0
1068
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

15.01.2010 00:00:00

Образ жизни как константа

Тэги: артрынок, искусство


арт-рынок, искусство Мария Рогулева: "Давление больших денег на коллективный разум ослабло".
Фото Александра Гронского

Всякий активный участник арт-рынка, который продолжает вдохновенно рассказывать об «очистительной роли» кризиса, делает над собой большое усилие. Раньше с такой же степенью убежденности дилеры любили повторять: деньги нас не интересуют, главное – это искусство. Сейчас стало ясно, что деньги интересуют всех, а заработать их на искусстве очень и очень сложно. Полгода назад, во время сентябрьской ярмарки «Арт-Москва», один из ее разочарованных участников – немецкий галерист Фолькер Диль сетовал на плохие продажи, на окончательно изживший себя формат мероприятия и на отсутствие альтернативы. Почему не устроить совершенно новую ярмарку современного искусства? Где инициатива? И где новый покупатель, где долгожданный средний класс?

Как раз когда Фолькер Диль задавал эти справедливые вопросы, инициатива бурлила на Пушкинской площади – там в здании «Известий» проходила ярмарка «Универсам». Устроили ее художники, вернее, ставший сейчас особенно перспективным подвид художников-галеристов. Нельзя сказать, что во времена изобилия этот закаленный подвид ушел в подполье. Но создается стойкое впечатление, что они дождались наконец своего часа. За эти годы слова «арт-менеджер» и «профессионализм» в отношении галерейного и ярмарочного дела постепенно перестали быть пустым звуком, а московская арт-публика изучила международные образцы – идею демократичного «Универсама» художник Максим Илюхин вывез из Стокгольма. Другой художник – Анатолий Журавлев предложил новый для Москвы формат project room.

Покинув пост арт-директора GMG, галереи с возможностями, он самостоятельно открыл на Таганке маленькое выставочное пространство под названием Aftergallery, в котором показывают работы далеко не самые дорогие и редкие, но зато художников первого ряда.

Сейчас, когда давление больших денег на наш коллективный разум ослабло, накопленные идеи начинают наконец воплощаться в реальные проекты. Оказалось, что можно обойтись и без серьезных денежных вливаний – жаль только, что для осознания этого потребовалось исчезновение со сцены многих спонсоров.

А если уж зашла речь о серьезных людях, то и они предпринимают попытки поработать со средним классом, пускай в своих собственных целях – в самом конце прошлого года в ЦУМе прошла ярмарка СПУТНИК АРТ ЦУМ. Там предлагались работы современных художников по самым демократичным по меркам ЦУМа ценам – от 200 до 5000 евро, причем, по словам организаторов, художники получили 70% от продажи работ.


На арт-рынке выигрывает либо репутация, либо новый формат.
Синди Шерман. 2007.
Фото из каталога Art Basel Maimi

Удивительно то, с какой легкостью эти пока редкие примеры вписываются в мировые тенденции. Для нас такая естественная причастность к мировому процессу – вещь исключительная, до сих пор подобный опыт пытались скорее насаждать. Сейчас универсальный закон художественного рынка можно сформулировать так: побеждает или самая устойчивая репутация, или более гибкий, иногда совершенно новый формат. И более гибким чаще всего оказывается не самый богатый. Этот закон заработал и на нашей территории.

На аукционном рынке после основательного «очищения» наша изоляция от общих трендов тоже перестает бросаться в глаза, но по другим причинам. Пока на мировых аукционах били рекорды актуальные художники, знаменитые 5,8 млн. долл. за Кабакова так и остались нашей единственной гордостью. Теперь же, когда продажи современного искусства на торгах ведущих аукционных домов упали в разы, а старые мастера, наоборот, демонстрируют рост, исключительные успехи Фаберже уже не вызывают у поборников современного искусства слишком сильного негодования. Такая реакция рынка на устойчивую репутацию вполне естественна. А если наш пациент адекватно реагирует на внешние раздражители, то он, безусловно, жив.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1023
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
998
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1260
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1023

Другие новости