0
4151
Газета Персона Интернет-версия

01.09.2016 00:01:00

Урок все-таки веду я!

Тэги: школа, детство, учеба, 1 сентября, физика, химия, физкультура, каникулы, день победы, комсомол, наполеон


картина
Оценки в дневнике
можно и подделать.
Кузьма Петров-Водкин.
Девочка за партой. 1934.
Астраханская государственная
картинная галерея им. П.М. Догадина

Татьяна Булатова, писатель, историк:

– Традиционно День знаний считается праздником молодого поколения: школьники, студенты. В вузах примерно тот же сценарий, что и в школах, но уже пафоса поменьше. Понятно, что главное лицо в этот день – студент-первокурсник. Как правило, 17–18 лет от роду. Но однажды мне пришлось вручать студенческий билет «возрастному» студенту, за спиной которого помимо жены стояли несколько детей, в том числе и старшего школьного возраста. В их число входили и братья-близнецы. Именно им я и попыталась первоначально всучить красную книжечку с подходящей фамилией, искренне недоумевая, почему в наличии только одна. Вторую я продолжала искать до тех пор, пока эти двое, устав от моей нерасторопности, дружно не заорали: «Это не нам! Это папе!» Папа, похоже, был старше меня. Вывод напрашивался сам собой: День знаний актуален для любого возраста.

Владимир Вишневский, поэт:

– Школа была для меня не вторым домом, как нас убеждали, а скорее школой выживания, постоянного преодоления опасностей, большую часть из которых правда я создавал себе сам. Так, именно здесь состоялось одно из первых моих испытаний как будущего шоумена. Когда я учился в девятом классе, мой брат – артист, колесивший по всей стране, из гастролей, кажется, по Коми привез мне настоящие лапти. Подарок пришелся мне по душе и, повертевшись какое-то время перед зеркалом, я загорелся показать обновку друзьям. И не нашел ничего лучше, чем прийти в этих лаптях на урок физкультуры. Думаю, представляете, какое впечатление я произвел на своих товарищей, появившись в таком виде на волейбольном поле. Весь класс покатывался со смеху, наблюдая за тем, как в течение 45 минут я с «ловкостью» сказочной кикиморы скользил по физкультурному залу. Но главный урок преподнес мне учитель физкультуры, который не обратил на мою дерзость абсолютно никакого внимания.

Ольга Карпович, писатель:

– Честно сказать, я не слишком любила школу. Любые коллективные мероприятия как учебного, так и развлекательного толка были противны моей диковато-бродяжьей натуре. Однако в памяти остались, разумеется, какие-то забавные воспоминания о школе, моих одноклассниках и учителях. К примеру, один из моих одноклассников, выбравший местом своей дислокации последнюю парту, отличался тем, что все уроки напролет слушал в плеере последние хиты, отбивая ритм башмаками под партой. Временами на уроках происходили забавные диалоги между учителем и учениками, которые я иногда даже записывала на последней странице тетради.

Виктор Коклюшкин, писатель-сатирик:

– Когда учился в школе, у меня было ощущение, что я сижу не на последней парте, а еще дальше – где-то там за стеной. Настолько отдаленно я воспринимал все то, что происходит в классе. Учился я так себе, вполсилы, только чтобы меня из школы не выгнали. То есть старался играть в эти школьные игры так, чтобы это не мешало моему главному делу. А главным моим делом было – гонять голубей. Причем не в переносном смысле, а в прямом. У меня была своя голубятня между Сретенкой и улицей Кирова, поэтому я постоянно должен был о своих птицах заботиться: кормить их и гонять. Судьба моих голубей сложилась почти как в кинофильме «Прощайте, голуби». После 8-го класса я пошел работать на фабрику и раздал своих питомцев друзьям и знакомым. Причем некоторых птиц отдал специально подальше в Подмосковье, чтобы они не смогли ко мне вернуться, но все равно большинство, где-то процентов 70, прилетели обратно, некоторые даже через год или полтора.

Галина Куликова, писатель:

– Когда мне было пять лет, я впервые очутилась в школе на настоящем уроке. Маме не с кем было оставить меня дома, и я отправилась в класс вместе со своей старшей сестрой Сабиной. Ее учительница, добрейшая женщина, посадила меня за отдельную парту с альбомом и большим набором цветных карандашей. Предварительно сестра провела «инструктаж», объяснив мне, что такое урок и какая это замечательная профессия – учитель! Я очень вдохновилась и с волнением следила за всем происходящим вокруг. Наконец прозвенел звонок, дети выбежали в коридор на переменку, кто-то отвлек учительницу, а я села на ее место. Тут-то я и почувствовала себя самой могущественной учительницей на свете! Не помню, сколько оценок я успела проставить в классном журнале, но точно знаю, что получила огромное удовольствие от процесса. Когда меня застукали на месте преступления и сняли с моего «трона», я была совершенно счастлива. Правда, настроение мне потом здорово испортили. И с тех пор я никогда больше не мечтала стать учительницей.

Георгий Ланской, писатель:

– Когда я учился уже в выпускном классе, мне поручили провести концерт, посвященный первомайскому празднику. Концерт состоялся: я и моя соведущая Нина его провели и с чувством глубочайшего удовлетворения разошлись по домам. Спустя неделю нас внезапно огорошили известием, что нужно провести еще один концерт с точно такой же программой, но на сей раз к празднованию Дня Победы. Напугать нас это не могло, но было слегка не по себе оттого, что все решилось в последний момент. Как оказалось, помимо нас педагоги не предупредили и главное действующее лицо мероприятия – школьного баяниста. И тот прибыл на праздник, уже хорошо поддавши. Едва мы вышли на сцену, как я случайно поглядел на баяниста. Это было нечто, не поддающееся описанию – какая-то медуза, растекшаяся над баяном, с бессмысленными глазенками, которые никак не могли сфокусироваться в одной точке. Я подавился словом, задохнулся и начал истерически хохотать. Рядом забилась в припадке смеха Нина. Зал недоумевающее смотрел на двух смеющихся идиотов. Кое-как мы дочитали остальной текст и ушли за кулисы. На сцене показались дети с патриотическими стишками, но их почти не было слышно, потому что за кулисами мы продолжали гоготать и не могли остановиться. До сих пор, спустя 20 лет, мы с Ниной с удовольствием вспоминаем, как опозорились перед всей школой.

Лев Новоженов, писатель, телеведущий:

– Когда меня в очередной раз исключили из института, то, чтобы восстановиться, было необходимо представить положительную характеристику с какой-нибудь комсомольской стройки. По путевке горкома комсомола я поехал на строительство глиноземного комбината в город Ачинск. Сначала работал бетонщиком, затем перешел на кирпичный завод и работал заставщиком. Жил в общежитии вместе с условно освобожденными. От Ачинска осталось, конечно, много воспоминаний, но это не какие-то конкретные случаи, а скорее картины: серый деревянный вокзал начала века, на котором в свое время останавливался Сталин по пути в ссылку, воющий ветер, я куда-то иду в резиновых сапогах и комбинезоне по грязным и топким улицам. Я должен был там год отработать, но выдержал только шесть месяцев. В итоге характеристику так и не получил, да она мне и не потребовалась потому что решил не восстанавливаться, а поступил в другой институт.

Татьяна Полякова, писатель:

– В школе все вокруг, и я в том числе, были уверены, что по призванию я – технарь. У меня были отличные оценки по всем предметам, но точные науки были в тот момент мне наиболее интересны. Даже собиралась поступать на археологический факультет, рассудив, что эта наука требует математического склада ума. В старших классах я перешла в новую школу и там познакомилась с Генриеттой Александровной Петровой – учительницей русского языка и литературы, оказавшей большое влияние на всю мою дальнейшую судьбу. Я очень многим обязана этой мудрой женщине. Именно она убедила меня в том, что мне необходимо поступать на филологический. До сих пор при каждой нашей встрече не устаю благодарить ее за этот совет и за все, что она для меня сделала.

Олег Попцов, писатель, политик:

– Помню, я был влюблен в учительницу истории, молодую и очень красивую, и думал, как произвести на нее впечатление. Моя мама была знакома с академиком Тарле, более того, он за ней ухаживал и нередко бывал у нас в гостях. Его книгу о Наполеоне я прочел от корки до корки. И на уроке, посвященном французскому императору, поднял руку и говорил минут 15. Класс, разинув рот, слушал, а учительница очень мило улыбалась. Я был просто счастлив. Но потом учительница меня прервала и сказала: «Ну, хватит, Попцов, урок все-таки веду я». И на этом, как вы понимаете, мое счастье и закончилось, ни к какому роману с ней все мои усилия не привели.

Эдвард Радзинский, писатель, телеведущий:

– В младших классах на вопрос, кем хочу быть, я всем твердо обещал, что стану оратором. Такой странный выбор вызывал большое недоумение не только у сверстников, но и учителей. И классная руководительница объяснила мне, что такой профессии не существует. Когда же я спросил ее про Демосфена и Цицерона, она сказала мне, что это было в древности. К этому спору мы вернулись через некоторое время, когда я прочел речи Корабчевского и других знаменитых русских адвокатов и опять принялся мучить ее, но она, как сейчас помню, ответила, что раньше адвокаты действительно говорили речи, а сейчас они только защищают подсудимых. Ближе к концу школы я сменил убеждения, и эта тема перестала меня волновать. Но любопытно, что лет 15 назад на праздновании своего 80-летия учительница сама мне напомнила о нашем споре, когда спросила: «Помните, вы мне обещали, что будете оратором?»

Лариса Рубальская, поэт:

– В школьные годы я, как ни странно, любила 1 сентября. Уже в конце августа с легким волнением начинала думать о том, что изменилось в нашем классе, как мы сядем, какие новые мальчишки придут к нам. С тех пор прошло несколько десятков лет, но даже и сейчас каждый сентябрь с легкой грустью смотрю на ребят, идущих в школу, на их яркие букеты. Училась я, впрочем, далеко не всегда хорошо, некоторые предметы давались трудно. Была не самой благополучной ученицей, и никаких оснований предполагать, что когда-то потом меня будут показывать по телевизору и брать у меня интервью, ни у родителей, ни у учителей не было. Оценки в дневнике я, случалось, подделывала, но мне это не помогло: в моем аттестате зрелости нет ни одной четверки – одни тройки. А осенью после десятого класса, когда кто-то из моих подруг уже замуж вышел, а кто-то поступил в институт, я пересдавала химию. В десятом классе, можно сказать, осталась на второй год, но каким-то чудом я ее все-таки сдала.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
999
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2829
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1597
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1966

Другие новости