0
2074
Газета Поэзия Интернет-версия

04.09.2008 00:00:00

Медленный выдох со стонами

Тэги: сапгир, поэт, сборник, стихи


сапгир, поэт, сборник, стихи

Генрих Сапгир. Складень. – М.: Время, 2008. – 928 с. (Поэтическая библиотека).

Имя Генриха Сапгира (1928–1999) известно не только поклонникам элитарного искусства. Причем с младых ногтей: как детский поэт Генрих Сапгир достиг высочайшего признания – фольклорной анонимности. В «Складень», самый полный на сегодня сборник, его стихи вошли так, как он их писал, – неотрывными друг от друга, целыми книгами, без изъятий. Часть стихов публикуется впервые.

Генрих Сапгир в равной степени принадлежит 60-м, 70-м, 80-м и 90-м годам. Барачный поэт, «лианозовец», классик современного русского авангарда – каковы бы ни были определения, стержень сапгировских творений остается неизменным: смысл поэзии – писать то, что вокруг тебя. Не искать ее в книгах или в заоблачной выси. Жизнь, какая она есть, – в ней поэзия. И цветок, и ветка, и наши мысли. Перемещая и синтезируя элементы слогов, слов и сочетаний, Сапгир доводит их до состояния поэтического кипения. Идея для искусства не так важна, как способ и мастер, ее воплотивший. Другими словами – полутона, тонкости, впечатление┘«Вообще-то стихи можно писать разными способами, лишь бы хорошо получалось, поэты знают, стихи сами по себе – условность».

Первая книга «Голоса» появилась в конце 50-х. Это была актуальная русская поэзия, совершенно несоветская. Не анти-советская, а не-советская, отвергающая саму советскую ментальность. Стихотворение «Война будущего» – яркий пример. Первая строфа состоит из одного слова «Взрыв!», далее – страница многоточий. Завершающее «Жив!?!», оттесненное бессловесным точечным пространством – звучным аккордом, подытоживает тему. Каждое слово – на вес золота, ни одно не проскользнет в спешке и не останется незамеченным. Знаки препинания – тоже. Поистине оригинальным жужжанием звучит «Песнь одинокого комара» из книги «Дети в саду» (1988): «О– /дин /ди– /тя /тя– /ни /нить // парк /мерк /оки /свет /гон /ветр /пруд /над /вбок // ночь /в зерк /глаз /сверк /рук /плеч /лечь! – /вдруг /звук /– гнусь /прочь /брысь!» Здесь проявляется еще один, индивидуальный прием работы поэта со словом – использование вместо целых слов их фрагментов, часто попадающих в рифму и соответственно обновляющих и оживляющих ее.

На предмет границ в поэзии Иосиф Бродский (чье творчество часто сопоставляют с творчеством Сапгира) говорил, что существует две возможности: либо предпринять попытку прорваться сквозь барьеры, либо возлюбить их. Сапгир оказался в авангарде творцов, пожелавших «прорваться», преодолевая традиционную форму.

«А вот миниатюрный/ набор/ скальпелей пилок и щеточек/ как в кабинете у Онегина –/ паутину снимать/ с глаз и ушей/ вынимать из мозга/ злобных жучков/ глубоко засевших/ клещей┘» (из книги «Тактильные инструменты» (1989–1999). Близлежащая реальность препарируется и превращается в искусство. Его читатели – не только собеседники-поэты (свойство Серебряного века), но и просто граждане и гражданки. Таков его «домашний» пафос.

Неотъемлемый источник вдохновения – воздушная стихия. Вселенная дышит, ребенок дышит, деревья дышат – на протяжении всей своей жизни, практически никогда этого не осознавая. Важны промежутки, ритмизованные пустоты. А это и есть дыхание: пощипывают струны души/ (глубочайший вдох)/ (медленный выдох со стонами)// душу ночью гонят сквозь чащу (по-собачьи дышать/ часто-часто) // упустили дичь/ (выдох-вдох)/ (выдох-вдох) (Из книги «Тактильные инструменты»).

У Сапгира не случайны и построение строк, чередование обычного шрифта с курсивом, каждый кубик поэтической пирамиды занимает отведенное место; фигуры стихов притягивают геометрической точностью и хаотичной самобытностью, заставляя работать правое и левое полушарие головного мозга. Сапгир искал новую гармонию в языке – и находил. И в этом сборнике снова слышится незабываемый голос Поэта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1271
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1216
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1451
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1196

Другие новости