0
2688
Газета Филология Интернет-версия

07.12.2000 00:00:00

Тайная литература в идеях Петербурга

Тэги: Ахматова, Иванов, Арьев


История ленинградской неподцензурной литературы: 1950-1980-е годы. Сборник статей. - СПб: "Деан", 2000, 176 с.

Всякое издание, название которого начинается со слова "история", а продолжается словом "литературы", можно изначально воспринимать как полновесное и всеобъемлющее описание предмета - в данном случае действительно литературы определенного периода. Где уже литература рассматривается как система, расставлены все точки, выделено главное: "самым значительным литератором данного периода был..." и т.п.

Но причина появления этой книги - другая. Сборник большей частью (за исключением статьи Бориса Никольского о Союзе советских писателей, критически, но изнутри повествующей о нравах этой институции) отражает тезисы материалов семинара "Ленинградская неподцензурная литература 1950-1980-х годов", работавшего почти каждую пятницу в течение года в Музее Ахматовой в Фонтанном доме, а также конференции, прошедшей по результатам семинара в декабре 1999 года в особняке Кшесинской.

Вдохновителем семинара и конференции был один из соредакторов сборника Борис Иванович Иванов, писатель, журналист, фигурант того самого неофициального литературного процесса, исследованию которого и посвящен сборник.

Книга - фиксация семинара. С поправкой: в ней - только ничтожная часть того, что звучало в докладах и дискуссиях.

Темы, рассматриваемые в статьях сборника, неравнозначны. Больше всего внимания уделяется поэзии. Минимальное обращение к прозе (Сергей Коровин, Федор Чирсков, Рид Грачев, Валерий Холоденко и все). Произведения Чирскова и Холоденко до сих пор полноценно не изданы. О писателях пишут близкие друзья: о Чирскове - Андрей Арьев, о Коровине - Нина Савченкова, что тоже косвенно свидетельствует о том, насколько мало известны рассматриваемые персонажи.

Начинается сборник с попытки взгляда на эпоху в целом. Статьи об общей проблематике написаны Валерием Сажиным, Борисом Ивановым и Вячеславом Долининым. Завершается книга специальными работами филологов Игоря Сухих и Людмилы Зубовой на материале ленинградской неподцензурной литературы.

Одной из важных тем, поднимавшихся на семинаре, являются взаимоотношения, круг общения людей, участвовавших во "второй культуре". В сборнике этому вопросу напрямую посвящены лишь две статьи - Елены Кумпан "Наши старики" и Татьяны Никольской "Круг Алексея Хвостенко".

Если сказать подробнее о поэзии (а это единственная часть неподцензурной ленинградской литературы, о которой в связи с этим сборником можно говорить подробнее), то в сборнике оказался четко намеченным определенный круг поэтов, без имен и поэзии которых невозможно помыслить себе ленинградскую неофициальную культуру этих десятилетий.

Уже умершие: Иосиф Бродский (которого упоминают во многих местах и с разных сторон); о нем - статья Бориса Рогинского, непосредственно анализирующая тексты, на достаточно тривиальную, но не очень широко пока разработанную тему "Бродский и джаз"; Леонид Аронзон, о поэзии которого интересно рассказывает Валерий Шубинский, содействовавший изданию одного из сборников поэта; Роальд Мандельштам (о нем - опять же Рогинский).

В середине - самое интересное (об этом явлении высказывается в этом сборнике Игорь Сухих: "большинство докладчиков совмещают в себе рыбака и рыбу, шницель и повара"), а именно - сами авторы неподцензурной литературы осмысливают те или иные проблемы ее существования. Примеров "повара и шницеля" в сборнике достаточно (но все же существенно меньше, чем на семинаре). Самый яркий - Виктор Кривулин, рассказывающий о "петербургской спиритуальной лирике" - или, по-другому, о религиозной проблематике у таких поэтов, как Александр Миронов, Василий Филиппов, Олег Охапкин, Елена Шварц, Сергей Стратановский, Петр Чейгин; при этом Кривулин на забывает сказать и о себе.

Еще есть в сборнике заметки Светланы Ивановой о флоре и фауне в произведениях авторов "второй культуры" - она рассматривает стихи Сергея Стратановского (ранние), Елены Шварц и Василия Филиппова.

В общем, какая-то историко-литературная линия начерчена, но остается ощущение, что эта линия несколько дискретна и подлежит дополнительной корректировке.

В частности, корректировке должна подвергнуться и краткая библиография - не очень понятно, для чего помещенная в конце книги, - как в силу явной неполноты (о некоторых персоналиях не упоминается ни словом), так и потому, что некоторые упомянутые в ней работы были позже переизданы в переработанном виде: пример переизданий - статьи и материалы критика Владислава Кулакова даны вразброс (хотя еще в 1998 году были изданы отдельной книгой "Поэзия как факт"), 14-й номер "Нового литературного обозрения" тоже "раскидан" по авторам, хотя в нем - большой блок материалов по ленинградской неофициальной литературе, и его стоило бы упомянуть специально.

В предисловии говорится, что эта книга - только начало изучения соответствующего контекста. Ходят слухи (=есть надежда), что выйдет еще один сборник статей. Может быть, с помощью дальнейших изданий удастся получить более полное и цельное представление о ленинградской неподцензурной литературе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1548
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1750
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1859
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4217

Другие новости