Светлана Медведева и королева София на открытии «Прадо в Эрмитаже».
Фото Reuters
«Рубины, сапфиры и алмазы┘ Стекляшек здесь нет!» – так Михаил Пиотровский охарактеризовал выставку «Прадо в Эрмитаже», открывшуюся в присутствии президента России Дмитрия Медведева и короля Испании Хуана Карлоса. Событие ознаменовало собой официальное начало Года России–Испании, обещающее по насыщенности не уступать предыдущему французскому году (планируется провести около 350 культурных, научных и инвестиционных мероприятий).
Выставка разместилась в огромном Николаевском зале площадью почти в один квадратный километр. Ее состав впечатляет: 66 произведений Эль Греко, Босха, Гойи, Веласкеса, Рубенса, Тинторетто, то есть всего того, что увидеть в России сложно или практически невозможно. Впрочем, не следует верить анонсам, обещающим, что после этой выставки Прадо можно не посещать. Привезли, конечно, далеко не все шедевры. Жаль, например, что до России добрались всего три работы Веласкеса, причем не лучшие. А из всей потрясающей коллекции Гойи (140 картин!) испанцы представили тоже лишь три произведения – «Портрет маркизы де Санта Крус» в виде музы, портрет Фердинанда VII (того самого, что основал Прадо) и картон «Сбор винограда» для шпалерной мануфактуры, представляющий ранний, так называемый гобеленовый период Гойи. В 1980 году на другой выставке из собрания Прадо, также проходившей в Николаевском зале Эрмитажа (тогда он еще назывался Большим), был потрясающий Гойя, которого петербуржцам не забыть, – «Жмурки», «Зонтик» и «Праздник Сан-Исидоро». А в середине 1990-х в Испанском кабинете в рамках цикла выставок «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» показывали двух его знаменитых мах – обнаженную и одетую. И это тоже было для Петербурга событием исторической важности.
Впрочем, и того, что привезли, хватит, чтобы подписаться под словами директора музея Прадо – обаятельного Мигеля Сугасы, назвавшего эту выставку очень «прадовской». «Идея этой выставки возникла у нас в прошлом году, во время визита Дмитрия Медведева в Мадрид, – рассказал сеньор Сугаса журналистам. – Он посетил с супругой наш музей и был сильно впечатлен его коллекцией. Вот тогда мы и решили, что надо обязательно показать наши шедевры в России, в Эрмитаже. Король и королева, которые идут по стопам своих предшественников, покровительствуя искусству, сразу поддержали этот проект. Когда мы готовили выставку с эрмитажными коллегами, мы не дрались, не ссорились и даже почти не спорили. Мы были едины во мнении, что надо не просто показать лучшие картины, а создать у зрителя впечатление, что он перенесся из Эрмитажа в Прадо».
Главным мотивом выставки можно смело назвать портреты – известно, что испанская живопись особенно славится высочайшими достижениями в этом жанре. На выставке портретов множество, и в основном это, конечно, королевские особы, начиная от Карла V – императора Священной Римской империи. Этот великолепный портрет короля с собакой кисти Тициана встречает публику. Правда, его величество не смотрит на нас – его взгляд обращен куда-то влево (этот прием был в то время новаторским для парадного портрета – прежде персонажи смотрели зрителю прямо в глаза). Выдержанный в теплых золотистых тонах портрет словно излучает свет, да и сам император, которого при жизни сравнивали с Александром Македонским, предстает скорее не владельцем полумира, а человеком, причем довольно симпатичным.
Королей в Николаевском зале собралось много – Габсбурги, Бурбоны, Медичи, Бонапарты. Но если выйти в галерею русского искусства, расположенную прямо за Николаевским залом, и посмотреть на развешанные на стенах портреты русских царей, можно заметить, насколько Романовы были представительнее и красивее. Испанские художники никогда не льстили своим моделям. Не делал этого ни Диего Веласкес, бывший придворным художником короля Филиппа IV, ни Франсиско Гойя, чей парадный портрет семьи Карлоса IV – почти карикатура. Написанная Веласкесом королева Марианна Австрийская, вторая жена Филиппа IV, совсем нехороша – анемичное одутловатое лицо с выпуклым лбом и маленькими глазами не спасает даже обилие румян и пудры. Но какое это имеет значение? Ведь ее портрет кисти великого художника буквально завораживает даже того, кто ничего не понимает в искусстве, потому что на картине – сама жизнь. Да, стекляшек на этой выставке, конечно, нет.
Помимо портретов привезли Босха, которого в Прадо много, и притом отменного. Правда, большие работы везти не рискнули, ограничились сатирической зарисовкой «Извлечение камня глупости», но и она впечатляет. Приехал и прекрасный Эль Греко, работы которого не способны передать никакие репродукции. Его известнейшие полотна – «Портрет неизвестного с рукой на груди», «Святое семейство с Иоанном Крестителем» и «Христос, обнимающий крест». Поименно можно назвать и остальные красоты новой экспозиции, но лучше просто посетить ее, тем более что выставка продлится до мая.
Уже сейчас можно говорить о том, что этот проект станет скорее всего главным выставочным событием года. Достойным симметричным ответом испанским коллегам будет экспозиция из эрмитажного собрания, которая поедет в Прадо. Как рассказал Михаил Пиотровский: «Мы покажем скифское золото, греческое золото, «Святого Себастьяна» Тициана, Клода Моне, Сислея, «Разговор» Матисса, нескольких Пикассо, «Композицию № 6» Василия Кандинского, «Черный квадрат» Малевича┘». Без сомнения, эта выставка произведет фурор в испанской столице.