0
9533
Газета Персона Интернет-версия

13.03.2014 00:01:00

Бессилье властвующих элит

Тэги: столович, нилогов, беседа


столович, нилогов, беседа

Леонид Столович ввел понятие «системного плюрализма». Фото Альмы Патер

Леонид Столович исследовал проблемы теории и истории аксиологии, особенно, эстетической ценности, моделирование эстетического отношения. В 1980-х изучал историю кантовского архива в Тартуском университете (так называемая Тартуская Кантиана, которая в 1895 году была передана в Германию для издания академического собрания сочинений Канта и так и не возвратилась в Тарту). Философ обнаружил ее в Берлине. С 90-х годов прошлого столетия Столович занимался историей русской философии и общефилософскими проблемами, такими как соотношение мудрости и знания, диалога и диалектики. Он ввел в обращение понятие «системный плюрализм». 14 ноября 2013 года философ скончался. Незадолго до смерти с Леонидом СТОЛОВИЧЕМ побеседовал Алексей НИЛОГОВ.


– Леонид Наумович, что вы можете сказать о современной русской философии? Следите ли вы за ее трендами? И каких наиболее авторитетных представителей можете назвать?

– Современная русская философия, несомненно, находится в поле моего внимания. Сам я не отделяю себя от нее, хотя обстоятельства моей жизни сложились таким образом, что я, будучи петербуржцем в четвертом поколении, пережив самое трудное время Ленинградской блокады, вынужден был покинуть свой родной город после окончания философского факультета Ленинградского университета в 1952 году. С 1953 года я живу в эстонском городе Тарту и работаю в Тартуском университете, имеющем не только шведские, немецкие, эстонские, но и русские традиции. Поэтому лучше сказать, что я не слежу за современной русской философией, а оглядываюсь на своих предшественников и коллег-современников, включенных так же, как и я, в русскую культуру вне зависимости от их места проживания. Но за всем, что называется, не уследишь. Область современного философского знания обширна. По мере моих возможностей я особенно интересуюсь тем, что происходит в таких областях философии, которыми сам занимаюсь непосредственно. Это аксиология, эстетика, история русской философии в тех направлениях, которые меня особенно интересуют в определенное время, связь философии и поэзии. В каждой из этих областей имеются наиболее интересные, с моей точки зрения, творчески работающие мыслители. В истории русской философии, например, это Сергей Хоружий, Игорь Евлампиев, Владимир Кантор, Татьяна Артемьева. В эстетике – покойный Моисей Каган, Юрий Борев, Вадим Прозерский, искусствовед Борис Бернштейн. Ценю оригинальные труды Александра Эткинда, Михаила Эпштейна, Ильи Смирнова. Современного «властителя дум» у меня нет. Был Алексей Лосев, с которым за четверть века до его кончины у меня были очень добрые отношения. 40 лет я был в дружбе с Юрием Лотманом, но меня привлекали не столько его философские размышления, сколько конкретные литературно-семиотические и культурологические исследования.

– Разделяете ли вы тезис Френсиса Фукуямы о том, что вместе с концом истории закончилась и история философии?

– Я не разделяю концепцию конца истории Фукуямы и соответственно не считаю, что история философии заканчивается.

– Смогли бы вы написать альтернативную историю русской философии? Ведь не секрет, что в истории отечественной мысли немало неполиткорректных идей и имен.

– Ту альтернативную историю русской философии, которую я мог написать, я написал. Это «История русской философии. Очерки» (2005). В процессе работы над книгой я руководствовался разработанной мною методологией «системного плюрализма», считающей правомерным сочетание в одной концептуальной системе различных принципов и начал, в том числе материализма и идеализма. На мой взгляд, в аспекте «системного плюрализма», в отличие от марксистско-ленинского принципа партийности, можно наиболее объективно представить философские воззрения того или другого мыслителя, вникая в логику его рассуждений, вне зависимости от их неполиткорректности или политкорректности. Правда, государственное издательство, в котором готовилась к печати моя книга, настоятельно просило меня не вторгаться на минное поле советского прошлого, хотя мною были написаны соответствующие разделы истории русской философии, начиная с Ленина и Троцкого и заканчивая нашими днями. Поставленный перед дилеммой: издать значительную часть своего 11-летнего труда или вообще отказаться от его издания (найти другого издателя для книги, требующей больших финансовых затрат, для меня не представлялось возможным), я решил пойти на компромисс. Он заключался в том, что я по настоятельной просьбе редактора прервал изложение истории русской философской мысли, в том числе и марксистской, перед советским периодом. Некоторым оправданием этого компромисса служило то, что во многих разделах книги я вполне однозначно определил свое отношение к советскому строю и обслуживающему его марксизму-ленинизму (я не мог не писать об этом в очерках о Густаве Шпете, Павле Флоренском, Льве Карсавине, физически уничтоженных советской властью, об арестованных и сосланных ею Алексее Лосеве и Михаиле Бахтине, о травле Александра Богданова). Однако все написанное мною было восстановлено в польском издании книги в переводе Богуслава Жилко. Но еще в 1994 году вышла моя книга «Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии», в которой впервые была рассмотрена история аксиологической мысли в России. И хотя книга была издана в упомянутом московском издательстве, в начале 1990-х годов оглядки на прошлое еще не было, и мой текст был полностью сохранен.

– Как вы считаете, достаточно ли у современной философии интеллектуальных сил для влияния на умы элит?

– Ответ на этот вопрос предполагает определение, о каких элитах идет речь. Если иметь в виду «духовную элиту», то ее понятие требует конкретизации. Под нею можно понимать «интеллигенцию», опять-таки трактуемую неоднозначно. На новое поколение людей интеллектуального труда, выросшее в постсоветское время, по моим наблюдениям, большее влияние оказывает современная зарубежная философия и уже через ее призму – русская, которая уже доступна в полном объеме. Для людей, сформировавшихся в Советском Союзе, не перестает быть актуальным вопрос об отношении к марксизму в разных его вариантах. Оно и понятно, ведь курс марксистско-ленинской философии был обязательным предметом во всех высших учебных заведениях и входил в состав так называемого кандидатского минимума для аспирантов и соискателей всех специальностей. Но следует иметь в виду, что этот курс преподавался далеко не однозначно различными преподавателями и исследователями марксистской философии. Что касается властвующей элиты, то она в современной философии отбирает то, что ей прагматически пригодно для осуществления своей власти. Этим, по-моему, объясняется влияние такого эпигона евразийского движения и геополитики, как Александр Дугин, которого не принимают не только академические философские круги, но и более откровенные националисты. Мне представляется, что не столько у современной философии недостаточно интеллектуальных сил для своего влияния на умы властвующих элит, сколько у властвующих элит недостаточно интеллектуальных сил для того, чтобы на них существенно влияла современная философия.

– Можно ли считать русскую философию избыточным продуктом русской литературы?

– Русская философия, конечно, теснейшим образом связана с русской литературой, как прозаической, так и поэтической. Неслучайно именно русская литература на протяжении всего XIX века была своеобразной формой философии в России, получившей признание и за ее пределами. Философия была, фигурально говоря, «ферментом» литературы, а не ее «избыточным продуктом». Что касается следующего века, то здесь многое зависит от своеобразия таланта писателя и его философской образованности или литературного таланта философа. Это свойственно любой литературе, а не только русской.

– Какой из русских философов, на ваш взгляд, оказал самое негативное влияние на развитие отечественной философии?

– Самое негативное влияние на развитие отечественной философии оказали те философы, которые были причастны к селекции русской философии на «прогрессивную» и «реакционную» с соответствующими организационными и идеологическими выводами, начиная от высылки выдающихся мыслителей на «философском пароходе» и репрессий против тех, кто оставался в стране, с запретом на знакомство с творчеством и тех и других, и заканчивая теми, кто составлял учебные программы и писал учебники по столь искаженной истории философии. В поле покровительственного внимания оставались так называемые воззрения русских «революционных демократов», рассматривавшиеся в качестве предшественников марксизма-ленинизма в России. При этом их труды (Белинского, Герцена, Чернышевского) подвергались искажениям: изымались все острые углы, не стыкующиеся с официальной точкой зрения, портреты этих действительно выдающихся личностей ретушировались до неузнаваемости. Что касается собственно русской философии, то, при всем ее разнообразии и существовании полярных позиций по собственно философским и социальным проблемам, я не могу назвать кого-либо, кто оказал самое негативное влияние на развитие отечественной мысли. Это не означает, что мера моего личного отношения ко всем философам одинакова. Но в своей книге по истории русской философии я свои симпатии-антипатии не навязываю.

– Какое определение вам кажется наиболее адекватным: «русская философия», «российская философия», «философия в России»? Или у вас есть свое определение?

– Наиболее адекватным мне представляется определение «русская философия». Оно соответствует существующим делениям национальных ветвей философской мысли на немецкую, французскую и т.п. То, что целый ряд видных и выдающихся философов, таких как Семен Людвигович Франк, Федор Августович Степун, Владимир Францевич Эрн, Лев Исаакович Шестов и другие, не имели русского этнического происхождения, в данном случае значения не имеет, ибо они были включены в русскую культуру. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
999
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2830
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1598
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1966

Другие новости