0
1406
Газета Филология Интернет-версия

14.11.2002 00:00:00

Этот неуловимый инвариант

Тэги: Агапкин


Т.А. Агапкина. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. - М.: "Индрик", 2002, 816 с. - ("Традиционная духовная культура славян. Современные исследования").

Перед нами фундаментальный свод материалов по народному календарю. Цель исследования - выявить общие основы календарной обрядности и мифологии у славян. В книге Т.А. Агапкиной эти основы предстают как набор "тем". Расплывчатым и беспредметным это понятие кажется лишь на первый взгляд. На самом деле речь идет о некоем представлении, которое определяет мифологический характер календарной даты и должно выявляться лишь при анализе самых разных источников. Кроме собственно календарных обрядов, в их число входят приметы, всяческие пословицы и присловья, ну и, конечно, хрононимы - названия соответствующих дат в разных славянских народных календарях. Например, исследовательница собирает все данные по русской Масленице и ее западно- и южнославянским аналогам и объединяет все это в разделе "Тема: плодородие и фертильность". Это означает, что смысл масленичных обрядов заключается в магической стимуляции плодородия земли и соответственно фертильности женщин.

Интересны, конечно, не "темы" сами по себе, а то, как они следуют друг за другом. Агапкина обнаруживает отчетливое противопоставление календарных "тем" до и после прохождения главного календарного рубежа - после наступления нового года, который у славян в древности приходился на раннюю весну. По одну сторону рубежа - "плохое время", когда по земле ходят демоны и мертвецы, временно возвратившиеся с того света, а живые вынуждены следовать множеству запретов (Тодорова неделя и вторая неделя Великого поста), по другую - "хорошее время", когда природа возрождается и всякое начинание приносит успех (после Благовещения).

Наблюдения Агапкиной, касающиеся славянского нового года, отчасти подтверждают теорию "Вечного возвращения" Мирчи Элиаде. Напомним, суть этой теории в том, что для архаического мироощущения характерно, с одной стороны, восприятие времени как цикла, с другой - отождествление социума и космоса. Так что прохождение календарного рубежа, в особенности новогоднего, мыслилось как смерть-воскресение и природы, и человеческого коллектива одновременно.

И все же возникает впечатление, что в большинстве случаев "новогодние" темы не выстраиваются в архетипическую последовательность, а как бы перемешаны и "размазаны" по всему протяжению рассматриваемого Агапкиной календарного отрезка. Масленица с ее продуцирующей магией предшествует Великому посту, а поминальные обряды, кроме Тодоровой недели, проводятся еще и на Пасху, в Семик и на Троицу. Связано ли это с тем, что христианский и языческий календари, наложившись друг на друга, так и не слились окончательно, или же дело в неких ареальных различиях (как-никак суммируются разные традиции), - из изложения Агапкиной не совсем понятно. В результате искомый инвариант славянского народного календаря оказывается каким-то неуловимым и неосязаемым.

Несмотря на это, работу Агапкиной можно и нужно рекомендовать как увлекательную энциклопедию славянских календарных обычаев, в которой встречаются действительно уникальные факты. Например, тот, что российский мордобой по праздникам также изначально подразумевал магическую стимуляцию плодородия.

Большим достоинством книги, безусловно, являются указатели. Кроме предметно-тематического указателя и указателя хрононимов, есть еще и совершенно замечательный указатель "основных тем, сюжетов, мотивов и ритуальных действий" - фактически краткий конспект книги. Так что труд Агапкиной - это настоящий подарок тем, кто занимается/интересуется календарной мифологией. Жаль только, что хрононимы в тексте книги далеко не всегда сопровождаются указанием календарной даты. Возникает парадокс, определенно не предусмотренный автором: ключом к работе о латентном славянском язычестве в полной мере обладает лишь "воцерковленный" читатель (малочисленные профессионалы, которые должны все это знать независимо от вероисповедания, не в счет), а такого читателя исследование Агапкиной вряд ли обрадует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1414
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1356
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1581
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1303

Другие новости