0
3642
Газета Персона Интернет-версия

03.08.2017 00:01:00

Мне кажется, я узнаю себя

Тэги: поэзия, москва, графомания, копенгаген, чиновники, библиотеки, петербург, реализм, интроверты, экстраверты, facebook, верлибр, инфантильность, амбиции


Тот мальчик, читающий стихи.	Неизвестный художник первой половины XIX в. Мальчик с книгой. (Портрет Ираклия Моркова). 1800-е. 	Копия с картины Василия Тропинина. Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник
Тот мальчик, читающий стихи. Неизвестный художник первой половины XIX в. Мальчик с книгой. (Портрет Ираклия Моркова). 1800-е. Копия с картины Василия Тропинина. Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник
Геннадий Каневский уверяет: он пишет о том, чего не может отыскать среди прочитанного. Не пытается пересказать старое, создает новое. За что и любим читателями и сетевых, и бумажных изданий. Один из заметных поэтов, он не признает в искусстве вторичности. О подлинном искусстве, чтении и постмодерне как частном случае неомодернизма с Геннадием КАНЕВСКИМ поговорил Владимир КОРКУНОВ.


– Геннадий Леонидович, говорят, вы родом из сетературы…

– Честно говоря, мне кажется, сам термин «сетература» – это такой атрибут конца 1990-х – начала 2000-х годов, и он целиком остался в том времени, а сейчас воспринимается как анахронизм. Вместе с термином ушло и четкое деление на сетевую и бумажную литературу, как ушла и особая стилистика, присущая сетевым писаниям на заре Рунета – она растворилась в современном литературном языке, была им поглощена и усвоена. Что же до бытующего до сих пор убеждения – что, дескать, бумага – это некий фильтр, барьер для откровенной графомании, а в Сеть можно вываливать все что угодно, – оно в корне неверно.

– А как вы оказались на страницах литературной периодики?

– Это мне помогло в свое время сделать довольно забавное мероприятие – так называемый Открытый командный чемпионат Москвы по поэзии, идея которого была вброшена в поэтическое сообщество сооснователем сетевого (опять же) лито «Рука Москвы» Юрием Ракитой и подхвачена культуртрегерской группой «Культурная инициатива» – Юрием Цветковым и Данилом Файзовым. Некоторые из прочитанных мною стихов показались интересными заведующей отделом поэзии «Знамени» Ольге Ермолаевой, и она благословила мою первую подборку (до того, правда, одно стихотворение уже появилось на страницах издающегося в Копенгагене русского литературного журнала «Новый берег»). Было это в 2006 году. Впоследствии наши литературные взгляды с Ольгой Юрьевной довольно сильно разошлись, но я неизменно ей благодарен за ту публикацию, за которой последовали и другие – в других журналах.

– Вы очень активно общаетесь в сети Facebook. Получается, эпоха посиделок на кухнях, да и салонные/библиотечные эпохи ушли?

– Общаюсь, но у меня очень «литературная» френдлента. Опять же – это не цель, а средство. Любимые мной авторы вывешивают в Facebook новые стихотворные тексты. Организаторы литературных мероприятий – информацию о литвечерах и иных событиях, многие из которых достаточно уникальны (скажем, приезд интересного зарубежного автора, редко бывающего в России), и пропустить их было бы обидно. Но салоны, библиотеки и кухни не только никуда не ушли – они переживают, похоже, второе рождение. Отчасти это связано с настойчивыми попытками унификации культурной политики государства и вообще – с настойчивым вмешательством чиновников в культуру. Частное пространство в этом смысле – отдушина, и преимущество литературы (в особенности – поэзии) в том, что это наиболее камерный и, следовательно, подходящий для салонов, библиотек и кухонь формат, позволяющий слову звучать. Восприятие стихов не только глазами, но и на слух – одна из базовых потребностей читателя поэзии. Он очень часто более слушатель, чем читатель.

– Поэзия – удел интровертов?

– Поэзия, в чем я, видимо, солидарен с Бродским, – средство развития языка, ее наличие – гарантия того, что язык не застыл и не умрет, растворившись в готовых формулах, канцеляризмах и блатной скороговорке. А уж через кого языку угодно развиваться и выражать себя – не важно. Это может быть интроверт, экстраверт… Хотя какой-то момент рефлексии, остановки и сосредоточения для возникновения поэзии, несомненно, необходим. Но такой момент может быть и у экстраверта – ведь не киборг же он.

– Что закончилось раньше – постмодернизм или читатель?

– Мне кажется, в этом вопросе есть элемент школьной или университетской схоластики: а давайте-ка, дети, нарисуем временную таблицу: с такого-то по такой-то год – романтизм, затем он резко обрывается, с такого-то по такой-то – реализм, потом его случайно застрелил пьяный Сологуб, и начался модернизм, но и он… и т.д. На самом деле ничего не пропадает, все усваивается, перетекает, ручьи вливаются в реки, а те – в моря. Мне, например, кажется разумной концепция известного воронежского литературоведа Александра Житенёва, в очень грубом и приблизительном изложении гласящая, что постмодерн есть лишь частный случай более широкого течения – неомодернизма, своего рода возврата к неумершему и не выработанному до конца литературному и художественному потоку первой половины прошлого века. И реализм в различных его ипостасях тоже никуда не делся, как мы видим, и вполне усвоил модернистские приемы. Да и читатель не закончился – возможно, слегка поредел, но поэзия никогда и не была массовым жанром, и «стадионная эпоха» – это скорее доброкачественная опухоль, чем нормальное развитие тканей. А то, что читатель не может считать все цитаты и распознать центоны, так при этом он вполне способен воспринять интонацию, иронию, гротеск, звукопись, лирическую дерзость или эпический размах. Если же ничего этого в тексте нет, а есть только цитаты и центоны, то не постмодернизм виноват: перед нами скорее всего просто плохие стихи.

– Есть подозрение, что поэзии читатель не очень-то и нужен…

– В момент написания – совсем не нужен. Это, как говорилось в известном анекдоте по иному поводу, темное, печальное и одинокое дело, но кто-то должен им заниматься. А вот потом, когда поэтический текст отчужден от автора и пущен, что называется, в мир, – читатель нужен ему, и, что даже важнее, он нужен читателю. (Возможно – только одному, единственному читателю.) Хотя последний может встать в позу и заявить, что ни в какой поэзии он не нуждается. Но за такие слова он непременно будет наказан, мы-то знаем! Вся эмоциональная, а затем и интеллектуальная части его личности превратятся в пустыню, и дети не подадут ему стакан воды на смертном одре (зловеще смеется)!

– Вы как-то говорили, что ваша амбиция – не карьера, в том числе поэтическая, а возможность выговорить главные для вас слова/вещи…

– Не столько главные, пожалуй (мне трудно определить, какие из них главные, а какие второстепенные), сколько те, которые пытаются быть выговоренными в этот конкретный момент. Моя амбиция, таким образом, скорее просвещенно-читательская: я хотел бы прочесть как можно больше того, чего нельзя не прочесть, и попытаться выразить в меру данных мне (скромных) сил то, что не смог найти среди прочитанного.

– Наталия Черных писала, что в стихах вы изображаете контекст вещей – как я это понимаю, обстоятельства, в которые эти вещи помещены. И все же очевидны и лирическая основа, и некая инфантильность вашего героя. Всякий раз (пере)открываете мир заново?

– Я (в силу упомянутой инфантильности героя, а стало быть, неизбежно и самого автора) хотел бы убрать проявление вот этого самого «я» из стихов и из возможной интерпретации. Что и понятно: вот мир, который я описываю, но который от меня и каких-либо моих усилий, как бы я этого ни хотел, не зависит. В нем я не объект, а субъект, одушевленная зверушка среди других зверушек и предметов. Это позиция страдательная, и избавиться от страдательности можно только одним способом: пассивно противостоя миру, замыкаясь в пассивном противостоянии и настаивая на нем. То есть это позиция инфантильного стоика, как ни парадоксально это звучит. Лирическое, если оно тут и есть, – следствие такой позиции.

– Даже в ямбе себе не отказываете. Он все еще современен?

– Нет современного и несовременного размера. Несовременны вторичность и стертость языка, отсутствие движения внутри стихотворения, скудость взгляда и шаблонность приема. Чтобы понять, насколько свежо и современно может звучать ямб, можно почитать, например, стихи Николая Звягинцева или Василия Бородина. Не размер выбирает себе поэтический текст, а текст, который не может быть не написан, выбирает себе размер, в котором он будет написан.

– Рецензенты отмечают: как поэт вы проделали большой путь – от, скажем так, сайта самопубликаций к самому себе…

– Рецензентам виднее. А мне кажется, я мало изменился. Овладел новыми формами (хорошо или нет – судить не мне) просто потому, что в какой-то момент стал слушать то, что звучит вокруг, не столько поэтические тексты, сколько шум и скрип времени, что ли, порой, кстати, очень дисгармоничный, и все равно не слышать и не слушать его невозможно. Но какая-то самая главная нота осталась прежней. Короче «мне кажется, я узнаю себя/ в том мальчике, читающем стихи». У всех это по-своему. Один мой знакомый, петербургский поэт, писавший крепкие, но не особенно выдающиеся стихи, в какой-то момент выпустил превосходный сборник, тут же замеченный и высоко оцененный коллегами и критикой (с тех пор, кстати, он не снижает планку). Когда я его спросил, что произошло, он признался, что первые стихи «нового типа» пришли к нему после того, как у него родился сын, первенец.

– Ваша поэтика продолжает трансформироваться. Как говорится: то ямбы, то верлибры. Продолжаете поиск?

– Не хочется замыкаться на чем-то одном. Пишу я не так много, но пишется все время по-разному. Хорошо это или плохо – не знаю. Вот сейчас стали писаться какие-то тексты, связанные с числами, причем это не столько хлебниковская эзотерическая нумерология, сколько некий отголосок так называемой списочной поэзии, что ли. Какие-то минималистические тексты тоже бывают. Мультимедийные жанры пока не освоил, но с интересом поглядываю на удачные опыты в этой области высоко ценимого мною Андрея Черкасова и его молодых коллег, и думаю – чем черт не шутит?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
684
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2417
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1614
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1240

Другие новости