Раввин Пинхас Гольдшмидт отмечает финансовые проблемы еврейских организаций РФ. Фото агентства «Москва»
Московская еврейская религиозная община (МЕРО), деятельность которой сосредоточена в хоральной синагоге, понесла серьезную утрату. Пинхас Гольдшмидт, весной покинувший Россию, больше не занимает должность раввина Москвы и председателя раввинского суда СНГ и стран Балтии. Это тем более странно, что еще в июне собрание правления общины в очередной раз переизбрало его на эти должности. Правда, с тех пор произошли важные события. Накануне дня, когда стало известно о неожиданном «завершении контракта» духовного лидера и столичной еврейской конгрегации, Гольдшмидт шумно попрощался с Россией.
«Сообщаем вам, что контракт раввина Пинхаса Гольдшмидта завершен и он больше не занимает должность главного раввина Москвы, – такое объявление появилось на официальных информационных ресурсах МЕРО 6 июля. – Также обращаем ваше внимание, что раввинский суд продолжает работать в ведении главного раввината Израиля (и признается им)».
В публикации приводится коротенькое обращение Гольдшмидта к прихожанам: «Друзья, моя работа в России в качестве главного раввина Москвы пока завершена. Для меня было большой честью служить в Московской хоральной синагоге и работать во благо еврейской общины России все эти годы. Я желаю вам всем всего самого наилучшего, остаюсь на связи и буду рад оказать помощь и поддержку каждому из вас».
Многие обратили внимание на слово «пока» в прощальной «записке» раввина. Накануне появились утверждения, что настоящая причина отъезда Гольдшмидта из России – несогласие со специальной военной операцией в Украине. Сразу после отъезда в марте раввин утверждал, что отбыл в Израиль, и объяснил это семейными обстоятельствами.
Затем появились уточнения. В начале лета его невестка Авиталь Чижик-Гольдшмидт, как ее представляют, израильская журналистка, в своем Twitter написала, что раввин принял решение об отъезде после того, как они с супругой «подверглись давлению со стороны властей с требованием публично поддержать спецоперацию в Украине». Родственница сообщает, что Гольдшмидт улетел в Венгрию через две недели после начала известных событий. Якобы в этой стране он участвовал в помощи украинским беженцам как волонтер. И уже после этого уехал в Иерусалим.
Сам раввин высказался только 5 июля. В международном еврейском журнале «Мишпаха» появилась статья о 33 годах, проведенных Гольдшмидтом в служении московской общине, а главное – там прозвучали заявления о текущей политической ситуации в России.
Надо сказать, что выбор способа высказаться вызывает некоторое недоумение. «Мишпаха» выходит на английском языке и иврите, для русскоязычного читателя журнал не предназначен, да и тематика издания скорее социальная и семейная, чем политическая.
«Украинские евреи получают огромную помощь – и это правильно, – в частности, сказал автору статьи Гольдшмидт. – Но гораздо более крупная еврейская община России находится в большой беде. Санкции против олигархов, которые поддерживали сеть учреждений, урезали финансирование, что вызывает опасения за будущее общин». «До 24 февраля можно было держаться подальше от политики», – говорит он, но после начала спецоперации «правительство ясно дало понять, что тот, кто не выступит явно «за», должен уйти». Раввин утверждает: он получил «четкий» сигнал о том, что должен определиться с позицией, но не приводит подробностей.
Гольдшмидт отдает должное президенту Владимиру Путину: при нем в стране был подавлен антисемитизм. Отмечает и хорошее отношение российского лидера к Израилю. Однако, по мнению раввина, 90% еврейской общины не согласны с тем, что происходит в Украине. Он рассказал, что сразу после начала военных действий многие видные члены общины уехали за границу.
Раввин уточняет, что причина их отъезда не столько политическая, сколько экономическая. Результат происходящего – «экономический застой и отрезанность от мира – очень неудобен для русских евреев». «И украинскую, и российскую еврейские общины ждет более бедное будущее, – предрекает он. – Нехватка нашей сети учреждений уже сейчас в результате санкций составляет 5 миллионов долларов».
Отметим, что финансовые затруднения случались в общине еще до спецоперации. В июле 2019 года на этой почве произошла размолвка между Пинхасом Гольдшмидтом и Адольфом Шаевичем, главным раввином России по версии Конгресса еврейских религиозных общин и организаций (КЕРООР), религиозного объединения, в которое входит МЕРО. Шаевич адресовал Гольдшмидту письмо (копия есть в редакции), в котором сообщал о том, что «за последние годы практически прекратилось финансирование общины». «Нет средств на общинные программы, коммунальные платежи, заработную плату и т.п., – писал главный раввин. – Долги МЕРО только растут. За сорок лет, которые я служу в синагоге, бывали тяжелые времена, но до столь плачевного состояния община доведена впервые».
Шаевич сообщал, что привлек своих инвесторов, но настаивал на том, что ответственность за дела в общине отныне будет нести только он лично. Вскоре размолвку удалось преодолеть, однако подробностей примирения раввинов не сообщали.
Прихожане синагоги помнят еще неудачу со строительством общинного центра напротив молельного дома. В конце концов столичные власти организовали там ставший популярным у москвичей парк.
К тому времени у Гольдшмидта помимо должностей в московской общине были обязанности на международной арене. В 2011 году он был избран президентом Конференции раввинов Европы (англоязычная аббревиатура CEF). В этом качестве он выступал с критикой различных законодательных инициатив в странах Евросоюза, прежде всего запретов на кошерный забой животных. В июле 2021 года раввин даже предупреждал о возможности исхода евреев из Европы в случае роста антисемитизма. «Разница между тем, что было 100 лет назад, и тем, что происходит сегодня, в том, что евреи всегда могут уйти. Это и есть план Б», – сказал Гольдшмидт.
Прошел год, и автор этих слов действительно совершил исход, впрочем, вовсе не из ЕС. Он остается президентом Конференции раввинов Европы. В рамках организации действует раввинский суд Европы, но Гольдшмидт там не председательствует, а только участвует.
«Подавляющее большинство не захочет жить в новом Советском Союзе, изолированном от мира. Именно туда сейчас движется Россия и ее евреи», – заявил Гольдшмидт журналу «Мишпаха». Напомним, он приехал в Москву в 1989 году, то есть еще при СССР. «Существует вполне реальная угроза того, что все построенное здесь за последние 33 года может рухнуть, – предупреждает раввин. – Вот почему мы должны поддерживать общинные структуры, потому что и после Путина будет еврейская община».
Здесь самое время вспомнить слово «пока», которое Гольдшмидт вставил в текст своего короткого обращения к верующим. И статья в еврейском журнале, которая послужила прелюдией к отставке раввина Москвы, называется «Do svidanija, Russia». «До свиданья», а не «прощай»!
Конечно, это только предположения, но есть основания думать, что связи Гольдшмидта с общиной Московской хоральной синагоги не прервутся. Не следует придавать слишком большое значение чинам и иерархии в иудейском сообществе. Ко всем религиозным организациям в России принято подходить с одной мерой, которая определяется политической культурой страны. Начиная со времен Петра I государство повсеместно выстраивает властную вертикаль и принимает лишь унифицированную схему иерархии.
Однако традиционная структура еврейских общин построена не на формализованной системе должностей, а на принципе неформального лидерства. Это лидерство держится на двух столпах – познаниях в области религиозного права и финансовой состоятельности. Духовный лидер завоевывает авторитет, опираясь на эти возможности. Не кресло красит раввина, а умение договариваться с сильными мира сего.
комментарии(0)