И о той роли, которую они сыграли в судьбе Баха.
– Эта пара кантат действительно имела для Баха важное значение: он предстал с ней перед властями и жителями Лейпцига на конкурсном испытании на пост кантора школы Святого Фомы и музыкального руководителя на официальных церемониях этого саксонского города, славившегося своим университетом и крупными ярмарками. Положение Баха было непростым. Он единственный из претендентов на престижную должность не имел университетского образования, а ведь ему предстояло учить мальчиков-пансионеров общеобразовательным предметам. И выбор городского совета в пользу его кандидатуры можно объяснить только страстным желанием лейпцигских меломанов слушать в церкви самую современную музыку – нарядную, полную страсти, написанную в «театральном стиле». Бах, служивший до той поры преимущественно при княжеских дворах, сумел им такие сочинения предоставить. Другое дело, что очень скоро между сторонами возникло взаимное недовольство. Бах не чувствовал поддержки своему стремлению вывести вверенный ему исполнительский коллектив на уровень современных стандартов. Власти же испытывали раздражение из-за неуживчивости своего кантора, то и дело вступавшего в разнообразные конфликты, и припоминали ему неполное соответствие должностным обязанностям: не имея возможности самому исполнять возложенные функции школьного педагога, Бах нанимал других лиц и выплачивал им часть своего жалованья.
– Ваши комментарии к кантатам – это всегда импровизация?
– Да, так и есть. Никогда не читаю по бумажке. Однако всякая импровизация должна опираться на знания и опыт, я заранее продумываю, о чем буду говорить. Даже в тот момент, когда мы составляем план концертов на очередной сезон, я не всегда точно представляю себе, что поможет мне создать единый духовный сюжет вокруг двух избранных кантат Баха. Многое приходит со временем, иногда непосредственно перед концертом. И тогда возникает совершенно удивительное чувство, что Бах помогает мне сегодня, как помогает он и нашим замечательным исполнителям.
– Вернемся назад. Автор идеи проекта – художественный руководитель и дирижер Collegium Musicum Олег Романенко. Насколько неожиданным или, напротив, предсказуемым оказалось для вас его предложение стать устным интерпретатором всех кантат Баха?
– Предсказать подобное предложение я, конечно, не мог. Но, услышав, не удивился и не колебался с принятием решения. И дело не только в том, что когда-то Олег занимался у меня в консерватории, слушал курс истории зарубежной музыки. Ко времени нашей деловой беседы на образовательном портале magisteria.ru был опубликован мой большой авторский курс мультимедийных лекций о духовных кантатах Баха. Разумеется, даже в очень подробном курсе рассказать обо всех сочинениях было невозможно, но идея напрашивалась сама собой. Тем более что 250-летие со дня смерти великого композитора, отмечавшееся в 2000 году, подарило миру несколько замечательных проектов, в рамках которых все баховские кантаты были исполнены и записаны в исторической манере. Сделать нечто подобное в России, пусть и в неспешном темпе, было моей непроговоренной мечтой, и мечты, как видите, иногда сбываются.
– Какие бы вы дали рекомендации тем, кто только начинает свое знакомство с духовной вокально-инструментальной музыкой великого немецкого композитора, – как научиться по-настоящему ее слушать и понимать?
– Я бы посоветовал прежде всего не стесняться и идти к этой музыке собственным путем. Если вас привлекают просто красивые арии и хоры, над смыслом которых вы не хотите слишком глубоко задумываться, наслаждайтесь этой красотой без задней мысли. Но, конечно, желательно понимать текст, следить за тем, о чем поется, – сделать это нетрудно, в последние годы на русском языке появилось сразу несколько замечательных переводов духовной музыки Баха, а игумен Петр (Мещеринов) изложил по-русски тексты всех духовных сочинений композитора, и его труды доступны онлайн без ограничений. Слушая музыку Баха с пониманием текста (современные исполнители произносят его весьма отчетливо), вы сами увлечетесь поиском тонких музыкальных комментариев, расстановкой смысловых акцентов, у вас появятся собственные наблюдения. И тогда грех не воспользоваться обилием информации в Интернете. Помимо моего курса лекций и отдельных публичных выступлений вы можете обратиться и к английской Википедии, где о каждой из кантат имеется достаточно подробная статья. На YouTube выложены записи под руководством выдающихся исполнителей наших дней, таких как Джон Элиот Гардинер, Филипп Херревеге, Тон Коопман и другие. И если вы живете в Москве, приходите регулярно на наши концерты – все, что в Сети можно обнаружить по отдельности, собрано здесь вместе.
– Что войдет в программу пятого, пасхального, концерта 12 апреля, если, конечно, ему не помешает карантин?
– Дать точный ответ пока не могу. Лучшие пасхальные кантаты Баха (№ 4 и № 249) уже игрались в предыдущих сезонах, но мы повторим что-то из них, возможно, в новых версиях. Ведь Бах постоянно редактировал свои шедевры, приспосабливал их всякий раз к изменившимся условиям исполнения и просто стремился достигнуть в своем творчестве совершенства. И эти разные варианты одного произведения тоже представляют немалый интерес. Но прозвучит и свежая музыка, еще не звучавшая в наших сезонах и просто редко исполняемая.
комментарии(0)