0
3285
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

01.04.2011 00:00:00

Свет его очей

Тэги: фильм, премьера, москва


фильм, премьера, москва "Мадам Лидия" – история непростой судьбы.
Афиша фильма

В Москве состоялась премьера фильма «Мадам Лидия. Русская модель французского гения», посвященного Лидии Делекторской, подруге и музе Анри Матисса, которой в прошлом году исполнилось бы 100 лет. Делекторская была верным другом великого художника на протяжении 20 лет, Матисс изобразил ее на сотнях рисунков и живописных полотен. А чтобы изучить ее судьбу, автор фильма, кинодокументалист Олеся Фокина работала во французских архивах, встречалась с людьми, лично знавшими Делекторскую. В итоге получилась пронзительная и немного печальная история, о которой Олеся ФОКИНА рассказала Элле МИТИНОЙ.

– Олеся, ты, снимая фильм, досконально изучила биографию Лидии Делекторской. Расскажи, как она оказалась во Франции, а потом и у Матисса?

– Лидия Николаевна родилась в Томске в 1910 году. Ее отец был педиатром, семья жила в полном достатке. После революции все в одночасье рухнуло, мать и отец умерли в Гражданскую войну, 13-летнюю Лидию забрала к себе в тетка. Чуть позже она попала во Францию, где неудачно вышла замуж, развелась и, пытаясь свести концы с концами, искала хоть какую-то работу. Как-то в Ницце на столбе она увидела объявление, в котором говорилось, что неведомый ей художник Анри Матисс ищет натурщицу для работы над картиной «Танец». Так Лидия впервые оказалась у Матисса. После окончания работы заболела мадам Матисс и Лидия стала сиделкой. Позже молодая русская женщина начала вести домашнее хозяйство, помогать воспитывать детей, а затем стала постоянной натурщицей мастера.

– Как произошел разрыв отношений с Амели, супругой Матисса? Наверняка это было очень тяжело для всех.

– Конечно, Амели пережила настоящую трагедию. Она прожила с Матиссом 39 лет, родила троих детей, была ему по-настоящему преданна. В течение многих лет, когда его картины еще с трудом продавались и он был никому не известен, Амели зарабатывала семье на жизнь, вела хозяйство, вечерами служила моделью своему мужу. И вот после стольких лет бескорыстной преданности она должна была уйти из дома, поскольку поняла, что в жизни Матисса появилось что-то действительно серьезное, что не было мимолетным увлечением. Этот разрыв отнял у нее статус жены художника, лишил гордости. Однако Матисс никогда не разводился с Амели, не хотел тяжб и скандалов и уже при жизни завещал все имущество законной семье.

– Чем же Делекторская так покорила художника? Молодостью?


Анри Матисс. Портрет Лидии Делекторской. Из собрания Государственного Эрмитажа

– Не только. Поначалу Лидия как женщина ему не очень нравилась – он любил южанок, женщин ярких и знойных. В Лидии были спокойная красота и достоинство русской женщины, которые он оценил чуть позже. Но совместная работа – а Лидия во время сеансов сидела в 50 сантиметрах от Матисса – невероятно сблизила 63-летнего художника и его 22-летнюю модель. И постепенно он уже буквально не мог без нее обходиться, скучал, если не рисовал ее. Только Лидии он поручал покупать краски, выбирать камень для будущих скульптур, готовить картины к работе, перевозить клетки с птицами и огромные банки из-под королевского табака, которые он всегда брал в путешествия. Матисс говорил о Лидии, что она была светом его очей. На одном из рисунков, на котором он изобразил свою подругу, Матисс написал: «Лидии, у которой нет крылышек, но которые она, безусловно, заслуживает».

– Что, в свою очередь, привлекло Делекторскую в Матиссе?

– Как утверждала Лидия Николаевна, он был для нее единственным смыслом жизни. Она пришла к нему «чистым листом», человеком, не знающим живописи. Она была золушкой, принадлежала к другому кругу общества. Матисс познакомил ее с выдающимися художниками своего времени, говорил с ней об искусстве, образовывал ее. Ее уважали и ценили за ум и достоинство самые знаменитые люди того времени. Пикассо называл ее «Голубая Лидия». Делекторская после смерти Матисса стала самым большим знатоком его живописи, с ней советовались крупнейшие искусствоведы. В отличие от Пикассо, который сохранял все рисунки и наброски, Матисс уничтожал все, что считал недостойным. Лидия не могла допустить того, чтобы даже неоконченные или неудавшиеся рисунки просто исчезали: она их все фотографировала. Благодаря ей искусствоведы получили бесценный материал, отражающий все этапы создания работ Матисса.

– Наверное, кто-то мог упрекнуть Лидию в корыстности ее отношений с Матиссом. Ведь он дарил ей свои картины, он ее одевал в прекрасные наряды, всюду брал с собой.

– О том, чтобы ни один человек не заподозрил ее в какой-то расчетливости, Лидия заботилась с первой минуты их отношений. Дважды в год Матисс дарил ей картины, но она брала с него расписки, чтобы никто не подумал, что она присваивает себе шедевры. Делекторская сама покупала рисунки, скульптуры, живописные полотна Матисса. Она была очень гордым и независимым человеком. Конечно, ее тяготил неясный статус подруги и помощницы художника. Однажды Матисс ей сказал: «Мадам Лидия, я вижу, как вам тяжело, и, если вы хотите (а они до конца дней оставались на «вы»), я готов развестись с госпожой Матисс». Но Лидия ответила решительным отказом: она знала, каких сил будет стоить больному художнику бракоразводный процесс.

– Делекторская подарила ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажу более 200 эскизов, рисунков, картин, книг и скульптур Матисса.

– Она всегда скучала по России, думала о возвращении туда. В 1945 году, когда кончилась война, решила преподнести своей родине «большой букет цветов» – какие-нибудь рисунки Матисса. Художник горячо одобрил эту ее идею, и первый дар отправился в Эрмитаж. Затем дары музеям стали постоянными. Стыдно рассказывать, но, передав около двух сотен работ Матисса крупнейшим музеям страны, Лидия Николаевна получила отказ советского правительства в ответ на ее просьбу о возвращении гражданства. Дары стоимостью в сотни миллионов долларов оказались личным делом русской эмигрантки Делекторской.

– В фильме говорится, что Матисс умер у нее на руках. Что произошло потом?

– Еще накануне Матисс сделал несколько карандашных набросков Лидии, а наутро его не стало. Лидия закрыла дверь и вышла из квартиры, взяв с собой только то, что принадлежало лично ей. Днем в квартиру вошла мадам Матисс. Без Матисса Лидия Николаевна прожила еще 44 года. У нее больше никого никогда не было, и вся ее жизнь была посвящена только памяти художника. Она издала его работы – два огромных фолианта по полторы тысячи страниц в каждом, создала музей на родине художника в Ле Като-Камбрези, помогала всем выставкам художника, была главным специалистом по Матиссу по всему миру. При этом вела почти нищенскую аскетическую жизнь, экономила каждую копейку. В последние годы, например, отказалась от мяса, поскольку у нее были проблемы с зубами, а на стоматолога не хватало средств.


Анри Матисс и Лидия.
Фото из архива Олеси Фокиной

– Но при этом у нее были картины Матисса, которые она могла бы продать?

– Да, и каждая из них стоила миллионы. Как-то, проезжая мимо замков Луары, она бросила знакомым: «Если бы я даже продала один рисунок господина Матисса, я могла бы купить любой из этих замков». Но ни одной картины, ни единого рисунка или скульптуры ею не было продано. Все они были подарены музеям Москвы и Санкт-Петербурга. Себе в конце концов она оставила только рубашку Матисса, с которой просила ее похоронить, и одно бальное платье, которое ей когда-то подарил художник. Лидия Николаевна даже просила снимать свое имя дарительницы, чтобы оставаться для посетителей музеев анонимным лицом.

– Делекторская покончила с собой, когда ей было 84 года.

– Она и раньше хотела свести счеты с жизнью. Лидии не хватало человеческого тепла, участия людей, которые были вокруг нее, обыкновенного доброго слова. Те, с кем я разговаривала в Париже о Делекторской, были милыми, воспитанными людьми, но столь же холодными и равнодушными. В тот мартовский день 1998 года она в шесть утра позвонила в кафе, в котором много лет столовалась, узнать о том, какое будет на обед дежурное блюдо. Разве ее интересовало меню? Ей просто не с кем было поговорить. А потом она покончила с собой. Никто ни тогда, ни сейчас не мог объяснить до конца ее поступка. Возможно, что когда у нее больше не осталось ни одной работы художника, когда она издала все, что могла издать, открыла все музеи и выставки, жизнь показалась ей бессмысленной.

– Что же все-таки в этой женщине, о которой ты узнала за время работы над фильмом так много, тебя тронуло больше всего?

– Ее способность понимать гения, жертвенность, умение подавить свое эго во имя другого, ее невероятная высота духа. Ее история – это история великой души, в каком-то смысле недосягаемой. Однажды внук Поленова, с которым она была в хороших отношениях, сказал ей: «Мадам Лидия, вы так одиноки. Может быть, вам нужна чья-то помощь?» Гордая Лидия ответила: «Когда мне понадобится эта помощь, я уйду к нему» – и показала пальцем наверх. Ну, кто ей мог в этой жизни заменить Матисса, кто мог стать с ним вровень? Она это понимала лучше других. И в какой-то момент сделала свой выбор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1056
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
853
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1019
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
680

Другие новости