0
1626
Газета Персона Интернет-версия

21.10.1999 00:00:00

Сеанс магии с последующим разоблачением


Жак Сегела. Национальные особенности охоты за голосами. Так делают президентов. - М.: Вагриус, 1999, 262 с.

СВОЕОБРАЗНАЯ "презентация" новой книги Жака Сегела, знаменитого "создателя" президентов, главы крупнейшего в Европе рекламного агентства "Евро-РССЖ" состоялась в конце сентября на факультете журналистики МГУ. Представлял ее сам автор, в активе которого несколько удачных предвыборных кампаний, которые привели в свое время к власти и Франсуа Миттерана (Франция), и Франца Враницкого (Австрия), и Йожефа Анталлу (Венгрия), и Желю Желева (Болгария), и многих других.

Книгу открывает предисловие Сергея Лисовского (вошедшего не так давно в новый состав директоров телекомпании "ТВ Центр"), оно настолько обширно, что сразу вспоминается, как иронизировали в свое время над Бернардом Шоу - его ремарки в пьесах были так длинны, что после их чтения отпадала необходимость в самой книге.

Разумеется, все пришли послушать выступление самого Жака Сегела. Год назад он уже выступал на факультете, посвятив свою речь в основном рекламе коммерческой. В этот раз все слушали затаив дыхание. Магия речи удесятерялась, как раз по числу упоминаемых им "клиентов", которые с его помощью штурмовали высоты власти, и небезуспешно. Рецепт прост, формулировка кратка: успех кампании обеспечивает продукт, а не кампания - успех продукта. Главное - нащупать пульс общества с помощью опросов общественного мнения и определить его тонус. В прошлом году Сегела выразился еще образнее - надо поставить на лошадь, которая имеет шансы выиграть.

Но вот что интересно: моя профессиональная привычка формировать досье и испортила мне весь праздник. Дело в том, что я храню давнишнюю вырезку из "Известий" со статьей тогдашнего собственного корреспондента этой газеты во Франции Юрия Коваленко (от 22.09.94), который, кажется, первый познакомил широкую читающую публику с этим человеком. Интервью Сегела было озаглавлено вполне в журналистском духе: "Король рекламы, который знает, как стать президентом России".

В ходе интервью Жак Сегела, рассказывая Юрию Коваленко о своих клиентах, упомянул Леха Валенсу, которого он считал "самым одаренным своим клиентом". Восхищаясь им, Сегела привел для иллюстрации конкретный пример. Далее я цитирую статью Коваленко: "На одном из предвыборных митингов польского лидера "Солидарности" Леха Валенсы вдруг отказал микрофон. Валенса, обратившись в зал, поинтересовался, не найдется ли у кого-нибудь отвертка. Отвертка нашлась. Со словами: "всем я должен заниматься в Польше" Валенса на глазах у публики устранил поломку. После чего в глубине зала поднялся человек и спросил у Валенсы: "Неужели ты действительно думаешь, что электрик может управлять государством?" Последовал незамедлительный ответ: "Кто-то же должен дать свет нашей стране!" На следующий день на другом митинге та же сценка была разыграна с не меньшим блеском".

Я в своих работах уже успела прокомментировать этот факт, справедливо полагая, что, если представить себе, что та же сценка была разыграна в третий раз, да еще попала в качестве критической мишени "на зуб" критикам (ведь отслеживание "фактологических" ошибок и разного рода несуразностей - это одна из задач предвыборного штаба политического лидера!), это было бы типичным примером того, что "от гениального до смешного один шаг". Кстати, в рекомендациях для лидера, осуществляющего свою публичную деятельность, специально оговаривается методика "освежения" речи, текста выступления на предмет тех случаев, если в аудитории оказываются "энтузиасты", которые пришли на выступление не в первый раз. Дело в том, что такие случаи, как дублирование удачной мизансцены Лехом Валенсой, - наиболее красноречивый пример манипуляторского обращения со своей аудиторией.

Но как видно, тогда эта ситуация не очень смущала сотворца этой мизансцены (авторство тут труднодоказуемо, исполнитель пожинает все лавры).

И что же мы услышали в этот раз? С тех пор воды много утекло, и Жак Сегела в качестве консультанта чуть позже обеспечил победу на выборах преемнику Валенсы - Александру Квасьневскому. Ничтоже сумняшеся, он приводит этот пример с манипулированием Валенсы как ту ложь, которая лишь выгодно оттенила имидж Квасьневского. Вот уж поистине - чума на оба ваши дома - и на противников, и на их консультантов. Вовремя назвать белое черным, а черное белым - искусство, надо признаться, не всем доступное.

Тут мое доверие к Сегела пошатнулось. И стали чудиться сюжеты и вовсе фантастические - зачем это автор так много внимания уделяет Борису Ельцину, герою его "несостоявшегося" романа? Двадцать одну страницу из всех двухсот, столько же, сколько, например, победившему Враницкому. И какого текста! Сколько подробностей! Спешите читать! До него далеко и итальянской газете со своими документами, и другим иностранным изданиям... Можно подумать, что Сегела все эти годы собирал досье на своего героя - необходимая часть работы для обеспечения предвыборной кампании... Вспомнился мне рецепт самого Сегела, озвученный им в ходе последней лекции - не упоминать претенденту имя своего оппонента. Но ведь возможна и обратная комбинация - не упоминать того, кому эта антиреклама автоматически служит рекламой.

Надо было еще видеть начало лекции. За длинным столом президиума было несколько стульев - для декана факультета, переводчиц и самого мэтра. Вы не поверите: под ним стул подломился, и Сегела с шумом упал на пол! Бедный мэтр! Так сильно упасть... Мне было так его жалко. А вдруг это российские особенности охоты за голосами?

Но дальше было еще интереснее. В эти же один-два дня прошел сюжет по "ТВ Центру", где Жак Сегела высказался, что он никого, кроме Юрия Лужкова, мэром Москвы не видит. То есть профессионал-консультант (неважно, будет он или не будет осуществлять рекламную кампанию Лужкова) уже выразился однозначно. А может, эту кампанию уже и не надо осуществлять? Дескать, поверьте на слово. Надо сказать, это своеобразное "ноу-хау" Сегела - но для очень слабо развитых стран.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1511
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1715
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1819
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4156

Другие новости