0
1579
Газета Поэзия Интернет-версия

11.09.2008 00:00:00

Мечты и думы мудрого дитяти

Тэги: коневский, поэт, стихи


коневский, поэт, стихи Падение – тоже источник вдохновения.
М.Врубель. "Демон поверженный". 1902. ГТГ

Иван Коневской. Стихотворения/ Вступ. ст., составление, подготовка текста и примечания А.В.Лаврова.– СПб., М.: ДНК, Прогресс-Плеяда, 2008. – 298 с.

Иван Коневской (настоящее имя – Иван Иванович Ореус (1877–1901) – поэт и критик, своего рода легенда русского символизма. Однако, несмотря на заметное воздействие, оказанное им на других символистов и поэтов постсимволистской эпохи, того места в истории русской литературы и в читательском сознании, которое ему по праву принадлежит, он не занял и по сей день. Ивана Коневского знают лишь немногие ценители русской поэзии символистской эпохи. Одной из причин подобного забвения стала ранняя смерть поэта: он утонул, купаясь в лифляндской реке Аа, не достигнув 24 лет.

В своей мистической устремленности к постижению мирового всеединства Коневской стоял особняком среди деятелей «нового» искусства, сформировавшихся в 1890-е годы. Во многом он предвосхитил творческие искания символистов «второй волны», заявивших о себе в литературе в начале ХХ века: Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова. Дмитрий Святополк-Мирский относит Коневского к тому типу поэтов, чье творчество «складывается не из переживаний и настроений, а из объективированных образов и мыслительных обобщений». Поэтические дерзания, не исполненные высшего смысла, не вписывающиеся в обобщенную философскую перспективу, представляются ему ненужными, не имеющими серьезной значимости.

Подчеркнуто усложненный индивидуальный стиль Коневского, заставлявший современников говорить о «прекрасной корявости», «первобытности», оказался на редкость продуктивным для последующих лет развития русской литературы, когда Вячеслав Иванов, Владимир Нарбут, а затем Борис Пастернак и Николай Заболоцкий в своих натурфилософских стихах стали искать новые средства для решения тех же задач, что стояли перед Коневским: создать метафизическую поэзию, постигающую и обнимающую весь мир.

Единственная изданная при жизни Коневского книга была новаторской и гармонично соединяла в себе стихи и прозу. Первоначально задуманное им название книги «Чаю и чую. Гласы и напевы» отображало содержание его поэтического мира с исключительной точностью и лаконичной полнотой. Однако позже это название было заменено автором на «Мечты и Думы», менее индивидуализированное и объективное. В первой части данного издания в полном объеме воспроизведена стихотворная часть книги «Мечты и Думы». При этом раздел «Видения Странствий», состоящий из стихотворений и прозаических фрагментов, печатается полностью, как художественное единство. Вторую часть составили стихотворения, написанные после формирования книги «Мечты и Думы». Третья часть содержит ранние стихотворения, не включенные автором в книгу, а также незавершенные тексты, многие из которых публикуются впервые. Вступительная статья и комментарии привлекают множество архивных источников. Таким образом, это первое практически полное издание стихотворного наследия одной из ключевых для русской поэзии фигур рубежа XIX и XX веков.

Стихи Коневского – прежде всего опыт личностного самовыражения, фиксация в ритмизованной форме раздумий на разные темы, порою общего характера, и неизменно под метафизическим углом зрения. Безгранично расширив пространство своего восприятия и вместе с тем ограничив его рамками рефлектирующего сознания, обращенного к самому себе, Коневской оставил для себя лишь одну возможность творческой реализации – погружение в глубину собственной индивидуальности. Его влечет слияние с абсолютом: «Выше, выше,/ Шире, шире, звуки!/ Если нет к тому преград┘/ Страсти нет, но поднялися руки,/ И – миры отрад┘// Ах, куда же звуки эти/ Дух забитый занесут?/ Как отныне стану жить на свете?/ Ждет великий суд» («В Поднебесьи»). Рано созревший мятущийся дух обретает крылья и поднимается в высоту, надеясь охватить необъятность бытия. Но молодые крылья не всегда могут превозмочь земное притяжение, и падение тоже становится источником вдохновения. Голос обретает новые оттенки: «Пугливый дух, усталый, неизвестный,/ Забился над заглохшею водой./ Над ним высоко – светлый мир небесный./ Но вечен ли он, светлый и простой?// Забытый дух, суровый и пугливый,/ Ребенок, росший меж седых отцов,/ Что ждет твои безмолвные порывы,/ Ты выйдешь ли на волю из лесов?» («Бледная весна»). Поэтическое слово значимо для Коневского прежде всего в силу способности быть вместилищем мысли и формой ее развития. Отсюда молитвенное благоговение перед волшебной властью этих крупиц, условных звуковых значков: «Вязи медленно-искусное плетенье,/ Гибкой мысли завитки –/ Вейся ввысь, тянись, волшебное растенье,/ Оперяй свои листки!» («Вязи медленно-искусное плетенье┘»)

Все опыты творческой самореализации поэта вдохновлены одним импульсом – восприятием любого частного явления в контексте целого. Все его созерцания и умозрения представляют собой воспринимаемую реальность как совокупность отблесков предвечной Красоты. Переживания предустановленной мировой гармонии раскрываются в творческих медитациях поэта: «Если всмотришься в дальнее небо,/ Где блуждают деревьев вершины,/ Утихают людские кручины,/ Замирает людская потреба. ┘И всегда, в эти бездны благие/ устремляя прозор свой далекий,/ Жду, что в чистом и полном потоке/ Увлечет меня духа стихия» («Порывы»).

Валерий Брюсов, хорошо знавший и даже «протежировавший» юного коллегу по перу, в статье «Мудрое дитя» писал: «Блуждая по тропам жизни, юноша Коневской останавливался на ее распутьях, вечно удивляясь дням и встречам, вечно умиляясь на каждый час, на откровения утренние и вечерние, и силясь понять, что за бездна таится за каждым мигом». Самым горячим и искренним стремлением Коневского было преодолеть двойственную природу – избавиться от своей и приобщиться к божественной. Каждый его возглас разбивает узы стихотворных правил и подчиняется только вибрациям души: «Волокна, мышцы все теснятся/ Вперед и вверх; тепло и дух/ Зовут, чтоб силами меняться,/ Чтоб совершался жизни круг» («Наброски оды»).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1273
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1216
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1453
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1197

Другие новости